Слайд 1Тема: Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны.
Малькова Т. А.
Преподаватель
ГБПОУ КСУ №32
Слайд 2Цели урока:
Учебная: познакомить учащихся с особенностями распространения электромагнитных волн; историей изучения
свойств этих волн;
Воспитательная: ознакомить учащихся с биографией Генриха Герца;
Развивающая: способствовать развитию интереса к предмету.
Слайд 3Определение электромагнитной волны
Электромагнитная волна во многом схожа с механической волной, но
есть и различия. Основное отличие состоит в том, что для распространения этой волны не нужна среда. Электромагнитная волна – результат распространения переменного электрического поля и переменного магнитного полей в пространстве, т.е. электромагнитного поля.
Слайд 4Электромагнитное поле
Электромагнитное поле создается ускоренно движущимися заряженными частицами. Его наличие относительно.
Это особый вид материи, является совокупностью переменных электрического и магнитного полей.
Электромагнитная волна – распространение электромагнитного поля в пространстве.
Слайд 5Схема распространения электромагнитной волны
Слайд 6Майкл Фарадей (1831 г.)
Он претворил свой девиз в жизнь.
Превратил магнетизм
в электричество:
магнитное поле ~ электрический ток
Слайд 7Максвелл Джеймс Клерк (1864 г.)
Ученый-теоретик вывел уравнения, которые носят его имя.
Из этих уравнений следует, что переменное магнитное поле создает вихревое электрическое поле, а оно создает переменное магнитное поле. Кроме того, в его уравнениях была постоянная величина – это скорость света в вакууме. Т.Е. из этой теории следовало, что электромагнитная волна распространяется в пространстве со скоростью света в вакууме. Поистине гениальная работа была оценена многими учеными того времени, а А. Эйнштейн говорил, что самым увлекательным во время его учения была теория Максвелла.
Слайд 8Генрих Герц (1887 г.)
Генрих Герц родился болезненным ребенком, но стал
очень сообразительным учеником. Ему нравились все предметы, которые изучал. Будущий ученый любил писать стихи, работать на токарном станке. После окончания гимназии Герц поступил в высшее техническое училище, но не пожелал быть узким специалистом и поступил в Берлинский университет, чтобы стать ученым. После поступления в университет Генрих Герц стремиться заниматься в физической лаборатории, но для этого необходимо было заниматься решением конкурсных задач. И он взялся за решение следующей задачи: обладает ли электрический ток кинетической энергией? Эта работа была рассчитана на 9 месяцев, но будущий ученый решил ее через три месяца. Правда, отрицательный результат, с современной точки зрения неверен. Точность измерения необходимо было увеличить в тысячи раз, что тогда не представлялось возможным.
Слайд 9Генрих Герц (1887 г.)
Еще будучи студентом, Герц защитил докторскую диссертацию
на «отлично» и получил звание доктора. Ему было 22 года. Ученый успешно занялся теоретическими исследованиями. Изучая теорию Максвелла, он показал высокие экспериментальные навыки, создал прибор, который называется сегодня антенной и с помощью передающей и приемной антенн осуществил создание и прием электромагнитной волны и изучил все свойства этих волн.
Он понял, что скорость распространения этих волн конечна и равна скорости распространения света в вакууме. После изучения свойств электромагнитных волн он доказал, что они аналогичны свойствам света.
Слайд 10Генрих Герц (1887 г.)
Генрих Герц завершил огромный труд, начатый Фарадеем. Максвелл
преобразовал представления Фарадея в математические формулы, а Герц превратил математические образы в видимые и слышимые электромагнитные волны.
Слушая радио, просматривая телевизионные передачи, мы должны помнить об этом человеке.
Не случайно единица частоты колебаний названа в честь Герца, и совсем не случайно первыми словами, переданными русским физиком А.С. Поповым с помощью беспроводной связи, были «Генрих Герц», зашифрованные азбукой Морзе.
Слайд 11Ответьте на вопросы
1. Что такое электромагнитная волна?
2. Кто создал теорию электромагнитной
волны?
3. Кто изучил свойства электромагнитных волн?
Заполните таблицу ответов в тетради, помечая номер вопроса.
Слайд 12Домашнее задание
Необходимо подготовить сообщения о различных видах электромагнитного излучения, перечислив
их особенности и рассказать об их применении в жизни человека.
Сообщение по длительности должно составлять пять минут.