Слайд 1Физические величины. Измерение физических величин.
Слайд 2Цели урока:
Сформировать понятие физических величин.
Научиться измерять физические величины
, используя простейшие измерительные приборы.
Научиться определять цену деления измерительного прибора.
Слайд 3План изложения материала
Что такое физическая величина?
Что означает измерить физическую величину?
Единицы измерения физических величин.
Погрешности измерения физических величин.
Слайд 4
У каждой физической величины есть своя единица измерения
В быту, технике, при изучении различных физических явлений часто приходится выполнять те или иные измерения.
Изучая движение тела по горизонтальной поверхности, необходимо измерять массу тела, его скорость, пройденный путь, время, за которое этот путь пройден.
Масса, скорость, путь время – все это физические величины.
Любую физическую величину можно измерять.
Слайд 5Физические величины
Длина
Масса
Скорость
Время
Температура
Слайд 7Измерить какую–нибудь величину – это значит сравнить ее с однородной величиной,
принятой за единицу.
Например, измерять скорость движения автомобиля – значит сравнить его скорость с другой скоростью, принятой за единицу, например, 1 м/с.
Слайд 8C 1963 г. В Росси и других странах применяется Международная система
единиц - СИ (система интернациональная).
Единица длины – метр (м)
Единица времени – секунда (с)
Единица массы – килограмм (кг)
Слайд 10Часто используют единицы, которые в 10, 100, 1000 и т.д. раз
больше ( кратные) или меньше принятых ( дольные)
Приставки к названиям единиц
г- гекто (100 или 102)
к- кило (1000 или 103)
М – мега (1000000 или 106)
д – деци (0,1 или 10 -1)
с – санти (0,01 или 10-2)
м – милли (0,001 или 10-3)
Слайд 11Ответить на вопросы:
Перечислите физические величины.
Что значит измерить физическую величину?
В сутках
24 часа. Выразите это время в минутах и секундах. Запишите числа в стандартном виде.
Длина стола 125 см. Выразите эту длину в метрах.
Расстояние от пункта А до пункта Б 2,6 км. Выразите это расстояние в метрах.
Слайд 12Вспомним ( к вопросу №3 предыдущего слайда)
чтобы привести число к стандартному
виду, надо перенести в нём запятую так, чтобы она была сразу после первой значащей цифры, и полученное число умножить на 10k, где k подбирается так, чтобы произведение было равно данному числу.
Показатель степени с основанием 10 показывает, сколько нулей надо записать после первой цифры .
Примеры чисел в стандартном виде
3 687 = 3, 687 • 103
52,79 = 5,279 • 10
423 000 = 4,23 • 105
Слайд 13Каждый прибор имеет шкалу
Шкала прибора – это часть отсчетного устройства,
представляющая собой совокупность штрихов, соответствующих ряду последовательных значений измеряемой физической величины.
Предел измерения – максимальное значение на шкале.
Цена деления – значение наименьшего деления на шкале прибора.
Слайд 14Определение цены деления прибора
Найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны
значения величины;
Вычесть из большего значения меньшее и полученное число разделить на число делений, находящихся между ними.
Слайд 15Погрешность измерений равна половине цены деления шкалы измерительного прибора.
Пример: длина
шариковой ручки 14 см,
цена деления линейки 1 мм, погрешность измерения будет равна 0,5 мм, или 0,05 см.
Следовательно, длину ручки можно записать в виде:
l = (14 ± 0,05) см,
где l - длина ручки.
Истинное значение длины ручки находится в интервале от 13,95 см до 14,05 см.
Формула для записи величины с учетом погрешности:
A = a ± Δa,
где A - измеряемая величина, a - результат измерений, Δa - погрешность измерений
(Δ - греческая буква "дельта").
Слайд 16
Амперметр – прибор для измерения силы тока. Чему равна цена деления
амперметра? Чему равна сила тока?
Слайд 17Определите цену деления шкалы мензурки и объёмы жидкостей в ней.
Запишите показания с учётом погрешности прибора. Каковы пределы измерений мензурки?
Слайд 18Сравните шкалы термометров ( пределы измерений, цену делений, показания).
Запишите показания с учётом погрешности приборов.
Слайд 19Предложите план, по которому вы будете определять объём данного тела. Определите
объём тела и запишите результаты работы.
Слайд 20 Закрепление:
ответить на вопросы стр. 10, 12 учебника
Домашнее задание:
Д.з. §
4,5, отв. на вопросы в конце параграфа.
Задание 1 (стр. 12 ) письменно.
Подготовиться к лабораторной работе №2
задание 1 из учебника (стр.12).
№1.13-1.16 ( сборник задач авт. Л. Э.Генденштейн)
В презентации использованы рисунки www. fisika.ru и другие