Презентация, доклад по физике на тему методика преподавания молекулярной физики

Содержание

Изучение раздела «Молекулярная физика» создает базу для формирования мировоззрения учащихся. При его изучении происходит углубление понятия материи, что дает прекрасную возможность для демонстрации дедуктивного метода изучения явления природы. Применение дедукции в преподавании вносит свой вклад

Слайд 1Методика преподавания раздела «Молекулярная физика» в профессиональном колледже

Методика преподавания раздела «Молекулярная физика» в профессиональном колледже

Слайд 2
Изучение раздела «Молекулярная физика» создает базу для формирования мировоззрения учащихся. При

его изучении происходит углубление понятия материи, что дает прекрасную возможность для демонстрации дедуктивного метода изучения явления
природы. Применение дедукции в
преподавании вносит свой вклад
в развитие абстрактного мышления
учащихся.
Изучение раздела «Молекулярная физика» создает базу для формирования мировоззрения учащихся. При его изучении происходит углубление понятия материи,

Слайд 3 Цель работы. Разработка методики преподавания раздела «Молекулярная физика» с использованием современных

технологий и составление рекомендаций по использованию данной методики.

Объектом курсовой работы является процесс обучения физики в профессиональных колледжах.

Предметом курсовой работы является методика преподавания раздела «Молекулярная физика» в профессиональных колледжах.
Цель работы. Разработка методики преподавания раздела «Молекулярная физика» с использованием современных технологий и составление рекомендаций по использованию

Слайд 4 Задачи курсовой работы:
1) Развитие интереса учащихся к изучению предмета через использование

дистанционных технологий в учебном процессе;
2) Определить наиболее целесообразные методы применения и разработать учебно-методические материалы по обучению раздела «Молекулярная физика» курса физики в профессиональном колледже;
3) Разработать методику проведения уроков на тему «Основные положения Молекулярно-кинетической теории » и «Идеальный газ», а также проведение лабораторных работ и решения задач на газовые законы.

Задачи курсовой работы:1) Развитие интереса учащихся к изучению предмета через использование дистанционных технологий в учебном процессе;2) Определить

Слайд 51.1 ЗНАЧЕНИЕ, МЕСТО И ОСОБЕННОСТИ РАЗДЕЛА «МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА»
В разделе «Молекулярная

физика» учащиеся изучают пове­дение качественно нового материального объекта: системы, со­стоящей из большого числа частиц (молекул и атомов), новую, присущую именно этому объекту форму движения (тепловую) и соответствую­щий ей вид энергии, (внутреннюю). Здесь учащихся впервые знако­мят со статистическими закономерностями, которые используют для описания поведения большого числа частиц. Фор­мирование стати­стических представлений позволяет понять смысл необратимости тепловых процессов. Именно необратимость является отличитель­ным свойством тепловых процессов и позволяет говорить о тепловом равновесии, температуре, понять принцип ра­боты тепловых машин.
Задача учителя — рассмотреть в единстве два метода описа­ния тепловых явлений и процессов: термодинамический (феноме­нологи­ческий), основанный на понятии энергии, и статистический, основан­ный на молекулярно-кинетических представлениях о строе­нии веще­ства. Важно показать, что эти два подхода, по сути, описывают с раз­ных точек зрения состояние одного и того же объекта и по­тому до­полняют друг друга. В связи с этим, формируя такие по­нятия, как температура, внутренняя энергия, идеальный газ и т. д., учитель дол­жен раскрыть их содержание как с термодинамиче­ской, так и с моле­кулярно-кинетической точки зрения.

1.1 ЗНАЧЕНИЕ, МЕСТО И ОСОБЕННОСТИ РАЗДЕЛА «МОЛЕКУЛЯРНАЯ  ФИЗИКА»  В разделе «Молекулярная физика» учащиеся изучают пове­дение

Слайд 6В разделе «Молекулярная физика» изучают молекулярно-кине­тическую теорию строения вещества, основные положения

ко­торой рассматривали еще в VII классе. Изучая физику в VII и VIII классах, учащиеся научились объяснять целый ряд физиче­ских явлений, свойств веществ (свойства жидкостей и газов, дав­ление, тепловые явления и пр.) с точки зрения внутренней струк­туры вещества. Од­нако понятия, составляющие содержание соответствующих тем, изучали на уровне представлений, а все явления описывали качественно. Поэтому при преподавании молеку­лярной физики в профессиональном колледже знания, имеющиеся у учащихся, нужно актуализировать, углубить и расширить, довести их до уровня понятий и количественного описания явлений. В частности, в курсе физики профессионального колледжа разделу «Молекулярная физика» отводится 6 часов, рассматривается формирование таких понятий, как основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов; значительно глубже, чем в VII классе, рассматривают свойства газов, жидкостей и твердых тел.

В разделе «Молекулярная физика» изучают молекулярно-кине­тическую теорию строения вещества, основные положения ко­торой рассматривали еще в VII классе.

Слайд 7В разделе получают дальнейшее развитие энергетические пред­ставления, происходит обобщение закона сохранения

энергии на тепловые процессы, вводят формулу первого закона термодина­мики и рассматривают применение этого закона к анализу кон­кретных процессов.
Раздел «Молекулярная физика» дает возможность продолжить знакомство учащихся с экспериментальным методом исследования, который находит отражение в фундаментальных опытах (броунов­ское движение, опыт Штерна) и опытах, иллюстрирующих газо­вые законы (опыт Бойля, Шарля и пр.).
Раздел «Молекулярная физика» изучается в профессиональных колледжах после раздела «Механика». Такое расположение материала, с од­ной стороны, соответствует методическому принципу рассмотрения физических явлений в порядке усложнения форм движения Ма­терии, а с другой — позволяет изучать микроявления на количе­ственном уровне и использовать известные из курса механики ве­личины: масса, скорость, сила, импульс, энергия и т. д.

В разделе получают дальнейшее развитие энергетические пред­ставления, происходит обобщение закона сохранения энергии на тепловые процессы, вводят формулу

Слайд 8Предлагаемая методика проведения урока по теме: «Основные положения МКТ»

Предлагаемая методика проведения урока по теме: «Основные положения МКТ»

Слайд 9 Урок-тренинг по теме «Основные положения МКТ»

Эпиграфы:
Ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать знание на деле. Аристотель, древнегреческий философ (384 - 322 гг. до н. э.)

Упражнение, друзья, дает больше, чем хорошее природное дарование.
Протагор

Цели: повторение, систематизация знаний по теме «Основ­ные положения молекулярно-кинетической теории», формирование навыка решения типовых задач по данной теме, расширение круго­зора студентов.

Урок-тренинг по теме «Основные положения МКТ»							Эпиграфы:Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание

Слайд 10 Ход урока

I. Вступительное слово учителя.
Преподаватель оглашает эпиграфы урока, комментирует их, озвучи­вает

цели урока.
У студентов на столе тексты задач к уроку, у каждого - рейтин­говая карта.
Преподаватель. Наше занятие сегодня пройдет несколько необычно, ка­ждый из вас сегодня будет работать на свой рейтинг, фиксируя свой успех в специальной рейтинговой карте. Она должна быть именной (предлагает студентам подписать ее). Каждый правильный ответ - 1 балл в вашей карте, правильно решенная задача - 3 балла, если решаете задачу самостоятельно - это надо делать в самой рей­тинговой карте и самостоятельно себя оценить. В конце урока кар­ты сдаются преподавателю. И еще одно правило нашего занятия: сегодня мы неоднократно будем пользоваться таблицей Менделеева и да­вайте договоримся, что при каждом обращении к этой таблице мы будем называть какое-нибудь достижение Д. И. Менделеева перед наукой, и не только химией! Ведь наш великий ученый прославился своими открытиями и в физике! Не знали? Об этом мы тоже будем говорить сегодня.
Ход урокаI. Вступительное слово учителя.Преподаватель оглашает эпиграфы урока, комментирует их, озвучи­вает цели урока.У студентов на столе тексты

Слайд 11II. Вопросы, вопросы, вопросы...
(Фронтальный теоретический опрос.)
За каждый правильный ответ - 1

балл в карту.
1. Кому принадлежат слова: «Атомы бесконечны в числе и бес­конечно различны по форме...».
«Различия всех предметов зависят от различия их атомов в чис­ле, величине, форме и порядке».
«Ничто не существует, кроме атомов и пустого пространства. Все прочее есть мнение».
(Автор этих слов - древнегреческий ученый Демокрит, живший в V веке до нашей эры. Нам остается лишь еще раз поразиться мо­гуществу человеческого разума...)
2. Назовите основные положения молекулярно - кинетической теории.
На интерактивной доске с помощью мультимедиа схематично фиксируется:
Молекулы

Существуют Движутся Взаимодействуют
II. Вопросы, вопросы, вопросы...(Фронтальный теоретический опрос.)За каждый правильный ответ - 1 балл в карту.1. Кому принадлежат слова:

Слайд 123. Какие опытные данные подтверждают эти положения?

3. Какие опытные данные подтверждают эти положения?

Слайд 15V. «Вихрь задач».
- На доске решаем задачи с нечетными номерами, в

рейтинговых карточках - самостоятельно задачи с четными номерами, оце­ниваем себя по 3-балльной шкале. Решающий у доски тоже само­стоятельно оценивает свою работу и заносит баллы в свою рейтинговую карту с пометкой «работа у доски».
Задачи к уроку-тренингу «Основные положения молекулярно-кинетической теории»:

V. «Вихрь задач».- На доске решаем задачи с нечетными номерами, в рейтинговых карточках - самостоятельно задачи с

Слайд 16 Научные достижения Д. И. Менделеева (о них говорили при каждом обращении

к периодической системы элементов):
☺ всемирная слава пришла к Менделееву после создания им периодической системы элементов;
☺ предсказал детально физические и химические свойства не­скольких еще неизвестных элементов, которым присвоил название экаалюминий, экабор, экакремний;
☺ предсказал существование критической температуры, полу­чил общее уравнение состояния идеального газа;
☺ ему принадлежит конструкция барометра;
☺ в 1887г. осуществил полет на воздушном шаре для наблюде­ния солнечного затмения и изучения верхних слоев атмосферы;
☺ большую роль сыграл в организации метрологической службы;
☺ разработал физическую теорию весов, точные приемы взве­шивания;
☺ много времени уделял переплетному делу и изготовлению чемоданов.
Сам Д. И. Менделеев писал так о своих заслугах перед наукой: «Всего более четыре предмета составили мне имя: периодический закон, исследования упругости газов, понимание растворов как ас­социаций, «Основы химии». Тут все мое богатство. Оно не отнято у кого-нибудь, а произведено мною, это мои дети, и ими, увы, до­рожу сильно, столько же, как и детьми».

Научные достижения Д. И. Менделеева (о них говорили при каждом обращении к периодической системы элементов):☺ всемирная слава

Слайд 17Основные понятия раздела МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА
§1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МКТ

Основные понятия раздела  МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА§1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МКТ

Слайд 18ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МКТ (I)
Любое тело состоит из большого числа
весьма малых обособленных

частиц –
молекул. Молекула является мельчайшей
частицей вещества, сохраняющей все его
химические свойства. Простейшие молекулы (содержат только одно ядро),
называются атомами.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МКТ (I)Любое тело состоит из большого числа весьма малых обособленных частиц – молекул. Молекула является

Слайд 192. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МКТ (II)

2. ОСНОВНЫЕ  ПОЛОЖЕНИЯ МКТ (II)

Слайд 203. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МКТ (III)

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МКТ (III)

Слайд 214. РАЗМЕР МОЛЕКУЛ
Естественно предположить,
что в жидкостях и твердых
телах молекулы расположены
«вплотную» друг

к другу.
Объем молекулы можно
оценить, разделив объем моля
жидкости на число молекул в
моле (число Авогадро).
Известно, что 1 моль воды
имеет массу 18 г и занимает
объем 18 см3. Следовательно,

4. РАЗМЕР МОЛЕКУЛЕстественно предположить,что в жидкостях и твердыхтелах молекулы расположены«вплотную» друг к другу.Объем молекулы можнооценить, разделив объем

Слайд 225. СТАТИСТИЧЕСКИЙ И ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ
Существуют два способа описания процессов, происходящих в макро-
скопических

телах (телах, состоящих из большого числа частиц) –
статистический и термодинамический. Статистический метод изучает
свойства макроскопических тел исходя из свойств образующих тело
частиц и взаимодействий между ними. Свойства тел, наблюдаемые на
опыте, объясняются как усред-
ненный результат действия
отдельных молекул. Термодина-
мический метод изучает свойства
тел, не вдаваясь в их микроско-
пическую структуру, а опираясь
на фундаментальные законы
(начала термодинамики), уста-
новленные обобщением экспе-
риментальных фактов.
5. СТАТИСТИЧЕСКИЙ И ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЙ МЕТОДЫСуществуют два способа описания процессов, происходящих в макро-скопических телах (телах, состоящих из большого

Слайд 236. ТЕРМОДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ПАРАМЕТРЫ СОСТОЯНИЯ
Термодинамической системой
называется совокупность
макроскопических тел, которые
могут обмениваться

энергией
между собой и окружающей средой.

Термодинамическая система может
находиться в различных состояниях,
различающихся температурой,
давлением, объемом, плотностью…
Подобные величины, характерезу-
ющие состояние системы, называ-
ются параметрами состояниями.
Термодинамические системы, которые
не обмениваются с внешней средой
ни энергией, ни веществом называ-
ются замкнутыми (изолированными).



6. ТЕРМОДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ПАРАМЕТРЫ СОСТОЯНИЯТермодинамической системойназывается совокупность макроскопических тел, которыемогут обмениваться энергиеймежду собой и окружающей средой.Термодинамическая система

Слайд 247. РАВНОВЕСНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Термодинамическим процессом называется
переход системы из одного состояния в другое.
Такой

переход всегда связан с нарушением
равновесия системы. Например, при сжатии
газа давление в первую очередь возрастет
вблизи поршня – равновесие нарушится.
Нарушение равновесия будет тем значительнее,
чем быстрее перемещать поршень. Если двигать
поршень очень медленно, то равновесие нару-
шается незначительно и давление в разных
точках мало отличается от равновесного для
данного объема газа. В пределе, при бесконечно
медленном сжатии процесс окажется состоящим
из последовательности равновесных состояний.
Такой процесс называется равновесным или
квазистатическим.
7. РАВНОВЕСНЫЕ ПРОЦЕССЫТермодинамическим процессом называетсяпереход системы из одного состояния в другое.Такой переход всегда связан с нарушениемравновесия системы.

Слайд 258. КРУГОВЫЕ ПРОЦЕССЫ (ЦИКЛЫ)
Процесс, при котором система после ряда изменений возвра-
щается

в исходное состояние, называется круговым процессом
или циклом. Графически цикл изображается замкнутой кривой
на фазовой диаграмме.
8. КРУГОВЫЕ  ПРОЦЕССЫ (ЦИКЛЫ)Процесс, при котором система после ряда изменений возвра-щается в исходное состояние, называется круговым

Слайд 269. ТЕМПЕРАТУРА
Если два тела находятся в состоянии
термодинамического равновесия, то
есть не обмениваются

энергией путем
теплопередачи, то этим телам припи-
сывается одинаковая температура.
Если между телами происходит направ-
ленный теплообмен, то телу отдающему
энергию приписывают большую темпе-
ратуру по сравнению с телом, получа-
ющим тепловую энергию.
Ряд свойств тел – объем, давление,
электрическое сопротивление – зависит
от температуры. Любое из этих свойств
Можно использовать для количествен-
ного определения температуры.
9. ТЕМПЕРАТУРАЕсли два тела находятся в состояниитермодинамического равновесия, тоесть не обмениваются энергией путемтеплопередачи, то этим телам припи-сывается

Слайд 2714. УРВНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ИДЕАЛЬНОГО ГАЗА
Параметры состояния термодинамической
системы закономерно связаны между
собой. Соотношение, определяющее

связь
между параметрами состояния системы,
называется уравнением состояния.
Газ, взаимодействием между молекулами
которого можно пренебречь, называется
идеальным газом.
Опытным путем было установлено, что
при обычных условиях (комнатная темпе-
ратура, атмосферное давление) газы
подчиняются уравнению
14. УРВНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ИДЕАЛЬНОГО ГАЗАПараметры состояния термодинамическойсистемы закономерно связаны междусобой. Соотношение, определяющее связьмежду параметрами состояния системы,называется уравнением

Слайд 2815. ЗАКОН ШАРЛЯ
Жан Александр Шарль
1746-1823
французский физик и
изобретатель

15. ЗАКОН ШАРЛЯЖан Александр Шарль1746-1823французский физик иизобретатель

Слайд 2916. ЗАКОН БОЙЛЯ-МАРИОТТА
Роберт Бойль
1627-1691
английский химик,
физик и теолог
Эдм Мариотт
1620-1684
французский физик


16. ЗАКОН БОЙЛЯ-МАРИОТТАРоберт Бойль1627-1691английский химик, физик и теолог Эдм Мариотт1620-1684французский физик

Слайд 3017. ЗАКОН ГЕЙ-ЛЮССАКА
Жозеф Луи Гей-Люссак
1778-1850
французский химик и
физик

17. ЗАКОН ГЕЙ-ЛЮССАКАЖозеф Луи Гей-Люссак1778-1850французский химик ифизик

Слайд 3118. ЗАКОН ДАЛЬТОНА
Джон Дальтон
1766-1844
английский физик

18. ЗАКОН ДАЛЬТОНАДжон Дальтон1766-1844английский физик

Слайд 3219. РЕАЛЬНЫЕ ГАЗЫ

19. РЕАЛЬНЫЕ ГАЗЫ

Слайд 33Заключение
В процессе выполнения данной курсовой работы выяснилось, что раздел «Молекулярная

физика» имеет большое значение в формировании основных понятий микромира. Вследствие того, что основные понятия раздела отражают физическую сущность микрообъектов, наглядная демонстрация этих процессов затруднена. Использование рекомендуемой методики позволяет качественное формирование основных положений молекулярной физики. Предлагаемая методика содержит последовательное изложение материала в обучении физики на примере тем «Основные положения МКТ», «Идеальный газ». Следует отметить, что методически правильное построение учебного процесса не только повышает интерес учащихся к предмету, но и приводит к росту качества знаний.
Заключение  	В процессе выполнения данной курсовой работы выяснилось, что раздел «Молекулярная физика» имеет большое значение в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть