Слайд 2Жизнедеятельность человека направлена на преобразование природы и создание комфортной искусственной среды
обитания. Развитие науки, техники и технологии вызывает непредвиденные последствия. Побочные результаты научно-технического прогресса создают серьезные угрозы жизни и здоровью, состоянию генетического фонда людей. Увеличилось вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Техногенная катастрофа - это крупная авария, влекущая за собой массовую гибель людей и даже экологическую катастрофу.
Одной из особенностей техногенной катастрофы является её случайность. Обычно противопоставляется природным катастрофам. Однако подобно природным техногенные катастрофы могут вызвать панику.
Слайд 3Аварии и катастрофы по характеру их проявления подразделяют на несколько групп:
-транспортные
аварии
Слайд 4-пожары и взрывы - самые распространенные ЧС. Наиболее часто и, как правило,
с тяжелыми социальными и экономическими последствиями они происходят на пожаро- и взрывоопасных объектах
Слайд 5-внезапные обрушения зданий, сооружений чаще всего происходят не сами по себе, а
вызываются побочными факторами: большим скоплением людей на ограниченной площади; сильной вибрацией, вызванной проходящими железнодорожными составами или большегрузными автомобилями; чрезмерной нагрузкой на верхние этажи зданий и т.д.
Слайд 6-гидродинамические аварии возникают в основном при разрушении (прорыве) гидротехнических сооружений, чаще всего
плотин. Их
последствия - повреждение и выход из строя гидроузлов, других сооружений, поражение людей, затопление обширных территорий.
Слайд 7-аварии на промышленных очистных сооружениях приводят не только к резкому отрицательному воздействию
на обслуживающий персонал этих объектов и жителей близлежащих населенных пунктов, но и к залповым выбросам отравляющих, токсических и просто вредных веществ в окружающую среду.
Слайд 8Самые крупные
техногенные катастрофы.
Слайд 912 августа 2000 года — гибель атомной подлодки «Курск»
Во время военно-морских
учений российского флота в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-141 «Курск» с крылатыми ракетами. По официальной версии, на подлодке, которая была спущена на воду в мае 1994 года, произошел взрыв торпеды по причине утечки компонентов топлива. Возникший через две минуты после первого взрыва пожар повлек за собой детонацию торпед, находившихся в первом отсеке лодки. Второй взрыв привел к еще более значительным разрушениям. В результате все 118 членов экипажа погибли. В результате операции подъема подлодки, завершенной год спустя, были найдены и захоронены 115 тел погибших моряков. «Курск» считался лучшей подводной лодкой Северного флота. В числе прочих версий гибели «Курска» утверждалось, что он мог быть торпедирован американской подводной лодкой.
Слайд 105 декабря 2009 года — пожар в клубе «Хромая лошадь»
Большинство посетителей
пермского ночного клуба не сумели выбраться на улицу Крупнейший по числу жертв пожар в истории постсоветской России произошел в пермском ночном клубе «Хромая лошадь». По версии следствия, он начался во время пиротехнического шоу, когда искры попали на потолок, сделанный из сухих деревянных прутьев, и вызвали возгорание. В клубе мгновенно началась давка, по причине которой выбраться из тесного помещения удалось не всем. Пожар в «Хромой лошади» повлек смерть 156 человек, несколько десятков человек получили ожоги различной степени. В связи с инцидентом был уволен ряд должностных лиц и чиновников пожарного надзора, а правительство Пермского края в полном составе сложило с себя полномочия. В июне 2011 года испанские правоохранительные органы выдали своим российским коллегам Константина Мрыхина, которого следствие называет соучредителем клуба. Кроме него по делу проходят еще восемь человек.
Слайд 11Взрыв на нефтяной платформе Piper Alpha — произошел 6 июля 1988
Piper
Alpha — единственная в мире сгоревшая нефтедобывающая платформа. В результате утечки газа и последующего взрыва, а также в результате непродуманных и нерешительных действий персонала погибло 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе, только 59 осталось в живых. Сразу же после взрыва на платформе была прекращена добыча нефти и газа, однако в связи с тем, что трубопроводы платформы были подключены к общей сети, по которым шли углеводороды с других платформ, а на тех добычу и подачу нефти и газа в трубопровод долгое время не решались остановить (ждали разрешение высшего руководства компании) огромное количество углеводородов продолжило поступать по трубопроводам, что поддерживало пожар