Слайд 1Глаз. Зрение.
Физика 8 класс
Урок составила учитель физики МКОУ ВСОШ № 2
при ИК Мурзагильдина Людмила Борисовна.
Слайд 2Этапы урока.
1.Организационный момент урока.
2.Актуализация проблемы урока .
3.Вводное слово.
4.Создание исследовательских групп.
5.Зучение
новой темы урока.
6.Выходной контроль знаний.
7.Рефлексия.
Слайд 3
А знаете ли вы,
1.Какую тему мы проходим?
2.Что такое
свет?
3.Что называют световым лучом?
4.Что такое источник света?
5.Что можно сказать об углах падения и отражения?
6.Какое изображение мы видим в плоском зеркале?
7.Какое явление называют преломлением света?
8.Какие оптические приборы вы знаете?
•оптика
•видимое излучение
•линии, вдоль которых распространяется энергия от источника света
•тела, от которых исходит свет
•они равны
•мнимое, симметричное
•изменение хода луча при переходе из одной среды в другую
•очки, бинокль, телескоп, глаз и др.
Слайд 4 В глазах заложено в миллион раз больше, чем сложнейшее
их устройство. Сегодня на уроке мы рассмотрим вопросы, которые являются жизненной необходимостью для каждого человека, это вопросы связанные с оптической системой глаза, с его строением, дефектами и их устранением, а также узнаем много интересного о зрении животных, птиц и насекомых из исследований наших учеников.
Слайд 5Какую роль играют глаза в нашей жизни ? Что мы знаем
о них? Что такое глаз? А почему мы видим цветной мир? А как видят мир животные, птицы, насекомые? А почему люди носят очки? А какие бывают очки?
Вот на эти вопросы мы сейчас и постараемся с вами ответить.
Слайд 7Цели урока:
• продолжить формировать представление о линзах, их использование природой;
• ознакомиться со
строением глаза;
• выяснить какие части глаза образуют оптическую систему?
• что такое аккомодация?
• почему люди плохо видят?
• как исправить недостаток зрения?
Слайд 8Уильям Блейк
« Посредством глаза, а не глазом смотреть на мир умеет
разум»
Слайд 9 Помогут мне изучить тему урока несколько групп учащихся, которые проведут
исследовательскую работу:
1–ая группа- «Историки».
2-ая группа – «Анатомы».
3-ья группа – «Физики».
4-ая группа – «Оптики».
5-ая группа – «Биологи».
Слайд 10Темы для исследовательских групп:
«Историки» должны ответить , когда человек
постарался открыть тайну глаза?
«Анатомы» должны ответить , как устроен глаз?
« Физики» должны ответить, что происходит в глазе, когда туда попадает свет? Почему мы видим мир цветным?
« Оптики» должны ответить, почему нарушается зрение? Как улучшить зрение?
« Биологи»должны ответить, как видят мир животные, птицы и насекомые?
Слайд 11
Глаз – орган зрения высших животных, а также человека, является очень
сложным оптическим прибором.
«Я закрываю глаза и весь мир умирает; я открываю глаза и весь мир оживает». Вдумайтесь в эти слова.
А каких красот в окружающем мире лишен плохо видящий человек или слепой?
Как же можно им помочь? А в чём особенность зрения, например, у кошки или орла?
Слайд 12
В древности глазам приписывали всевозможные магические свойства. Древние греки рисовали красивые
вытянутые глаза на носу кораблей, а египтяне на пирамидах изображали всевидящее око бога Ра или в украшениях, а
в Азии рисовали глаза Будды.
Слайд 13Как устроен глаз?
Глазное яблоко имеет шаровидную форму. Снаружи глаз покрыт прочной
белой оболочкой – склерой, которая является защитой для глаза от повреждений. Передняя часть склеры прозрачна для света и называется роговицей. За ней расположена прозрачная водянистая масса (влага), а за ней – радужная оболочка, она и определяет цвет глаз. В радужной оболочке есть отверстие – зрачок. Его диаметр может изменяться: в темноте – расширяется, на свету – сужается.
На что похож хрусталик?
Слайд 14Оптическая система глаза
Мышцы глаза
1 - наружная прямая;
2 -
внутренняя прямая;
3 - верхняя прямая;
4 - мышца, поднимающая верхнее веко;
5 - нижняя косая мышца;
6 - нижняя прямая мышца.
Слайд 15Лучи света, попадая в глаз преломляются в роговице, хрусталике и стекловидном
теле – всё это оптическая система глаза и на сетчатке появляется изображение предмета. Сетчатка - это природный дугообразный экран, на который и проецируется всё то, что мы видим. Полученное на сетчатке изображение получается действительным, уменьшенным и перевёрнутым.
Обрабатывается световой сигнал в нашем мозге, который переворачивает изображение и мы видим всё правильно.
Человек смотрит на разные предметы: далёкие и близкие, движущиеся и покоящиеся. Если наши глаза здоровые, то оптическая система глаза быстро реагирует на изменения предмета.
Слайд 16Аккомодация глаза.
Аккомодация глаза тоже имеет предел , здоровый глаз без напряжения
может видеть предметы на расстоянии не ближе 25 см от него. Это расстояние называется расстоянием наилучшего зрения. Мы получаем изображение в двух глазах. Сделайте вывод: каково наше зрение ?
Наше зрение– стереоскопическое ( или бинокулярное), т.е.способно формировать трёхмерное изображение.
Слайд 18Практическая работа №1
«Определение бинокулярного зрения»
Цель работы –убедиться в стереоскопичности нашего
зрения.
Слайд 19Практическая работа № 2 по теме
«Определение слепого пятна».
Цель работы – определение слепого пятна на сетчатке.
Слайд 20С древних времён человек пытался исправить различные дефекты и болезни глаз.
Самые старые очки были найдены в гробнице египетского фараона Тутанхомона. Это были два очень тонких спила изумруда, соединенные бронзовой оправой.
В древней Греции на острове Крит были найдены оптические линзы из шлифованного горного хрусталя, которые использовались для исправления дефектов зрения. Первым достоверным свидетельством использования очков при близорукости считается портрет Папы Льва Х, написанный итальянским художником Рафаэлем (1517 -1519 гг).
Слайд 21Очки .
Очки - простейший медицинский прибор, при помощи которого исправляют недостатки
зрения. Сейчас очень часто используют вместо очков контактные линзы, сделанные из особой прозрачной пластмассы. Они накладываются непосредственно на глазное яблоко. Контактные линзы очень удобны, им не требуется оправа, они не запотевают и незаметны.
Слайд 22Недостатки зрения.
Наиболее распространёнными недостатками зрения у человека являются:
1.Близорукость
3. Косоглазие
2. Дальнозоркость 4. Астигматизм
5. Дальтонизм
Слайд 23Исправление недостатков зрения.
Близорукость и дальнозоркость исправляют применением линз и очков.
Близорукие должны
носить очки с отрицательной оптической силой, например ( - 0,5 дптр), а дальнозоркие – с положительной оптической силой, например (+ 0,5 дптр).
Ответьте на вопросы:
1) Если врач – окулист выписал пациенту очки, оптическая сила которых равна (+ 3,5 дптр). Каким недостатком зрения страдает пациент?
2) А если пациент близорукий ? Какие очки выпишет ему врач?
Ответы:
1.Дальнозоркость
2. с положительной оптической силой
Слайд 24Гимнастика для глаз.
Глаз - это природный оптический прибор. Например, мышцы глаз
ученика за один учебный день испытывает такую же нагрузку, какую испытывают мышцы его рук и торса, если бы он поднял бы и удерживал над головой штангу весом около 100 – 150 кг. и, чтобы предохранить наши глаза от перенапряжения, необходимо выполнять гимнастику глаз.
Гимнастика для глаз.
1.Зажмурьте изо всех сил глаза, а потом откройте их, проделайте это 5-6 раз.
2.Переводите взгляд с ближних предметов на дальние. Повторите это 5-6 раз.
3.Делайте круговые движения глазами: по часовой стрелке, а потом – против часовой, повторите 5-6 раз.
4.Вытяните вперёд руку, следя взглядом за кончиком среднего пальца, медленно приближая его к носу, потом медленно отодвигайте его назад. Повторите 5-6 раз
Слайд 25Рекомендации по уходу за глазами.
1. Не рекомендуется читать в движущемся транспорте,
так как постоянно меняется кривизна хрусталика.
2. Не Рекомендуется держать книгу на расстоянии ближе 30 см, потому что мышечный аппарат глаза сильно напрягается.
3.Читать и писать нужно в хорошо освещённом помещении и свет должен падать слева.
4.При работе с вращающимися, режущими инструментами нужно одевать защитные очки, т.к. инородные тела могут попасть в глаз и повредить его.
5. Отрицательное влияние на зрение оказывают курение, алкоголь и наркотики, т.к. они отрицательно действуют на зрительный нерв.
Слайд 26Выходной контроль.
1.Какая структура глазного яблока обеспечивает аккомодацию?
• роговица
• сетчатка
• хрусталик • зрачок
2.Какя оболочка глаза расположена под склерой?
• радужная •сосудистая
• роговица •сетчатка
3. Где расположено слепое пятно?
•в зрачке • в радужке
•в склере • в сетчатке
4. Как называется передняя часть сосудистой оболочки глаза?
•радужка • роговица
• зрачок •хрусталик
Слайд 275. Способность чётко видеть предметы, расположенные вблизи или вдали, достигается…
• изменением
кривизны хрусталика
• перемещением хрусталика относительно роговицы
• изменением диаметра зрачка
• сокращением зрительных мышц
6. Как называется отверстие, через которое внутрь глаза проникает свет?
• склера • радужка
• роговица • зрачок
7. Как называется прозрачное студенистое вещество, заполняющее внутреннюю часть глазного яблока?
• склера • серое вещество
• хрусталик • стекловидное тело
Слайд 28Ответы.
1.Хрусталик
2.Роговица
3.В сетчатке
4.Радужка
5. Изменением кривизны хрусталика
6. Зрачок
7.Стекловидное тело
Слайд 29Рефлексия.
1. Что вы узнали интересного сегодня на уроке ?
2. Возьмёте что
– то полезное для себя?
3. А есть что – то, что не понравилось на уроке?
4. А что вы услышали впервые о глазах?