Слайд 2Влажность воздуха
Цель урока: познакомиться с новыми понятиями - абсолютная и относительная
влажность, со способами измерения влажности, научиться измерять влажность с помощью психрометра, показать значение влажности в жизнедеятельности человека, в формировании климата, научиться определять относительную влажность с помощью психрометра.
Слайд 3ВЗАИМООЦЕНКА
1 ВАРИАНТ: 1) Что называется парообразованием?
Ответ: Явление превращения жидкости в пар.
Слайд 4ВЗАИМООЦЕНКА
2 ВАРИАНТ:1) Что называется испарением?
Ответ: Парообразование , происходящее с поверхности жидкости.
Слайд 5ВЗАИМООЦЕНКА
1 ВАРИАНТ: 2)От чего зависит испарение?
Ответ: рода вещества, температуры, площади
поверхности жидкости, наличия ветра.
Слайд 6ВЗАИМООЦЕНКА
2 ВАРИАНТ: 2)Что такое конденсация?
Ответ: Явление превращения пара в жидкость.
Слайд 7ВЗАИМООЦЕНКА
1 ВАРИАНТ: 3) Что происходит с энергией при испарении пара?
Ответ: Вылетающие
молекулы уносят с собой энергию. Внутренняя энергия пара уменьшается.
Слайд 8ВЗАИМООЦЕНКА
2 ВАРИАНТ: 3) Что такое динамическое равновесие?
Ответ: Число молекул, вылетивших из
жидкости равно числу молекул пара, возвратившихся обратно в жидкость.
Слайд 9ВЗАИМООЦЕНКА
1 ВАРИАНТ: 4) Какой пар называют насыщенным , а какой пар
не насыщенным?
Ответ: Пар , находящейся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называют насыщенным, а пар не находящейся в динамическом равновесии со своей жидкостью , называется ненасыщенным.
Слайд 10ВЗАИМООЦЕНКА
2 ВАРИАНТ:4) Что такое удельная теплота парообразования?
Ответ: Физическая величина, показывающая, какое
количество теплоты необходимо , чтобы обратить жидкость массой 1 кг в пар без изменения температуры, называется удельной теплотой парообразования.
Слайд 11ВЗАИМООЦЕНКА
1 ВАРИАНТ: 5) Как изменяется температура окружающего воздуха при конденсации водяного
пара?
Ответ :Конденсация водяного пара связана с повышением температуры окружающего воздуха.
Слайд 12ВЗАИМООЦЕНКА
2 ВАРИАНТ:5) Что происходит с энергией при конденсации пара?
Ответ: При
конденсации пара , энергия увеличивается.
Слайд 14
Вода занимает около 70,8% поверхности земного шара. Живые организмы
содержат от 50 до 99,7% воды. Образно говоря живые организмы – это одушевлённая вода.
В атмосфере находится около 13-15 тыс. куб. км воды в виде капель: кристаллов снега и водяного пара.
В среднем в атмосфере 1,24● 10*(16 ) кг водяного пара. И хотя его долю составляет меньше 1 % от общей массы атмосферы, его влияние на погоду, климат Земли, самочувствие людей очень велико.
Слайд 15Главный источник водяного пара в атмосфере:
– испарение воды с поверхности океанов,
морей, водоёмов, влажной почвы, растений. С водяных просторов и суши за год испаряется свыше 500 000 км3 воды, т.е. количество воды, почти равное количеству воды в Чёрном море.
Слайд 16В атмосфере под влиянием различных процессов водяной пар конденсируется , при
этом образуются …
облака, туман, осадки, роса. При конденсации влаги выделяется количество теплоты, равное количеству теплоты, затраченному на испарение.
Как это влияет на погоду?
Слайд 17Перемещение воздушных масс
приводит к тому, что в одних местах
нашей планеты на данный момент
испарение воды преобладает над конденсацией ,
Конденсация преобладает над испарением
Слайд 19Как же добыть воду в пустыне?
Воду можно добыть из воздуха.
Нужно расстелить на земле полиэтиленовую пленку или брезент и насыпать на нее камней. На утренней заре камни покроются капельками воды.
Слайд 20Воздух состоит из смеси различных газов
И некоторого количества водяных
паров .
Даже над пустыней воздух никогда не бывает абсолютно сухим.
Слайд 22Абсолютная влажность воздуха ρ
показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе
объёмом 1 м³ при данных условиях, т.е., чему равна плотность водяного пара.
Обратите внимание:
1. По плотности водяного пара
нельзя судить о степени его насыщения.
Степень насыщения водяного пара
зависит от количества водяных
паров, давления и температуры.
Слайд 23Относительной влажностью воздуха φ
называют отношение абсолютной влажности воздуха ρ к
плотности ρо насыщенного водяного пара при той же температуре, выраженное в %.
Чтобы судить о степени влажности воздуха, важно знать, близок или далёк водяной пар от насыщения.
Слайд 24Если влажный пар охлаждать, то при некоторой температуре находящийся в нём
пар станет насыщенным и начнёт конденсироваться (выпадает роса или иней, или появляется туман)
Температура, при которой пар,
находящийся в воздухе, становится насыщенным,
называется точкой росы.
Слайд 25Конденсационный гигрометр
Металлическая коробочка
Полированная стенка
Полированное кольцо
Теплоизолированная
прокладка
5. Резиновая груша
6.
Термометр
Определяет
абсолютную влажность воздуха
по точке росы
Налить эфир в коробку
Продувать грушей воздух
для быстрого испарения
Отметить температуру,
при которой на полированной
стенке коробки появится роса.
По таблице плотности
насыщенного водяного пара
определить абсолютную
влажность водяного пара.
Слайд 26Волосной гигрометр
Человеческий волос
при увеличении
влажности воздуха
удлиняется;
при уменьшении
влажности
воздуха
длина волоса уменьшается.
Стрелка, соединённая
с натянутым волосом,
показывает относительную
влажность воздуха.
Слайд 27Психрометр
1
2
3
1 - «Сухой» термометр –
показывает температуру воздуха
2
- «Влажный» термометр –
показывает «точку росы»
3 - Психрометрическая таблица
1. Снять показания «сухого»
и «влажного» термометров;
2. Определить разность
показаний термометров;
3. На пересечении столбцов
«температура воздуха»
(по вертикали)
и Δt (по горизонтали) найти
значение относительной
влажности воздуха
Слайд 29Практическая работа :«Определение относительной влажности воздуха в кабинете физики с помощью
психрометра.
Ход работы:
1. С помощью термометра измерьте температуру воздуха в классе = t сух термометр лабораторный.
2. Оберните резервуар термометра марлей так, чтобы кончик ткани свободно свисал вниз, и закрепите его ниткой.
3. Держа термометр за его верхний край, опустите свисающую часть ткани в воду. Вода должна смочить ткань. При этом резервуар термометра должен оставаться выше уровня воды в стакане.
4. Наблюдая за показаниями термометра, запишите показание «влажного» термометра = t влаж.
5. Результаты измерений занесите в таблицу.
6. С помощью психрометрической таблицы определите относительную влажность воздуха в классе.
Слайд 30Значение влажности воздуха
Предсказание
погоды
Производство
тканей, конфет,
табака и др.
Библиотеки,
музеи
Картинные
галереи
Нормальная влажность
воздуха 60 %
Хранение
овощей,
фруктов и др.
Больницы,
поликлиники, аптеки
Слайд 31Значение влажности воздуха
Если не увлажнять воздух искусственным путём, то недостаток влаги
будет компенсироваться испаре-нием с нашей кожи и слизистых оболочек, а также из растений, мебели и т.д.
Медики рекомендуют поддерживать влажность в помещении в пределах 40 – 60%
Слайд 32Значение влажности воздуха
Большое значение имеет знание влажности в метеорологии для предсказания
погоды. Конденсация водяного пара приводит к образованию облаков и последующему выпадению осадков. При этом выделяется большое количество теплоты.
Слайд 33Значение влажности воздуха
Чрезмерная влажность может вызвать образование плесени на почве, способствовать
гниению растений
Если влажность слишком низкая, наблюдается тусклая, поникшая листва, несезонный листопад
Слайд 34Значение влажности воздуха
Хранение произведений искусств и книг требует поддержания влажности воздуха
на необходимом уровне
Слайд 36Вывод
в воздухе всегда содержится некоторое количество водяного пара.
плотность водяного пара в
данных условиях называют абсолютной влажностью воздуха
в зависимости от температуры воздух может удерживать различное количество водяных паров; чем больше температура воздуха, тем больше водяного пара требуется воздуху для насыщения.
степень насыщенности воздуха водяными парами называют относительной влажностью, или отношение …………
если ненасыщенный воздух охлаждать, то он становится насыщенным при некоторой температуре и начинает конденсироваться – выпадает роса; температура в этом случае называется точкой росы
Слайд 37 выучите § 19, вопросы к нему и выполните творческое
задание: подберите народные приметы, связанные с влажностью воздуха. при этом, по желанию, вы можете просто записать их в тетрадь при этом объяснить их с точки зрения физики
Домашнее задание
Спасибо за работу на уроке!
Желаю успехов!
Слайд 38Домашнее задание.
Объясните народные приметы:
«Соль мокнет – к дождю», «Обильная роса
– к хорошей погоде».