Слайд 1
Развитие ракетной техники
На пыльных тропинках
Далёких планет
Останутся наши следы…
Слайд 2 Чтобы оценить вклад того или иного человека в развитие
какой-то области знаний, надо проследить историю развития этой области и попытаться усмотреть прямое или косвенное влияние идей и трудов этого человека на процесс достижения новых знаний и новых успехов. Рассмотрим историю развития ракетной техники и вытекающей из нее истории ракетно-космической техники.
Слайд 3Если говорить про саму идею реактивного движения и первую ракету, то
эта идея, и ее воплощение родились в Китае примерно во 2 веке н.э. Движущей силой ракеты был порох.
В таком примитивном виде реактивные ракеты просуществовали до 19 века. Только в конце 19-го века стали предприниматься попытки математически объяснить реактивное движение и создать серьезное вооружение.
Слайд 4В России одним из первых этим вопросом занялся Николай Иванович Тихомиров
в 1894 году. Тихомиров предлагал использовать в качестве движущей силы реакцию газов, получающихся при сгорании взрывчатых веществ либо легко воспламеняющихся жидких горючих в сочетании с окружающей средой.
В 1928 году была запущена ракета, топливом для нее служил порох Тихомирова. В 1930 году на имя Тихомирова выдан патент на рецептуру такого пороха и технологию изготовления шашек из него.
Слайд 5На пороге XX в. дорогу в космос указал ученый-мечтатель К. Э.
Циолковский.
Циолковский работал над идеей «ракетных поездов» из соединенных вместе одна за другой нескольких ракет. Весь «поезд» двигает вперед последняя из них, которая после сгорания топлива отбрасывается. Такие ракеты называют многоступенчатыми. Циолковский вывел многие формулы, которыми постоянно пользуются теперь строители ракет.
Слайд 6Горение топлива представляет собой бурно протекающий процесс окисления. Поэтому для горения
необходим кислород (окислитель). В авиационных реактивных двигателях этот кислород берется из окружающего воздуха. Ракетные же двигатели должны работать и в верхних слоях атмосферы, где кислорода очень мало, и в космическом пространстве, где его вообще нет. По этой причине, помимо баков с горючим, на ракетах размещают и значительные запасы окислителя. С помощью специальных насосов или под давлением сжатого газа горючее и окислитель подаются в камеру сгорания. Вступая в химическую реакцию между собой, компоненты топлива воспламеняются и сгорают.
Истечение продуктов сгорания происходит через сопло специальной формы.
Слайд 7В 1882 г. «отец русской авиации» Н. Е. Жуковский опубликовал работу
«О реакции вытекающей и втекающей жидкости», где вывел формулу для определения реакции жидкой струи.
Пятнадцатью годами позже петербургский ученый, вскоре профессор университета, И. В. Мещерский выпустил труд «Динамика точки переменной массы». Полученное в этом исследовании уравнение до сих пор является исходным для определения тяги ракетного двигателя. Уже после Октября большую роль в развитии теории и практики ракетостроения сыграли Ф. А. Цандер, Ю. В. Кондратюк, ученик и соратник Жуковского профессор В. П. Ветчинкин и другие.
Слайд 8С 1927 г. работала в Ленинграде ранее созданная Н. И. Тихомировым
Газодинамическая лаборатория, сокращенно ГДЛ. В ней заложены были основы конструирования реактивных снарядов на твердом топливе.
17 августа 1933 г. на полигоне в Нахабине под Москвой гирдовцы провели запуск первой советской ракеты на жидком топливе. К тому новому поколению авиационных инженеров, которые пришли в ракетостроение, принеся туда и свой молодой задор, и богатый опыт авиаконструкторов, принадлежал СП. Королев.
Слайд 9Сергей Королев родился в тихом украинском городе Житомире 12 января 1907
г.
В 1923 г. он поступает в одесскую строительную профессиональную школу.
После окончания стройпрофшколы Сергей Королев в 1924 г. поступает в Киевский политехнический институт на аэромеханическое отделение. В связи с закрытием этого отделения его переводят в 1926 г. на аэромеханический факультет Московского Высшего технического училища.
С 1929 г. после знакомства с К. Э. Циолковским и его работами Сергея Королева целиком поглощает идея межпланетных полетов.
Вместе с окончанием МВТУ Сергей успешно оканчивает Московскую школу летчиков. Теперь Королев может не только строить крылатые машины, но и сам летать на них.
Слайд 10 После окончания войны, в 1947 г., Королев становится во главе
большого коллектива и работает над созданием мощных межконтинентальных ракет и постоянно видит конечную цель своего труда — полет в космос. Сергей Павлович Королев не дожил до осуществления мягкой посадки космического аппарата на Луну. Он ушел из жизни безвременно, в возрасте 59 лет, в январе 1966 г. Но дело, которое начали в нашей стране последователи и ученики К. Э. Циолковского, дело, которому посвятил свою жизнь СП. Королев, продолжают теперь тысячи ученых и конструкторов.
4 октября 1957 г. в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. По решению Международной астронавтической федерации этот день официально провозглашен началом космической эры.
Слайд 11Если скорость снаряда в начале пути окажется равной 7,9 км/с, то
он полетит так «далеко», что уже не сможет упасть обратно на Землю. Снаряд начнет вращаться вокруг Земли — станет ее искусственным спутником. Такую возможность предусмотрел уже творец закона всемирного тяготения великий физик Ньютон. Скорость 7,9 км/с называют первой космической' скоростью. Чтобы преодолеть тяготение Земли и отправиться к другим планетам, скорость летательного аппарата должна быть не меньше второй космической—11,2 км/с. А чтобы покинуть пределы Солнечной системы и отправиться к звездам, требуется развить третью космическую скорость - 16,7 км/с.
Слайд 121957 и 1958 гг. стали годами штурма первой космической скорости, годами
искусственных спутников Земли. Первый в мире советский спутник символически салютовал светлой памяти К. Э. Циолковского.
Месяцем позже в СССР был успешно запущен второй искусственный спутник Земли, на котором отправилась в полет собака Лайка.
Первые же искусственные спутники Земли позволили открыть так называемый радиационный пояс Земли. Магнитное поле Земли служит как бы гигантской магнитной ловушкой. Электрически заряженные частицы, летящие от Солнца, магнитным полем захватываются и удерживаются. В связи с этим вокруг Земли расположено несколько чередующихся областей, обильно насыщенных заряженными частицами. Это и есть радиационный пояс. Его изучение непрерывно продолжается.
Слайд 13
Наблюдения за движением искусственных спутников Земли позволили существенно расширить и уточнить
представления о фигуре и размерах Земли. Эти проблемы стали предметом новой области науки, получившей название - спутниковой геодезии.
В 1959 г. начался штурм второй космической скорости. Запущенная 1 января 1959 г. советская автоматическая станция «Луна-1» стала первой искусственной планетой Солнечной системы.
Слайд 14
Одновременно продолжалась упорная и кропотливая подготовка к первому в истории
Земли полету человека. 12 апреля 1961 г. в кабину космического
корабля «Восток» поднялся тот, кому первому в мире предстояло
шагнуть в неизведанную бездну космического пространства, гражданин СССР, летчик Военно-Воздушных Сил СССР Юрий Алексеевич Гагарин.
Теперь день 12 апреля каждый год отмечается во всем мире как Международный день авиации и космонавтики.
Слайд 15Главное место среди иных небесных тел, к которым устремились первые межпланетные
космические аппараты, занимала, конечно, небесная соседка Земли — ее вечная спутница Луна.
Вслед за «Луной-1» в сентябре 1959 г. советская автоматическая станция «Луна-2» доставила на Луну советский вымпел.
Приборы «Луны-2» передали на Землю сведения о магнитном поле Луны. Было показано, что напряженность его весьма и весьма невелика. Исторической вехой в развитии космонавтики стало фотографирование обратной, никогда не видимой с Земли, стороны Луны. Оно было начато в октябре 1959 г. советской автоматической станцией «Луна-3» и успешно завершено станцией «Зонд-3» в 1965 г.
«Луна-9» положила конец вековому спору о структуре поверхностного слоя Луны. В результате телепередач с борта «Луны-9» гипотеза повсеместного пылевого покрова в лунных морях была отвергнута.
Слайд 16Недалеко то время, когда полёт в космос, по крайней мере в
пределах Солнечной системы, станет таким заурядным событием, как полёт на самолёте через океан. С окончанием века завершился первый этап космических свершений.
Навсегда в историю ХХ века и мировой цивилизации вошли имена К. Циолковского и Р.Годдарда, Г.Оберта и Р.Эно-Пельтри, Ф.Цандера и Ю.Кондратюка, С.Королёва, В.фон Брауна, В.Глушко, ну и, конечно, Ю .Гагарина, В.Терешковой, А.Леонова, Н.Армстронга и др.
Слайд 174 октября 1957 года - день начала космической эры, 12 апреля
1961 - день первого в мире пилотируемого полёта в космос, 18 марта 1965 года - день, когда впервые стало ясно, что люди могут работать и в открытом космосе, 20 июля 1969 года - день, когда первый в мире землянин ступил на Луну, а затем - запуск первой орбитальной станции, первый международный космический полёт, первый полёт многоразовой космической системы, эпопея станции «Мир» и, наконец, начало строительства международной космической станции. Эти вехи освоения космоса навсегда войдут в учебники истории земной цивилизации.