Слайд 2А. Барто
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише,
Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Слайд 3Проблема
Почему же мяч не утонет?
Слайд 4
Тема урока:
«Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова
сила».
Слайд 5Цели урока:
Обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости; вывести формулы для
расчета этой силы; установить от каких факторов зависит выталкивающая сила.
Слайд 7Рассчитаем выталкивающую силу, действующую на помещенное в жидкость тело цилиндрической формы
с площадью основания S и высотой h. Объем V этого тела равен Sh .
Слайд 8А Р Х И М Е Д
(287 - 212 гг.
до нашей эры )
Величайший математик
и физик древности.
Он прославился
многочисленными научными
трудами, главным образом
в области геометрии и механики.
Слайд 9Архимедова сила
- это сила, выталкивающая тело из жидкости или газа, равная
весу жидкости или газа в объеме этого тела
FА = gρжVт
Слайд 10От чего зависит сила Архимеда?
исследовательская работа
Слайд 11План проведения исследования
Прочитайте внимательно задание в карточках.
Каждая микрогруппа выполняет его
по пунктам.
Каждая группа делает вывод по полученным микрогруппами результатам.
Слайд 12Задание первой группе
I микрогруппа
Оборудование: сосуд с водой, штатив, динамометр, кусочек пластилина,
нить.
Определите вес куска пластилина в воздухе: Р1, подвесив его к крючку динамометра.
Определите вес этого же тела в воде: Р2.
Определите Архимедову силу: FА= Р1 - Р2
Запишите, полученный результат: FА=_____________________
Сравните полученную вами Архимедову силу с силой Архимеда, полученную II микрогруппой вашей группы.
Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от формы тела.
Слайд 13Задание первой группе
II микрогруппа
Оборудование: сосуд с водой, штатив, динамометр, шар из
пластилина, нить.
Определите вес пластилинового шара в воздухе: Р1, подвесив его к крючку динамометра.
Определите вес этого же тела в воде: Р2.
Определите Архимедову силу: FА= Р1 - Р2
Запишите, полученный результат: FА=_____________________
Сравните полученную вами Архимедову силу с силой Архимеда, полученную I микрогруппой вашей группы.
Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от формы тела.
Слайд 14
Задание второй группе
I микрогруппа
Оборудование: сосуд с водой, штатив, цилиндрический груз, динамометр.
Определите
вес груза цилиндрической формы в воздухе: Р1, подвесив его к крючку динамометра.
Определите вес этого же тела в воде: Р2.
Определите Архимедову силу: FА= Р1 - Р2
Запишите, полученный результат: FА=_____________________
Сравните полученную вами Архимедову силу с силой Архимеда, полученную II микрогруппой вашей группы.
Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от объема тела.
Слайд 15Задание второй группе
II микрогруппа
Оборудование: сосуд с водой, штатив, груз (квадратный), динамометр.
Определите
вес груза квадратной формы в воздухе: Р1, подвесив его к крючку динамометра.
Определите вес этого же тела в воде: Р2.
Определите Архимедову силу: FА= Р1 - Р2
Запишите, полученный результат: FА=_____________________
Сравните полученную вами Архимедову силу с силой Архимеда, полученную I микрогруппой вашей группы.
Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от объема тела.
Слайд 16Задание третьей группе
I микрогруппа
Оборудование: сосуд с водой, штатив, динамометр, алюминиевый цилиндр.
Определите
вес алюминиевого цилиндра в воздухе: Р1, подвесив его к крючку динамометра.
Определите вес этого же тела в воде: Р2.
Определите Архимедову силу: FА= Р1 - Р2
Запишите, полученный результат: FА=_____________________
Сравните полученную вами Архимедову силу с силой Архимеда, полученную II микрогруппой вашей группы.
Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от плотности вещества, из которого изготовлено тело.
Слайд 17Задание третьей группе
II микрогруппа
Оборудование: сосуд с водой, штатив, динамометр, железный цилиндр.
Определите
вес железного цилиндра в воздухе: Р1, подвесив его к крючку динамометра.
Определите вес этого же тела в воде: Р2.
Определите Архимедову силу: FА= Р1 - Р2
Запишите, полученный результат: FА=_____________________
Сравните полученную вами Архимедову силу с силой Архимеда, полученную I микрогруппой вашей группы.
Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от плотности вещества, из которого изготовлено тело.
Слайд 18Задание четвертой группе
I микрогруппа
Оборудование: динамометр, штатив, сосуд с водой, груз (100
г).
Определите вес груза в воздухе: Р1, подвесив его к крючку динамометра.
Определите вес этого же тела в воде: Р2.
Определите Архимедову силу: FА= Р1 - Р2
Запишите, полученный результат: FА=_____________________
Сравните полученную вами Архимедову силу с силой Архимеда, полученную II микрогруппой вашей группы.
Установите зависимость Архимедовой силы от плотности жидкости.
Слайд 19Задание четвертой группе
II микрогруппа
Оборудование: динамометр, штатив, сосуд со спиртом, груз (100
г).
Определите вес груза в воздухе: Р1, подвесив его к крючку динамометра.
Определите вес этого же тела в масле: Р2.
Определите Архимедову силу: FА= Р1 - Р2
Запишите, полученный результат: FА=_____________________
Сравните полученную вами Архимедову силу с силой Архимеда, полученную I микрогруппой вашей группы.
Установите зависимость Архимедовой силы от плотности жидкости.
Слайд 23ПРАВИЛА:
игры «Да - Нет»,
где «Да» изображается отрезком
,
а «Нет» - уголком .
В результате ответов на вопросы получается график.
Слайд 24 ВОПРОСЫ:
Сила Архимеда действует на любое тело, погруженное
в жидкость.
Сила Архимеда зависит от формы тела.
Сила Архимеда зависит от плотности жидкости.
Сила Архимеда всегда направлена вниз.
Слайд 26§ 50 – 51,
Творческое задание (на выбор учеников):
написать сочинение «Если
бы Архимедова сила
исчезла, то…»,
2) Подготовить сообщение «Легенда об Архимеде».
домашнее задание