Презентация, доклад по физике на тему Очевидное - невероятное. Звук

Содержание

Физика Тема:"Звуковые колебания и волны ЧТО Вы знаете о ЗВУКЕ? Дажук Г. Н.

Слайд 1Очевидное
Невероятное
Звук

Очевидное Невероятное Звук

Слайд 2Физика
Тема:"Звуковые колебания и волны
ЧТО Вы знаете о


ЗВУКЕ?

Дажук Г. Н.

Физика Тема:

Слайд 3О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И

гений, парадоксов друг,
И случай, Бог изобретатель.
А. С. Пушкин

Дажук Г. Н.

О, сколько нам открытий чудныхГотовит просвещенья духИ опыт, сын ошибок трудных,И гений, парадоксов друг, И случай, Бог

Слайд 4Акустические
возможности
человека
Дажук Г. Н.

Акустические возможности человека Дажук Г. Н.

Слайд 5В зависимости от участия мышц при дыхательных движениях и пении виделяют:

грудной, брюшной и смешанный тип дихания. Голосовой аппарат человека состоит из трех основных частей: 1. Дихательний аппарат;
2. Гортань з голосовыми связками;
3. Резонансная область (рупор или надставная трубка).


1. Мягкое небо ротовой полости берет активное участие в формировании тембра голоса. 2. Важным органом также является нижняя челюсть. От ее активности и двигательных возможностей зависит качество и красота глассных звуков. 3. Самыми активными и важными в создании тембра голоса являются губы.

Дажук Г. Н.

В зависимости от участия мышц при дыхательных движениях и пении виделяют: грудной, брюшной и смешанный тип дихания.

Слайд 6Женские голоса: - сопрано - высокий женский голос – 260-1400 Гц. - мецо-сопрано

- средний женский голос – 200-1000 Гц. - контральто - назкий женский голос – 170-780 Гц.
Мужские голоса: - тенор - высокий мужской голос – 130-500 Гц. - баритон – средний мужской голос – 100-400 Гц.
бас - низкий мужской голос – 80-350 Гц.






Высота голоса зависит от длинны и натяжения голосовых связок:
у мужчин 18-25 мм.
у женщин 15-20 мм.

Дажук Г. Н.

Женские голоса: - сопрано - высокий женский голос – 260-1400 Гц. - мецо-сопрано - средний женский голос

Слайд 7Ухо – звукоприемник
Человеческому уху для восприятия доступны колебания частота которых

от 16 до 20000 Гц. При этом звук должен быть не очень тихим, и не очень громким, не очень высок, и не очень низок.

При помощи ушей мы слышим не только звуки, но и определяем откуда они расспространяются.
У большинства животных дела со слухом обстоят лучше чем у нас: у них и уши побольше, и двигать они ими умеют.


Самые большие уши у африканского слона - 1,5 м.


Между тем, самым ушастым является тушканчик.

Дажук Г. Н.

Ухо – звукоприемник Человеческому уху для восприятия доступны колебания частота которых от 16 до 20000 Гц. При

Слайд 8
Свойства
звуковых
волн
Дажук Г. Н.

Свойства звуковых волн Дажук Г. Н.

Слайд 9
   Почему винный бокалл «поет», если провести мокрым пальцем вдоль его

края?


Ответ:    Палец воэбуждает продольные колебания, которые расспространяются вдоль края.
При этом также возникают поперечные колебания, перпендикулярные краю. Они же вызывают движение жидкости. Максимумы поперечных колебаний, росположены под углом 45 ° к максимумам продольных колебаний.

Вибрация, трение, резонанс

"Поющий бокал"

Дажук Г. Н.

   Почему винный бокалл «поет», если провести мокрым пальцем вдоль его края? Ответ:    Палец  воэбуждает

Слайд 10
Почему так ужасно скрипит мел, если мы пишем на

доске, неправильно держа его?
Ответ:
   Скрипение обусловлено «сцеплением и соскальзыванием» мела. Когда неправильно держать мел, сначала он слепливается с доской, но когда пишут сильно надавливая на мел , он моментально соскальзывает, и начинает вибрировать. Этот процесс повторяется и как результат возникает скрип.

Скрипящий мел

Дажук Г. Н.

Почему так ужасно скрипит мел, если мы пишем на доске, неправильно держа его?

Слайд 11Колебания, деформация сдвига
На некоторых английских пляжах, встречается песок, который

свистит под ногами. Почему?
Ответ:   Звук, обусловлен колебаниями песка, которые возникают, когда отдельные его слои сдвигаются относительно друг друга. Песок под ногой вдавливается внутрь, а во время осыпания один шар песка скользит по другому. «Поет» песок, состоящий преимущественно из круглых пещинок одинаковых размеров.

«Поющий» песок

Дажук Г. Н.

Колебания, деформация сдвига  На некоторых английских пляжах, встречается песок, который свистит под ногами. Почему?

Слайд 12Колибания струны и “звучание” резиновой ленты
“Звучание” резиновой ленты.

Подтягивая гитарную струну, ви повышаете ее тон. А что будет, если вы увеличите натяжение резинки, розтянутой между большим и указательным пальцами? Увеличится ли частота колебаний, если вы раздвинете пальцы?

Ответ:
   Частота колебаний струны зависит от ее плотности, длинны и натяжения. Если струна натянута, то первые два параметра не меняются, и увеличение натяжения приводит к увеличению частоты колебаний. Если же натянуть резиновую ленту, меняются все три параметра, и частота не меняется.

Дажук Г. Н.

Колибания струны и “звучание” резиновой ленты  “Звучание” резиновой ленты. Подтягивая гитарную струну, ви повышаете ее тон.

Слайд 13Вибрация, фазовые переходы.
Вам, наверное, приходилось солнечным днем лежать

на травке, слушая журчанье ручья?
Почему журчат ручьи? Почему ревут водопады ? Чем вызвано приятное шипение при открывании бутылки лимонада?

Ответ:
   Журчанье ручья обусловлено пузырями, которые образуются при быстром течении воды. Возникновение пузырей сопровождается слабыми звуками, тогда как колебания объема пузырей и их «схлопывание» приводят к более громким звукам.

Журчащий ручей

Дажук Г. Н.

Вибрация, фазовые переходы.   Вам, наверное, приходилось солнечным днем лежать на травке, слушая журчанье ручья? Почему

Слайд 14Поглощение
Почему после снегопада так тихо?
Похожее ослабление

звука наблюдают, например, участники антарктических експедиций, когда прорывают тунели в снегу: приходится кричать, чтоб быть услышанным на расстоянии 5м. Куда исчезает звук?
Ответ:
   Между пушинками только-что выпавшего снега, существуют маленькие пустоты, благодаря которым поглощается звук. По мере уплотнения снега поглощение звука слабеет.    По наблюдениям Д. Тиндаля, выпавший снег не уменшает радиус слышимости, он поглощает в основном високие частоты, делая звуки более глухими.

Дажук Г. Н.

Поглощение  Почему после снегопада так тихо?  Похожее ослабление звука наблюдают, например, участники антарктических експедиций, когда

Слайд 15Звукопроводимость
Ухом к земле
Почему индейцы, которых мы

видим в старых вестернах, часто прислоняются ухом к земле, чтобы определить далеких, невидимых глазом всадников?
Ответ:
Звук в земле распространяется быстрее, чем в воздухе , меньше рассеивается и меньше поглощается, чем в атмосфере.

Справка
Скорость звука зависит от плотности среды и ее температуры :
в воде – 1270 м/с.
в воздухе – 340 м/с.
в стали – 4980 м/с.

Дажук Г. Н.

Звукопроводимость  Ухом к земле  Почему индейцы, которых мы видим в старых вестернах, часто прислоняются ухом

Слайд 16Интерференция
Труба-свисток
Станьте перед длинной бетонной трубой и

громко хлопните в ладоши. Вы услышите не только отзвук, но и характерный звук «вжик», тон которого за долю секунды меняется от высокого до низкого. Чем обусловлен этот звук?
Ответ:
  Звук при прохождении через трубу усиливается и отражается от стенок под определенным углом. Длинные звуковые волны отражаются под большими углами, а коротковолновые звуки – под малыми. Наблюдатель у конца трубы сначала слышит високочастотные звуки, а потом низкочастотные. В данном случае, возникает интерференция между прямой звуковой волной и волной, отраженной от стенок трубы.

Выливая воду из бутылки ...
   Если воду выливать из бутылки, тон бульканья снижается. Если же, наоборот, наливать воду в бутылку, тон повышается. Почему?    Ответ:     В результате наливания или выливания воды виделяются и усиливаются те звуковые частоты, которые возбуждают резонансные колебания в столбе воздуха в бутылке. Самая низкая из этих частот звучит громче других, ее конкретное значение зависит от обьема столба воздуха. Чем больше объем, тем ниже частота.

Дажук Г. М.

Интерференция  Труба-свисток   Станьте перед длинной бетонной трубой и громко хлопните в ладоши. Вы услышите

Слайд 17Преломление, отражение, рассеивание
Естественно, вы знаєте, что такое эхо. Это

отражение звукових волн от любого отдаленного предмета. Почему иногда частота отраженного звука, бывает выше, нот исходной? Почему эхо от высокого звука громче и четче чем от низкого?
Ответ:
   Рассеивание звука на предметах, размеры которых малы в сравнении с длинной волны, обратно пропорциональна четвертой степени длинны волны. Поэтому звуки более короткой длинны волны (высокой частоты) рассеиваются сильнее, чем звуки большой длинны волны (низкой частоты). Эхо от крика будет иметь более высокий тон, поскольку высокочастотные звуки лучше отражаются от преград и при возвращении имеют большую интенсивность.

Эхо

Дажук Г. М.

Преломление, отражение, рассеивание  Естественно, вы знаєте, что такое эхо. Это отражение звукових волн от любого отдаленного

Слайд 18 Почему «пропадают» крики чаек?
   Чайки очень крикливые птицы. Когда

молордые чайки учатся летать , пространство наполняется их пронзительными криками. Если недалеко от гнездовъев птиц проходит дорога, вдоль нее выкладыват в ряд кучи торфа. Когда между кучами оставляют промежутки , то напротив них крики до неприятного громки, тогда как за торфом звуки совсем неслышны. Почему?   
Ответ:
   Поскольку ширина куч намного больше длинны звуковой волны крика чаек, звуковые волны дифрагируют и проходят в пространство между ними. Поэтому за торфом возникает явление звуковой тени.

Дифракция

Звуковая тень

Дажук Г. Н.

Почему «пропадают» крики чаек?     Чайки очень крикливые птицы. Когда молордые чайки учатся летать ,

Слайд 19






Шум морской раковины

Почему, когда мы прикладываем к

уху раковину, нам слышится «шум моря»?

Ответ:
    Раковина действует как резонатор, шум внутри раковиниы складывается с множества окружающих звуков, на которые мы не обращаем внимания, так как они очень тихие. В раковине находится много связаных плоскостей с твердыми стенками, они отражают звук. За своєй формой раковина напоминает рупор, и любые звуки – дождь за окном, вдохи и выдохи, ток крови в голове – при помощи раковины усиливается и искажается. Мы же воспринимаем их как звуки морского прибоя.

Резонанс

Дажук Г. Н.

Шум морской раковины  Почему, когда мы прикладываем к уху раковину, нам слышится «шум моря»?

Слайд 20   Звуки торнадо
Почему перед возникновением смерча стоит гробовая тишина? Чем

обусловлен рев смерча? Почему в центре смерча мертвая тишина?

Ответ:
При возникновении смерча звуковые волны поглащаются. Рев смерча обусловлен сильным трением воздушных потоков.
   В быстрых воздушных потоках смерча звуковые волны сильно преломляются. Во время смерча давление воздуха внутри его резко снижается и способность человека слышать уменшается.

Турбулентность, приломление

Дажук Г. Н.

   Звуки торнадо  Почему перед возникновением смерча стоит гробовая тишина? Чем обусловлен рев смерча? Почему в центре

Слайд 21 Лес, высокий забор, строение, гора – любая преграда, которая

отражает звук есть нечто иное как звуковое зеркало. Звуковые зеркала бывают не только плоские, но и кривые. Вогнутое звуковое зеркало действует как рефлектор: сосредотачивает "звуковые лучи" в своем фокусе. Две глубокие тарелки дают возможность провести интереснейший опыт. Поставьте одну тарелку на стол и в нескольких сантиметрах от ее дна держите карманные часы . Другую тарелку держите возле уха. Если расположение тарелок и часов определено правильно, вы услышите тиканье часов, исходящее от тарелки находящейся возле уха.

Отражение

Звуковые зеркала

Лес, высокий забор, строение, гора – любая преграда, которая отражает звук есть нечто иное как

Слайд 22Калейдоскоп
Дажук Г. М.

Калейдоскоп Дажук Г. М.

Слайд 23Почему муха жужжит,
комар пищит,
а шмель гудит?
Дажук Г. М.


Почему муха жужжит, комар пищит, а шмель гудит? Дажук Г. М.

Слайд 24 У комаров нет голоса, поэтому они не пищат, а

звуки издают их крылья. Когда крыло комара двигается в одном направлении, оно гонит воздух перед собой. Воздух уплотняется, а за крылом образуется разрежение. При обратном ходе крыла уплотнения и разрежения меняются местами. Это чередование порождает волны, которые расходятся в разные стороны. Частота звуковых волн 500-1000 Гц.

Муха. Частота взмахов крильев – 200 Гц.
Пчела – 220 Гц.
Шмель – 180 Гц.
Бабочка-Совка – 45 Гц.
Махаон – 5 Гц.

Дажук Г. М.

У комаров нет голоса, поэтому они не пищат, а звуки издают их крылья. Когда крыло

Слайд 25Шепот
Шепчущие галереи известны с давних времен в разных странах.

Сам термин отно-
сится скорее к области строительной акустики и связан с тем, что звук в помещени-
ях иногда распространяется не по кратчайшему пути, а вдоль вогнутых стен или
куполов. Соответствующий физический эффект, состоящий в распространении
волн вблизи изогнутых границ раздела двух сред. Рэлей заметил, что помимо этого эффекта существует еще один: звук цепляется за поверхность стены и ползет вдоль нее. Этот звук на противоположной стороне зала слышит другой человек. Купол же не дает звуку распространиться по всему залу.

"Эффект шепчущей галереи"

Дажук Г. Н.

Шепот  Шепчущие галереи известны с давних времен в разных странах. Сам термин отно-сится скорее к области

Слайд 26Строения с шепчущими галереями

Храм Гроба Господнего.
Иерусалим.
Софиевский собор. Россия.
Собор Св. Петра.

Ватикан

Санта-Мария-дель-Фьоре. Испания

Невьянская башня. Россия

Дажук Г. Н.

Строения с шепчущими галереямиХрам Гроба Господнего.Иерусалим. Софиевский собор. Россия.Собор Св. Петра. ВатиканСанта-Мария-дель-Фьоре. ИспанияНевьянская башня. РоссияДажук Г. Н.

Слайд 27Черновицкий национальный университет им. Юрия Федьковича. Украина.
Свято-Пафнутиев Боровской монастырь. Россия.


Военно-медицинская
Академия. Россия.

Арка влюбленных. Россия.

Мавзолей Тадж-Махал. Индия.

Дажук Г. Н.

Черновицкий национальный университет им. Юрия Федьковича. Украина. Свято-Пафнутиев Боровской монастырь. Россия. Военно-медицинская Академия. Россия. Арка влюбленных. Россия.

Слайд 28
Дажук Галина Николаевна
учитель физики
Дажук Г. Н.

Дажук Галина Николаевна учитель физики Дажук Г. Н.

Слайд 29Список литературы и источников
Иванов А. П. Искусство пения. - М.:

Голос-пресс, 2006.-436 с.

Шаблинская О. Бас В. «Без стекла!». Аргументы и факты
(30-04-2008)

Перельман Я. И. Занимательная физика. 1986. 1-2 том.

http://www.yo.rim.or.jp/~smiwa/sound/badaja.html

http://fizportal.ru/physics/qualitative

http://www.or.jp/smiwa/

http://www.wikipedia.org/

Список литературы и источников Иванов А. П. Искусство пения. - М.: Голос-пресс, 2006.-436 с. Шаблинская О. Бас В.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть