Слайд 1Путешествие в жизнь
Великого человека
Писатели-юбиляры
Слайд 2Великий сын России
Он был Петром Великим нашей литературы, …был первым основателем
русской поэзии и первым поэтом Руси»
В.Г.Белинский
«Он создал первый русский университет. Лучше сказать, он сам был первым нашим университетом»
А.С.Пушкин
?
Слайд 3 Великий русский ученый, Михаил Васильевич Ломоносов оказал громадное
влияние на развитие науки и культуры России. Его гений вторгся во все области человеческого знания: он и поэт, который открыл новые способы стихосложения, и художник, создатель грандиозных мозаичных панно, и автор первого учебника древней истории России, и химик, и физик.
Родился 8 ноября 1711 года (305) в селе Денисовка (Архангельская губерния) в зажиточной семье.
Слайд 4Экскурсия: Путешествие в жизнь Великого человека
Литература
Творчество
Наука
Физические
открытия
Образование
Викторина:
Выход
Слайд 5Образование
Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В
возрасте 14-ти лет Михаил уже умел грамотно писать.
Слайд 6Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.),
Ломоносову пришлось назваться "дворянским сыном": крестьян в высшие учебные заведения тогда не принимали. Он поступил учиться в Славяно-греко-латинскую академию. Великовозрастный юноша могучего сложения среди шумной ватаги мальчишек смотрелся необычно. У него не было денег на еду, и помощи ждать было неоткуда.
Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения.
Слайд 7В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию,
где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники.
Слайд 8МГУ (Московский Государственный университет)
Слайд 9Литература
Ломоносов был не только великий учёный, но и лучший поэт своего
времени. Гражданин-патриот Ломоносов ценил то искусство, которое служит пользе общества, народа.
«Случились вместе два астронома в пиру»
«Ода на взятие Хотина»
«Вечернее размышление о Божием Величии при случае великого северного сияния»
«Утреннее размышление о Божием Величии»
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и т. д.
Слайд 10Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы
черна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне, —
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!
Уста премудрых нам гласят:
«Там разных множество светов,
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков;
Для общей славы божества
Там равна сила естества».
Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!
О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
Являет естества устав!
Вам путь известен всех планет, —
Скажите, что нас так мятет?
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?
Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой;
Иль тучных гор верхи горят;
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в эфир.
Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик творец?*
1743
Слайд 11Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы
черна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне, —
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!
Уста премудрых нам гласят:
«Там разных множество светов,
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков;
Для общей славы божества
Там равна сила естества».
Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!
О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
Являет естества устав!
Вам путь известен всех планет, —
Скажите, что нас так мятет?
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?
Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой;
Иль тучных гор верхи горят;
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в эфир.
Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик творец?*
1743
Слайд 12 Задание: Установите соответствие
ОТВЕТЫ:
Слайд 14Наука
Ломоносов считал, что в природе не существует ничего такого, что невозможно
было бы изучить.
Новые идеи у Ломоносова не были случайными догадками. Они являлись результатом его стройного научного материалистического мировоззрения. Основные области открытий:
Астрономия
Термодинамики
Оптике
Механика
Электродинамика
Слайд 15Астрономия
Открытие атмосферы на Венере.
Слайд 16Оптика
М. В. Ломоносов создал катоптрико-диоптрическую зажигательную систему.
Слайд 17Термодинамика
Высказал, что теплота-это внутренне движение частиц.
Предположил существование абсолютного нуля температуры.
Слайд 18Механика
Закон сохранения энергии движения
Закон сохранения силы
Слайд 19Электродинамика
Атмосферное электричество обусловлено движением воздушных слоев
Электричество-особый вид движения эфира
Слайд 20Творчество
Научные интересы Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его даже
в область изящных искусств. В начале пятидесятых Ломоносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Именно Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра — знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой.
Слайд 21Мозаика
«Полтавская баталия».
Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук.
Санкт-Петербург. 1762—1764
Слайд 22Мозаичные произведения
М. В. Ломоносова
Слайд 24Физические открытия
Ломоносов внёс значительный вклад в развитие физической науки. Его активная
творческая деятельность была посвящена самым актуальным в то время направлениям физики.
Громовая машина.
Со своей «громовой машиной» Ломоносов проделал много опытов и произвел много наблюдений, установив целый ряд новых фактов. Из этих фактов наиболее интересным было открытие наличия электричества в атмосфере в отсутствие грозы.
Слайд 25Электричество
Ломоносов утверждал, что атмосферное электричество возникает в результате трения капелек воды
с пылинками и другими воздушными частичками при перемещении вертикальных восходящих и нисходящих потоков воздуха.
Слайд 26Закон сохранении материи
До Ломоносова считалось, что постоянным в природе остаётся лишь
количество механического движения. Ломоносов же был убеждён, что если материя убывает где-то в одном месте, то она непременно прибавится в другом.
Закон сохранения материи и движения, сформулированный Ломоносовым, является всеобщим законом естествознания.
Слайд 27Исследование световых и цветовых явлений
Слайд 28Северное сияние
М. В. Ломоносов: «Возбуждённая электрическая сила в шаре, из которого
воздух вытянут, внезапные лучи испускает, которые в мгновенья ока исчезают и в то же время новые на их места выскакивают, так что беспрерывное блистание быть кажется. В северном сиянии всполохи или лучи вид подобный имеют».
Слайд 30Когда на Солнце происходят взрывы,
в ионосферу Земли устремляются заряженные частицы
(солнечный ветер)
Слайд 31Вторгаясь в земную атмосферу,
частицы солнечного ветра
направляются магнитным полем Земли
Слайд 32Сталкиваясь с частицами разреженных газов, они ионизируют их, в результате чего
возникает
свечение
Слайд 33Свечение разреженных газов происходит в верхней части атмосферы — ионосфере
Слайд 34Задача:
Смешавшиеся на полу мастерской стальные и цинковые опилки потребовалось отделить друг
от друга. Как это быстрее всего сделать?
Слайд 36Викторина:
1. Укажите годы жизни Михаила Ломоносова:
а) 1821-1881
б) 1711-1765
в) 1799-1852
г) 1782-1852
Слайд 37 2. В какое учебное заведение поступил Ломоносов?
а) Славяно-греко-латинская академия
б) Московский университет
в)
Санкт-Петербургский университет
г) Стокгольмский университет
Слайд 38 3. В каком возрасте Михаил Ломоносов уехал учиться в Москву?
а) 18
лет
б) 19 лет
в) 20 лет
г) 17 лет.
Слайд 39 4. В какую страну он едет учить технические и естественные науки?
а)
в Италию
б) в Швейцарию
в) остается в России
г) В Германию.
Слайд 40Спасибо за внимание!
Учите все и будете, как Ломоносов.