Слайд 2ЦЕЛИ:
Дать определение свободного падения.
Описать свободное падение кинематически:
а) определить вид движения,
б) выявить
его особенности,
в) записать формулы для свободного падения и научится применять их конкретных условиях.
Слайд 3ФИЗИКА- НАУКА О ПРИРОДЕ
«Не то, что мните вы, природа:
Не
слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…»
Ф. И. Тютчев
Слайд 4ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ!
3 уровень сложности. Выполните интерактивный тест.
Он состоит из
10 заданий по теме «Прямолинейное равноускоренное движение» с возможностью автоматизированной проверки.
Слайд 5ИНСРУКЦИЯ
1. Выйдите на сайт;
2. Решите задачу №1;
3.Выберите полученный результат из предложенных;
4.
Выполните проверку, нажав кнопку красной стрелкой;
5.Если выполнили верно, перейдите к задачи №2, если нет, то нажмите кнопку решение и найдите свою ошибку. Переходите к решению следующей задачи.
Слайд 6АДРЕС САЙТА
http://www.fcior.edu.ru/card/13895/harakternye-osobennosti-pryamolineynogo-ravnouskorennogo-dvizheniya.html
Слайд 7ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ!
1 и 2 уровни сложности. Графический способ
нахождения параметров движения. Тест включает 5 интерактивных заданий различных типов с возможностью автоматизированной проверки по теме "Ускорение"
Слайд 8ИНСТУКЦИЯ
1. Выйдите на сайт;
2. Решите задачу №1;
3.Выберите полученный результат из предложенных;
4.
Выполните проверку, нажав кнопку красной стрелкой;
5.Если выполнили верно, перейдите к задачи №2, если нет, то нажмите кнопку решение и найдите свою ошибку. Переходите к решению следующей задачи.
Слайд 9АДРЕС САЙТА
http://www.fcior.edu.ru/card/479/graficheskiy-sposob-nahozhdeniya-parametrov-dvizheniya.html
Слайд 10УСКОРЕНИЕ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ
На рисунке показаны положения свободно падающего
шарика, который фотографировали через каждые 0,1 с с момента начала движения. По данной фотографии изучим его движение.
Слайд 12
При равноускоренном движении отношение
перемещений за последовательно равные
промежутки времени равны отношению
последовательного ряда
нечетных чисел.
S1: S2: S3: S4 = 1: 3: 5: 7
Слайд 13СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ
Аристотель
(в IV в. до н.э.)
«Чем тяжелее тело, тем быстрее оно падает»
Галилео Галилей
(1564-1642)
«Нужно учитывать сопротивление воздуха…»
Слайд 14НАСЛЕДИЕ АРИСТОТЕЛЯ
Физическая наука своими корнями уходит далеко
в глубь веков, а первые учения, в которых более или менее последовательно рассматривались проблемы, относящиеся теперь к физике, были созданы в Древней Греции. Венцом греческой натуральной философии является учение Аристотеля, произведения которого можно назвать энциклопедией древней науки. Творческое наследие Аристотеля колоссально по объёму.
Слайд 15
Аристотель был первым, кто выдвинул идею о падении тел.
Он считал, что тяжелый камень падает быстрее сухого листа. Согласны? Почти 2000 лет его мысли не подвергались сомнению, они вызывали благоговение и восторг. Но в конце 16 века его учение о свободном падении тел было опровергнуто великим итальянским физиком Г. Галилеем.
Слайд 16ГАЛИЛЕЙ ГАЛИЛЕО – ИТАЛЬЯНСКИЙ ФИЗИК, МЕХАНИК, АСТРОНОМ И МАТЕМАТИК .
Слайд 17
Родился в Пизе. Отец был талантливым музыкантом.
До 11 лет Галилей
жил в Пизе,где учился в школе, затем семья переселилась во Флоренцию.
Дальнейшее воспитание получил в монастыре Валломброза.
В 17-летнем возрасте, по настоянию отца, Галилей обратился к чтению
сочинений других математиков – Евклида и Архимеда. Архимед стал его
учителем, определившим в значительной мере содержание и стиль его
работы.
В занятиях естественными науками ему помог Гвидо Убальди (1545
1607гг.), уже тогда прославившийся своим сочинением по статике
простых машин.
Покровительство последнего дало возможность Галилею получить в 1589г.
кафедру математики в Пизе. Три года спустя он переехал в Падую, а затем в
Венецию.
Слайд 18
Галилей впервые выяснил, что тяжелые предметы падают вниз так же
быстро, как
и легкие. Чтобы проверить это предположение Галилео Галилей
сбрасывал с Пизанской башни в один и тот же момент пушечное ядро
массой 80 кг и значительно более легкую мушкетную пулю массой 200 г.
Оба тела имели примерно одинаковую обтекаемую форму и достигли земли
одновременно. До него господствовала точка зрения Аристотеля, который
утверждал, что легкие тела падают с высоты медленнее тяжелых. “Проделав
опыт, вы найдете, что больший опередит меньший на два пальца, так что
когда больший упадет на Землю, то меньший будет от нее на расстоянии
толщины двух пальцев. Этими двумя пальцами вы хотите закрыть девяносто
девять локтей Аристотеля и, говоря о моей небольшой ошибке,
умалчиваете о громадной ошибке другого…”
Слайд 19ОПЫТЫ НА ПИЗАНСКОЙ БАШНЕ
Наблюдал падения
различных тел с
башни.
Все тела одновременно
достигали поверхности Земли.
Вывод Галилея:
«Свободное падение тел является равноускоренным движением»
Слайд 20ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД
Экспериментальный метод познания включает: первоначальный опыт (наблюдение);
научное
предположение (гипотезу), из которого выводятся теоретические следствия.
Слайд 21ФРОНТАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
1.Подняв над партой два одинаковых листа бумаги, один из которых
предварительно скомкан, отпустите их и пронаблюдайте за их падением, сделайте вывод.
2.Повторите опыт с двумя одинаковыми по форме листами бумаги и картона.
Слайд 22ГАЛИЛЕЙ ПИСАЛ:
«В пустоте легкое птичье перышко упадёт на землю одновременно
с тяжелым камнем».
Слайд 23
Идеальное свободное падение - в вакууме, где независимо от массы, плотности
и формы все тела падают одинаково быстро, т. е. в любой момент времени тела имеют одинаковые мгновенные скорости и ускорения.
Наблюдать идеальное свободное падение тел можно в трубке Ньютона, если с помощью насоса выкачать из неё воздух.
Слайд 24ОПЫТ НЬЮТОНА
Ньютон Исаак (1643-1727) – выдающийся английский ученый, заложивший основы современного
естествознания, создатель классической физики
Слайд 25ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Свободное падение - это движение тел в безвоздушном пространстве (вакууме) без
начальной скорости только лишь под действием притяжения Земли
( под действием силы тяжести).
Все тела падают с одинаковым ускорением g=9,8м/с2
Слайд 26УСКОРЕНИЕ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ
Ускорение свободного падения
на Земле зависит от:
географической
широты;
формы Земли (Земля
приплюснута у полюсов);
пород земной коры;
высоты над Землёй.
Слайд 27УСКОРЕНИЕ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ
На полюсе g=9,832 м/с2
На экваторе g=9,780 м/с2
На высоте
100км
над полюсом g=9,53 м/с2
Слайд 28
Курская магнитная аномалия.
Залежи железных руд.
Ускорение свободного падения зависит от плотности пород,
залегающих в недрах Земли. В районах, где залегают породы, плотность которых больше средней плотности Земли (например, железная руда), g больше. А там, где имеются залежи нефти, g меньше. Этим пользуются геологи при поиске полезных ископаемых.
Слайд 29
В земных условиях идеальное свободное падение тел невозможно, т.к.
действует сила трения о воздух.
В дальнейших рассуждениях
(при решении задач)
пренебрегаем силой трения о воздух и считаем падение тел в земных условиях идеально свободным.
Слайд 30
Свободное падение тела - это равноускоренное
движение. Поэтому все формулы для
равноускоренного движения
применимы для
свободного падения тел.
В этом случае вместо ускорения α, в формулы для
Равноускоренного движения вводится ускорение
свободного падения
g =9,8м/с2 (const).
Слайд 31Формулы для свободного падения
Основные формулы кинематики
v2x -
v2Ox
Sx = ─────
2ax
gyt2 y= yO + vOyt + ──
2
vy = vOy + gyt
v2y - v2Oy
Hy= ─────
2gy
axt2 x= x O + vOxt + ──
2
vx = vOx + axt
Слайд 32СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ БЕЗ НАЧАЛЬНОЙ СКОРОСТИ
Слайд 33ЗАДАЧА
Туристу необходимо спустится со скалы. В его распоряжении имеется верёвка известной
длины. Но хватит ли её? Как определить?
Слайд 34ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Я сегодня на уроке открыл для себя…
Мне понравилось
на уроке то, что…
На уроке меня порадовало…
Я удовлетворён своей работой, потому что…
Мне хотелось бы порекомендовать…
Если бы я был учителем, то …
Слайд 35ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Творческое задание: Придумать и решить задачу о свободном падении тел.
Прочитать
параграф 13
Решить задачу упр. 13 № 1
Выучить формулы свободного падения тел.