Слайд 2Давно известно, что идея вечного двигателя неосуществима, однако она очень интересна
и познавательна с точки зрения истории развития науки и технологий. Ведь в поисках вечного двигателя ученые смогли лучше понять основные физические принципы. Более того, изобретатели вечного двигателя являются яркими примерами для изучения некоторых аспектов человеческой психологии: изобретательности, настойчивости, оптимизма и фанатизма.
Вечный двигатель (perpetuum mobile) – устройство, основанное на механических, химических, электрических или иных физических процессах. Будучи запущенным единожды, он сможет работать вечно и остановится только при воздействии на него извне.
Слайд 3Современная классификация вечных двигателей.
Вечный двигатель первого рода предполагал работать без извлечения
энергии из окружающей среды.
Он противоречит закону сохранения и превращения энергии и поэтому неосуществим.
Слайд 4Современная классификация вечных двигателей.
Вечный двигатель второго рода – это машина, которая
работает за счёт тепловой энергии, получаемой из «неисчерпаемого» источника (океана, атмосферы и т.п.)
Действие вечного двигателя второго рода не противоречит закону сохранения и превращения энергии, но нарушает второе начало термодинамики, и поэтому такой двигатель неосуществим.
Слайд 5Современная классификация вечных двигателей.
Вечный двигатель третьего рода.
Научного термина «вечный двигатель
третьего рода» не существует (это шутка), но существуют до сих пор изобретатели, которые хотят извлечь энергию из «ничего». Или почти из ничего. Теперь «ничего» получило название «физический вакуум», и они хотят извлекать неограниченное количество энергии из «физического вакуума». Их проекты по простоте и наивности не уступают проектам их предшественников, живших столетия назад. Новые вечные двигатели получили название «Вакуумно-энергетические установки»
Слайд 6Исторические попытки создания вечного двигателя.
Идея вечного двигателя возникла в Европе, по-видимому,
в XIII веке (хотя существуют свидетельства, что первый проект вечного двигателя предложил индиец Бхаскара в XII веке).
Вечный двигатель Бхаскара – колесо, по окружности которого под определённым углом крепились ёмкости, частично заполненные ртутью. По мере вращения колеса ртуть перетекала из одного конца ёмкости в другой, заставляя колесо совершить очередной оборот.
Слайд 7Неудачные конструкции вечных двигателей из истории.
Слайд 8Неудачные конструкции вечных двигателей из истории.
Высшей точки развития механические вечные двигатели
достигли благодаря Иоганну Эрнсту Элиасу Бесслеру, известного также как Орфиреус.
Принцип действия двигателя Бесслера точно неизвестен.
Слайд 9Проекты вечных двигателей.
Идея изобретателя: Колесо с перекатывающимися в нем тяжелыми шариками.
При любом положении колеса грузы на правой его стороне будут находиться дальше от центра, чем грузы на левой половине. Поэтому правая половина должна всегда перетягивать левую и заставлять колесо вращаться. Значит, колесо должно вращаться вечно.
Почему двигатель не работает: Хотя грузы на правой стороне всегда дальше от центра, чем грузы на левой стороне, число этих грузов меньше ровно настолько, чтобы сумма сил тяжестей грузов, умноженных на проекцию радиусов, перпендикулярную к направлению силы тяжести, справа и слева были равны (FiLi = FjLj).
Слайд 10Проекты вечных двигателей.
Цепочка шаров на треугольной призме
Идея изобретателя: Через трехгранную призму
перекинута цепь из 14 одинаковых шаров. Слева четыре шара, справа — два. Остальные восемь шаров уравновешивают друг друга. Следовательно, цепь придет в вечное движение против часовой стрелки.
Почему двигатель не работает: Грузы приводит в движение только составляющая силы тяжести, параллельная наклонной поверхности. На более длинной поверхности больше грузов, но и угол наклона поверхности пропорционально меньше. Поэтому сила тяжести грузов справа, умноженная на синус угла, равна силе тяжести грузов слева, умноженной на синус другого угла
Слайд 11Проекты вечных двигателей.
Магнит и желоба
Идея изобретателя: Сильный магнит помещается на
подставке. К ней прислонены два наклонных желоба, один под другим, причем верхний желоб имеет небольшое отверстие в своей верхней части, а нижний на конце изогнут. Если на верхний желоб положить небольшой железный шарик, то вследствие притяжения магнитом он покатится вверх, однако, дойдя до отверстия, провалится в нижний желоб, скатится по нему, поднимется по конечному закруглению и вновь попадет на верхний желоб. Таким образом, шарик будет бегать непрерывно, осуществляя тем самым вечное движение. Проект этого магнитного perpetuum mobile описал в XVII веке английский епископ Джон Вилкенс.
Почему двигатель не работает: Устройство работало бы, если бы магнит действовал на металлический шарик только во время его подъема на подставку по верхнему желобу. Но вниз шарик скатывается замедленно под действием двух сил: тяжести и магнитного притяжения. Поэтому к концу спуска он не приобретет скорость, необходимую для поднятия по закруглению нижнего желоба и начала нового цикла.
Слайд 12Вечный двигатель существование которого учёные не отрицают.
Есть один настоящий вечный двигатель,
наличие которого наукой не отрицается.
Эта сама Вселенная.
Слайд 13Информационные источники.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия
http://pm.far-for.net/
http://elementy.ru/
http://it-day.ru/technics/67-perpetuummobile