Слайд 1Тема: Линзы. Глаз - как оптическая система. Оптические приборы.
Преподаватель: Малькова
Т. А.
ГБПОУ КСУ №32
Слайд 2Цели урока:
1. Сформировать понятие линзы и из разновидностей
2. Формирование представления о
глазе как об оптической системе, определение свойств глаза, как органа зрения, а так же недостатков глаз.
3. Развитие представлений о восприятии света живыми организмами.
4. Разобрать виды и отличия оптических приборов
5. Воспитание навыков самостоятельной работы.
Слайд 3Линзы
Линза - это оптически прозрачное тело, ограниченное сферическими поверхностями.
Слайд 4Собирающие линзы
Независимо от сочетания поверхностей, если толщина линзы в центральной части
больше, чем по краям, они называются собирающими.
Имеют положительное фокусное расстояние.
Различают следующие виды собирающих линз:
плоско-выпуклые
двояковыпуклые
вогнуто-выпуклые (мениск)
Их еще называют «положительными».
Слайд 5Рассеивающие линзы
Если толщина линзы в центре тоньше, чем по краям, то
они носят название рассеивающих.
Имеют отрицательное фокусное расстояние.
Существуют такие виды рассеивающих линз:
плоско-вогнутые
двояковогнутые
выпукло-вогнутые (мениск)
Их еще называют «отрицательными».
Слайд 7Глаз - оптическая система
«Мы смотрим не глазами, а мозгом», – говорят
физиологи.
90% всей информации люди получают через глаза.
Слайд 8Мистические свойства глаза
В древности глазам приписывали всевозможные мистические свойства.
Глаза часто
символизировали смысл и суть жизни, их считали амулетами и оберегами. Древние греки рисовали красивые вытянутые глаза на носу кораблей, а египтяне на пирамидах изображали всевидящее око бога Ра.
Слайд 9Глаз – орган зрения
Человек видит не глазами, а посредством глаз, откуда
информация передается через зрительный нерв в определенные области головного мозга, где формируется та картина внешнего мира, которую мы видим. Все эти органы и составляют наш зрительный анализатор, или зрительную систему.
Слайд 11Оптическая система глаза
Основная задача глаза – «передать» правильное изображение зрительному нерву.
Свет,
преломляясь в оптической системе глаза, дает на сетчатке действительное, уменьшенное, обратное (перевернутое) изображение рассматриваемого предмета.
Слайд 12Аккомодация
Аккомодация – способность глаза приспосабливаться к видению как на близком,
так и на более далеком расстоянии.
Оптимальное расстояние при чтении и письме для нормального глаза составляет около 25 см.
Слайд 13Нормальный глаз
Нормальный глаз собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке
глаза.
Слайд 14Близорукость и её причины
Близорукость – недостаток зрения, при котором параллельные лучи
после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а ближе к хрусталику.
Причины:
Избыточная оптическая сила глаза.
Удлинение глаза вдоль его оптической оси.
Для исправления близорукости применяют очки с рассеивающими (вогнутыми) линзами
Слайд 15Дальнозоркость и её причины
Дальнозо́ркость— особенность рефракции глаза, состоящая в том, что
изображения предметов в покое аккомодации фокусируются за сетчаткой.
Причины:
уменьшение размера глазного яблока по продольной оси, то есть у дальнозоркого человека оно короче нормы;
снижение оптической силы роговицы, которая недостаточно хорошо преломляет световые лучи, и они собираются не на глазном дне, а фокусируются на плоскости за ним;
ослабление аккомодации глаза, вследствие возрастных изменений, связанных с потерей эластичности хрусталика.
Слайд 16Исправление дальнозоркости
Для исправления дальнозоркости применяют очки с собирающими (выпуклыми) линзами.
Слайд 17Оптические приборы
Оптические приборы — устройства, в которых оптическое излучение преобразуется (пропускается, отражается,
преломляется, поляризуется).
Они могут увеличивать, уменьшать, улучшать (в редких случаях ухудшать) качество изображения, дают возможность увидеть искомый предмет косвенно.
Слайд 18Лупа
Лупа — оптическая система, состоящая из собирающей линзы или нескольких линз,
позволяющая увеличить угол зрения и предназначенная для увеличения и наблюдения мелких предметов.
В качестве лупы применяются двояковыпуклые линзы с фокусным расстоянием от 10 до 100 мм.
Лупа – самый древний оптический прибор. Лупы, изобретенные в 17 веке нидерландским естествоиспытателем Антони ван Левенгуком, первооткрывателем мира микроорганизмов, давали увеличение в 300 раз.
Слайд 19Микроскоп
Микроскоп – оптический прибор для получения увеличенных изображений объектов (или деталей
их структуры), невидимых невооружённым глазом.
Микроскоп основан на принципе последовательного увеличения угла зрения сначала объективом, а потом окуляром. Объектив даёт действительное перевернутое увеличенное изображение предмета. Это промежуточное изображение рассматривается глазом через окуляр, действие которого аналогично действию лупы.
Слайд 20Телескоп
Предназначается для рассматривания очень удаленных предметов (Луны, планет, звезд).
Предполагается, что
глаз наблюдателя аккомодирован на бесконечность, поэтому лучи от каждой точки удаленного предмета выходят из окуляра параллельным пучком. Такой ход лучей называется телескопическим. Оптическая часть телескопа состоит из объектива, который собирает свет и создает изображение источника и окуляра, который рассматривает созданное изображение и еще увеличивает угол зрения. Если телескоп использует в качестве объектива линзу, то он называется рефракторным, если зеркало – рефлекторным.
Слайд 21Фотоаппарат
Фотоаппарат – оптический сложный прибор для получения изображения предметов, их хранения,
дальнейшего преобразования в слайд, фотоснимок, проекцию. Прообразом фотоаппарата является камера-обскура (темная комната). Основоположником фотографии считают Ж. Н. Ньепса.
Слайд 22Проектор
Проекционные аппараты используют для получения действительного увеличенного изображения рисунков, чертежей, фотографий,
видеофильмов на экранах.
Кинопроектор предназначен для воспроизведения движущегося изображения и звука, записанных на киноплёнке. Большинством кинопроекторов изображение демонстрируется на большом экране диаскопическим методом, то есть при помощи света, проходящего через прозрачную киноплёнку.
Слайд 23Домашнее задание
1. Выписать все определения и составить конспект по презентации.
2. Нарисовать
схемы построения изображения во всех представленных оптических приборах.
3. Подготовить краткое сообщение (не более 5 минут) про историю фотографии.