Слайд 1Третий закон Ньютона
Физика 9 «А» класс
Учитель физики сш № 31 Иванченко
Г.Н.
Тема урока:
15.10.2015 год. Пос.Жалагаш
Слайд 2 «…Что – то физики в почете.
Что
– то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
Дело в мировом законе. ...»
Б. Слуцкий.
Эпиграф
Слайд 3Цели урока:
1.Раскрыть содержание третьего
закона Ньютона.
2. Углубить знания
о взаимодействии тел.
3.Показать применение третьего
закона Ньютона в природе,
технике.
4. Умение находить решение
проблемы.
Слайд 4Задачи:
- обучающие: обеспечить в ходе урока усвоение следующих основных понятий как
взаимодействие тел, третий закон Ньютона; а также научных фактов о вкладе Ньютона и Галилея в развитие науки.
-развивающие: развитие познавательной активности и любознательности учащихся, сенситивности для возникновения познавательного интереса; развитие самостоятельности мышления, воображения, логического подхода к решению поставленных задач.
-воспитательные: воспитание интереса к предмету; формирование научного мировоззрения;
Методы:
словесный (беседа)
наглядный (рис., записи , презентация).
контролирующий (фронтальный опрос, тест, решение задач)
Слайд 5 Ньютон был первым, кто попытался сформулировать элементарные законы,
которые определяют временной ход широкого класса процессов в природе с высокой степенью полноты и точности» и «… оказал своими трудами глубокое и сильное влияние на всё мировоззрение в целом».
А. Эйнштейн
Слайд 6Биографическая справка об Исааке Ньютоне:
356 лет назад в Англии
в семье небогатого фермера из деревни Вульсторп близ Кембриджа родился Исаак Ньютон - титаническая фигура в истории науки. За свою 84 летнюю жизнь, посвящённую науке, учёный создал классическую механику. Его труды относятся к механике, оптике, астрономии, математике. Исаак Ньютон заложил основы современного естествознания. На его памятнике в Вестминстерском аббатстве благодарные потомки начертали: «... пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого...».
Слайд 7Тест: выберете правильный ответ.
1. Явление сохранения скорости постоянной, если на него
не действуют другие тела (или действие этих тел скомпенсированы) называют:
а)инерция
б) инертность
в) покой
2. Все системы отсчета, движущиеся прямолинейно и равномерно относительно данной инерциальной системы отсчета, тоже являются
а) инерциальными.
б) движущимися
в) неравными
3.. посмотри на картинки Какое явление изображено?
Какой закон Ньютона объясняет это явление? (сформулируйте 1 закон Н)
4.Как математически записать второй закон Ньютона?( сформулируйте2 закон Ньютона)
а) F=ma
б) a=F/m
в) F=a/m
5.Все законы Ньютона выполняются только в
а)инерциальных системах отсчета
б) в неинерциальных системах отсчета
в) в любых системах отсчета.
Слайд 8Вопросы:
Почему тело покоится?
Сформулируйте первый закон Ньютона. Как математически записать кратко первый
закон Ньютона?
Как изменить скорость тела?
Что такое сила?
Повторение
Слайд 9
ТРЕТИЙ ЗАКОН НЬЮТОНА
В природе никогда не бывает одностороннего действия одного тела на другое,
между телами всегда возникает взаимодействие.
Слайд 10Природа сил:
в механике различают 2 вида сил:
силы тяготения и электромагнитные силы ( силы упругости
и силы трения).
При взаимодействии тела приобретают ускорения.
Слайд 11Опыт с двумя тележками
это запись третьего закона Ньютона
Слайд 12В результате изучения взаимодействия тел, Ньютон открыл третий закон динамики:
Силы, с которыми
два тела действуют друг на друга, всегда равны по величине и противоположны по направлению.
Слайд 13
Третий закон Ньютона гласит:
Тела действуют друг на друга c силами, равными
по модулю, противоположными по направлению вдоль одной прямой
Слайд 14Одна из этих сил называется действующей, а другая - противодействующей.
Слайд 15Действие тел друг на друга никогда не бывает односторонним!
Посмотри, что будут показывать два
динамометра , сцепленные между собой и растягиваемые в разные стороны!
Слайд 16Эти силы:
- действуют вдоль одной прямой;
- направлены в противоположные стороны;
- равны по
величине;
- приложены к разным телам, поэтому не уравновешивают друг друга;
- одинаковой природы.
Слайд 17Особенности третьего закона Ньютона
Возникают при взаимодействии
Появляются парами
Силы F Приложены к различным телам
Не уравновешиваются, хотя и
равны по величине,
противоположны по направлению
действуют по одной прямой
Одной природы
Слайд 18Взаимодействие между телами может происходить как при соприкосновении, так и без соприкосновения тел.
Слайд 20Дайте краткие ответы на вопросы к рисункам.
Как движется тело? Куда направлено
Слайд 21
Задачи
1. Два мальчика растягивают динамометры, связанные нитью. Каждый динамометр
показывает 30 Н. Порвется ли при этом нить, если она выдерживает натяжение в 50 Н?
2. Земля притягивает к себе Луну. Притягивает ли Луна к себе Землю?
Слайд 223. На рисунке 1 показаны направление и точка приложения силы, действующей
на первую тележку при ее столкновении со второй тележкой. Укажите, в каком случае правильно изображены направление и точка приложения силы, действующей на вторую тележку.
Рис. 1
Рис. А
Рис. Б
Рис. В
Слайд 23Кстати!
В быту третий закон Ньютона звучит так: "действие равно противодействию". Не
раз, наверное, эта фраза звучала у вас в ушах ...
Слайд 24ПРОВЕРЬ СЕБЯ, ВПЕРЕДИ РАБОТА!
1. Тело движется прямолинейно с постоянной скоростью v.
Какой вектор (1 или 2) указывает направление равнодействующей всех сил, приложенных к телу?
Слайд 252. Как будет двигаться тело массой 5 кг под действием силы
5Н ?
3. На рисунке (а) изображены векторы скорости и ускорения шара. Какой вектор на рисунке (б) указывает направление вектора равнодействующих всех сил, приложенных к шару?
Слайд 264. При столкновении двух тележек массами m1 = 2 кг и
m2 = 4 кг первая получила ускорение, равное 1 м/с2. Определить модуль ускорения второй тележки.
5. Определить силу, под действием которой тело массой 2 кг движется с ускорением 0,5 м/с2.
6. На рисунке представлен график изменения скорости тела с течением времени. На каком участке движения равнодействующая всех сил, приложенных к телу, не равна нулю и направлена в сторону, противоположную движению тела?
Слайд 277. Два человека тянут шнур в противоположные стороны с силой 50
Н. Разорвется ли шнур, если он выдерживает нагрузку 60 Н?
8. На рисунке показаны направление и точка приложения силы F1, действующей на пружину, к которой подвешен груз. На каком из рисунков (б) правильно изображены направление и точка приложения силы F2, действующей на груз?
Слайд 289. На рисунке (а) представлен график зависимости равнодействующей всех сил, приложенных
к телу, от времени. Какой из графиков (б) показывает зависимость скорости этого тела от времени?
Слайд 2910. Тело массой 1 кг под действием некоторой силы приобрело ускорение
0,2 м/с2. Какое ускорение приобретает тело массой 5 кг под действием той же силы?
Вопрос. Ребята я надеюсь, вы теперь сможете, на научной основе опровергнуть хвастливые рассказы барона Мюнхгаузена, уверявшего, что ему удалось вытащить себя из болота за свои собственные волосы.
Слайд 31
1.Какую басню проиллюстрировали
физики?
2.Какой закон позволяет ее
описать?
3.Сформулируйте этот закон?
Слайд 32F
F
F
1.Какую басню проиллюстрировали
физики?
2.Какой закон позволяет ее
описать?
3.Сформулируйте этот
закон?
Слайд 34Проблемная ситуация
Примеры применения третьего закона Ньютона из жизни
Слайд 36
Еще раз подтвержден третий закон Ньютона: каждое действие
имеет равное ему противодействие
Столкновение и гибель двух планет в далёком космосе.
Слайд 38Решаем пропорцию
m1 а1 = - m2 а2
F1 = - F2
Формула
Слайд 39
Практическое применение
третьего
закона.
Слайд 40 А. Линдгрен « Малыш и Карлсон»
Малыш и
Корлсон взялись за руки.
Карлсон толкает малыша с силой 105 Н.
С какой силой толкает Малыш Карлсона?
О каком законе идет речь в
задаче?
Где лежат точки приложения
сил?
Одинакова ли природа этих
сил?
Слайд 41«… Посадил дед репку,
и выросла репка большая
пребольшая ….»
Какую силу надо приложить к репке массой 200г, чтобы вытащить ее из земли с ускорением 0,5 м/с2 ?
Укажите автора и
название произведения?
Слайд 42 Сережа с мамой подошли к реке, по которой плавно плыли
огромные белые льдины. Они как белые лебеди, торжественно и величаво уплывали в даль. Мальчик некоторое время с восторгом смотрел на это чудо и вдруг громко сказал: « Мама, мамочка, а мы то поплыли!»
В чем ошибка мальчика?
С чем, по его словам, была связана система отсчета?
Слайд 43Рефлексия
Хотелось бы услышать ваши отзывы о сегодняшнем уроке: что вам
понравилось, что не понравилось, чем бы хотелось узнать еще.
-Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего?
-Как вы усвоили пройденный материал?
-Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть?
-Помог ли сегодняшний урок лучше разобраться в вопросах темы?
- Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке в вашей жизни?
Слайд 44Домашняя работа
§13
Большое всем спасибо. До свидания.