Презентация, доклад по физике Диффузия

1. Атомы состоят из молекул. 2. Объем тела больше суммы объемов его молекул. 3. Атом – мельчайшая частица вещества. 4. Молекулы воды отличаются от молекул льда. 5. Вещество состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть на

Слайд 1Тема урока: Диффузия.
Цель урока:
Расширить знания о строении вещества.
Дать представление о

процессе диффузии.
Сформировать представление о диффузии в различных
состояниях вещества.
Продолжить формирование общих умений коммуникаций
Тема урока: Диффузия.Цель урока: Расширить знания о строении вещества. Дать представление о процессе диффузии. Сформировать представление о

Слайд 21. Атомы состоят из молекул.
2. Объем тела больше суммы объемов

его молекул.
3. Атом – мельчайшая частица вещества.
4. Молекулы воды отличаются от молекул льда.
5. Вещество состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть на экране электронного микроскопа.

Кодовый опрос домашнего задания.

Слайд 30 1 1 0 1

Кодовое число.

0 1 1 0 1Кодовое число.

Слайд 4Однажды Шерлок Холмс и доктор Ватсон обсуждали одно запутанное дело. Из

пустующего замка унесли фамильные драгоценности. Злоумышленникам не помешала проверенная охрана, поскольку за полчаса до похищения надежные охранники уснули все как один. В комнату, где находилась охрана, никто не заходил, ничего предосудительного в комнатах найти не сумели.
Единственный подозрительный предмет нашли на кухне. В водопроводной раковине обнаружилась бутылочка из-под хлороформа, но она была совершенно пуста. Горлышко бутылки было покрыто сахарной глазурью.
Кто же мог усыпить хлороформом сразу всех охранников? Представьте себе злоумышленника, расхаживающего по замку и сующего каждому охраннику под нос тряпочку с хлороформом, чтобы усыпить его, а затем перейти к другому. Не легче и вообразить, что в охраняемый замок ворвалась банда злоумышленников с тряпочками и бутылочками наперевес, скрутила всех охранников одновременно, а потом заставила каждого из них вдыхать хлороформ.
Обговорив все эти подробности, Холмс и Ватсон надолго замолчали.
Первым молчание нарушил Холмс.
- Знаете, Ватсон, я, кажется, знаю, что это за банда злоумышленников.
- Я весь внимание, мой друг!
- По-моему, это сделали наши недавние знакомые – молекулы!
первая остановка.

Преступники – невидимки.

Однажды Шерлок Холмс и доктор Ватсон обсуждали одно запутанное дело. Из пустующего замка унесли фамильные драгоценности. Злоумышленникам

Слайд 5- Молекулы хлороформа выбрались из бутылки, перемешались с молекулами воздуха и

вместе с ними попали в носы охранников.
Я был на суде, где слушалось сходное дело: несколько десятков рабочих в доменном цеху отравились угарным газом. Угарного газа много внутри доменной печи, но она была герметично закрыта, и, казалось, что угарному газу в цех не попасть. Это казалось. А оказалось, что молекулы угарного газа поодиночке пробрались между молекулами стенок, смешались с молекулами воздуха и привели к несчастью.
Главной причиной такой пронырливости молекул была температура – она внутри домны изрядная. Сами знаете, Ватсон – если Вы хотите, чтобы сахар в стакане растворился быстрее, нужно, чтобы чай был горячим. Лужи от дождя летом могут исчезнуть через полчаса, а осенью – может и целого дня не хватить. И, наконец, вспомните, когда сильнее пахнут цветы – в холодную погоду или в жару? Выходит, что чем больше температура, тем быстрее движутся молекулы.
Преступник, обокравший замок, знал, что делал, когда ставил пузырек с хлороформом поближе к печке…
Тут Ватсону изменила английская сдержанность:
- Послушайте, Холмс, Вы что, беретесь утверждать, что внутри пузырька с хлороформом температура такая же, как внутри домны, где плавится железо? По-вашему, молекулы хлороформа пробрались сквозь стеклянные стенки?

Продолжение текста.

вторая остановка.

- Молекулы хлороформа выбрались из бутылки, перемешались с молекулами воздуха и вместе с ними попали в носы

Слайд 6Холмс улыбнулся:
- О нет, мой дорогой Ватсон. Кроме стенок, в пузырьке

есть горлышко. Понятно, что преступник не мог оставить бутылку открытой – тогда бы он рисковал сладко уснуть прямо на кухне, а проснуться одновременно с охранниками. Но хороший кондитер – а я думаю , что преступник прекрасно владел этим ремеслом, - нашел выход из положения: он сделал пробку из… сахарной глазури. Подставил ее под кран, из которого неторопливо капала горячая вода, и пошел на часок прогуляться… А что было дальше – Вы знаете не хуже меня.
- Я вижу, Холмс, что Вы настолько освоились с этими самыми молекулами, что умеете даже раскрыть преступление, где молекулы – прямые соучастники. Помогите же и мне кое в чем разобраться. Во-первых, если и в комнате, и в бутылке одни и те же молекулы хлороформа – почему хлороформ в бутылке виден, а в комнате – нет? Чем отличаются молекулы льда, воды и пара – насколько я вас понял, они должны быть совершенно одинаковыми, поскольку лед и пар – тоже вода, но в других состояниях. Во-вторых, почему молекулы вот этого золотого перстня не рассеиваются по комнате, как молекулы хлороформа? А если и мы с вами состоим из молекул – почему бы и наши молекулы – то есть нам самим – в один прекрасный момент не рассеяться в воздухе?
Если каждый предмет – рой молекул, то чем объяснить, что этот рой не разлетается на одиночные молекулы или, наоборот, не слипается в одну громадную суперкаплю?
Если Вы не ответите мне на эти вопросы – у меня в голове от одного слова «молекулы» может так помутиться, что никакого хлороформа не надо!

Продолжение текста.

Холмс улыбнулся:- О нет, мой дорогой Ватсон. Кроме стенок, в пузырьке есть горлышко. Понятно, что преступник не

Что такое диффузия?
Причины возникновения диффузии
От чего зависит процесс протекания

диффузии?
Каково значение диффузии?

Проблемные вопросы

Что такое диффузия? Причины возникновения диффузииОт чего зависит процесс протекания

Слайд 8Это явление, при котором происходит самопроизвольное взаимное проникновение молекул одного вещества

между молекулами другого.

Диффузия

Это явление, при котором происходит самопроизвольное взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.Диффузия

Слайд 9Явление диффузии можно объяснить в том случае, если считать, что:
Все вещества

состоят из частиц, между которыми имеются промежутки.

2. Частицы вещества (молекулы, атомы, ионы) находятся в непрерывном хаотическом движении.
Явление диффузии можно объяснить в том случае, если считать, что:Все вещества состоят из частиц, между которыми имеются

Слайд 10Всем хорошо известно, что если в комнату внести какое-либо пахучее вещество,

например духи или другое пахучее вещество, то запах вскоре будет чувствоваться во всей комнате. Распространение запахов происходит из-за того, что молекулы духов движутся.
Возникает вопрос, почему же запах в комнате распространяется не мгновенно, а спустя некоторое время.
Дело в том, что движению молекул пахучего вещества в определенном направлении мешает движение молекул воздуха. Молекулы духов па своем пути сталкиваются с молекулами газов, которые входят в состав воздуха. Они постоянно меняют направление движения и, беспорядочно перемещаясь, разлетаются по комнате.

Диффузия в газах.

Прекрасная дама нюхала розы,
Но расчихалась- закапали слезы! Неужто из-за … ДИФФУЗИИ Такие бывают конфузии?

Всем хорошо известно, что если в комнату внести какое-либо пахучее вещество, например духи или другое пахучее вещество,

Слайд 11Диффузия в жидкостях
Проделаем опыт, который можно объяснить только тем, что тела

состоят из молекул, которые находятся в непрерывном движении.
Нальем в мензурку (или стакан) раствор медного купороса, имеющего темно-голубой цвет. Сверху осторожно добавим чистой воды
Вначале между водой и медным купоросом будет видна резкая граница, которая через несколько дней станет не такой резкой. Граница, отделяющая одну жидкость от другой, исчезнет через 2 — 3 недели. В сосуде образуется однородная жидкость бледно-голубого цвета. Это значит, что жидкости перемешались.

Диффузия в жидкостяхПроделаем опыт, который можно объяснить только тем, что тела состоят из молекул, которые находятся в

Слайд 12Наблюдаемое явление объясняется тем, что молекулы воды и медного купороса, которые

расположены возле границы раздела этих жидкостей, поменялись местами (рис.).
Граница раздела стала расплывчатой. Молекулы медного купороса оказались в нижнем слое воды, а молекулы воды переместились в верхний слой медного купороса.
Если дать мензурке постоять 2—3 недели, то граница раздела будет еще более расплывчатой и постепенно совсем исчезнет. Вся вода окрасится в голубой цвет. Это происходит потому, что молекулы, двигаясь непрерывно и беспорядочно, распространяются по всему объему. Жидкость в сосуде становится однородной

Наблюдаемое явление объясняется тем, что молекулы воды и медного купороса, которые расположены возле границы раздела этих жидкостей,

Слайд 13В твердых телах также происходит диффузия, но только очень медленно.
 Например,

очень гладко отшлифованные пластинки свинца и золота кладут одна на другую и ставят на них некоторый груз. (Пластинку золота, как более тяжелую, располагают внизу.) При комнатной температуре (20 °С) за 4—5 лет золото и свинец взаимно проникают друг в друга на расстояние около 1 мм.

Диффузия в твёрдых телах.

золото

свинец

около 1 мм.

В твердых телах также происходит диффузия, но только очень медленно.  Например, очень гладко отшлифованные пластинки свинца и

Слайд 14Скорость протекания диффузии увеличивается
с ростом температуры.

Скорость протекания диффузии увеличивается с ростом температуры.

Слайд 15Диффузия имеет существенное значение в питании растений и других организмов;
Явление диффузии

используют на сахарных заводах при извлечении сахара из свеклы;
На явлении диффузии основаны соление овощей, варка варения, получение компотов и многие другие технологические процессы;
Диффузию молекул твердых тел используют в технике: для придания железным и стальным деталям значительной твердости их поверхностный слой подвергают диффузному насыщению углеродом (цементация).

Значение диффузии в природе и производственной практике.

Диффузия имеет существенное значение в питании растений и других организмов;Явление диффузии используют на сахарных заводах при извлечении

Слайд 16Диффузия в природе:
«+»
Поддерживается однородный состав атмосферного воздуха вблизи поверхности Земли.

Диффузия растворов различных солей в почве способствует нормальному питанию растений и т.д.
Диффузия в природе:«+» Поддерживается однородный состав атмосферного воздуха вблизи поверхности Земли. Диффузия растворов различных солей в почве

Слайд 17«-»

Увеличиваются площади земель, загрязненных выбросали промышленных предприятий.
Свыше 2 тыс.га. земель занято свалками промышленных и бытовых отходов. Одним из трудно решаемых в настоящее время вопросов является вопрос утилизации промышленных отходов, в том числе токсичных

Диффузия в природе:

«-»Почти повсеместно проявляются тенденции нарушения почвенного покрова в результате антропогенной деятельности. Увеличиваются площади земель, загрязненных выбросали промышленных

Слайд 18Диффузия
Молекулярная и самопроизвольная.
Проникает, движется, перемешивается.
Я много знаю о диффузии.
Явление.
Пятистишие.

ДиффузияМолекулярная и самопроизвольная.Проникает, движется, перемешивается.Я много знаю о диффузии. Явление.Пятистишие.

Слайд 19Домашнее задание.
§ 27, Экспериментальное задание на стр.№71.
Эссе о диффузии.

Для желающих: Рисуем явление

диффузии.
Домашнее задание.§ 27, Экспериментальное задание на стр.№71.Эссе о диффузии.Для желающих: Рисуем явление диффузии.