Слайд 1
ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ И РЕФЛЕКСИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ
Слайд 2 Целеполагание - это процесс выработки, обоснование целей и определение главных путей
их достижения.
Цель - это идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности (большая советская энциклопедия).
Цель урока – его запрограммированный результат.
Целеполагание должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Слайд 3Методы целеполагания:
Привлечение внимания учащегося к вопросу, задаче, учебной теме
Постановка учащегося перед
пассивным познавательным затруднением
«Обнаружение перед учащимся противоречия между возникающей у него познавательной потребностью и невозможностью ее удовлетворения по средству наличного запаса знаний, умений и навыков»
Побуждение учащегося к активной поисковой деятельности, определение плана поиска путей, выхода из затруднения
Помощь учащемуся в поиске наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения
Слайд 4 Виды целеполагания учащихся:
Перспективное
В начале учебного занятия
К последующему занятию
По ходу
выполнения конкретного задания
Свободное целеполагание- педагог выбирает цели, задачи, программу действий вместе с учащимися в процессе общения, совместного мышления и поиска.
Интегрированное целеполагание- педагог ставит задачи, но способы их решения определяются в процессе совместного поиска
Слайд 5Перспективное целеполагание
Осуществляется в начале изучения нового предмета или в начале учебного
года для формирования положительной мотивации с учетом ведущих интересов детей
Слайд 62. Целеполагание в начале учебного занятия
Эффективным является демонстрация в начале урока
опытов, проведение эксперимента, обсуждение содержания темы урока.
Слайд 73.Целеполагание к следующему уроку
Проводится в конце занятия. При организации целеполагания данного
типа чаще всего используются следующие вопросы:
На какие вопросы вы не получили ответа в ходе урока?
Что вызвало сомнение?
Как вы думаете, о чем пойдет речь на следующем уроке? И т.д.
Слайд 8 4.Целеполагание по ходу выполнения конкретного задания
Данный вид целеполагания позволяет каждому учащемуся
осознать не только совместные учебные задачи, но и найти свой индивидуальный смысл учебной деятельности на ближайший период и перспективу.
Слайд 9Организация рефлексии
Правильно организованная рефлексия позволяет провести анализ
урока и его результатов. Это
эффективное средство формирования
субъектной позиции учащегося. Особенно значима, если учитель в
дальнейшей работе учитывает мнения учащихся.
При организации рефлексии педагоги ставят следующие задачи:
Выявить уровень присвоения каждым учащимся учебных целей и задач.
Отследить эффективность их достижения.
Организовать учащихся на дальнейшую работу.
Выявить проблему и трудности учащихся в процессе усвоения учебного
материала
Определить эффективность используемых педагогических средств
Сформулировать учебные проблемы, которые будут решаться на
следующем занятии
Слайд 10Виды рефлексии:
Незаконченное предложение:
Я сегодня на уроке открыл для себя…
Я удовлетворен
своей работой, потому что….
Я считаю, что наиболее удачным на занятии было…
Я на уроке плохо понял…
Я хотел бы более подробно изучить…
Слайд 112.Метод подбора ассоциации
Предлагается выбрать пословицу,
которая соответствует своей работе на
занятии и прокомментировать
ее.
«Победа над собой- величайшая из побед»
«Самая трудная вещь- это требования к себе»
И т.д.
Слайд 123.Анкетирование
Выбор одного из вариантов ответов на предложенные вопросы
На этом уроке больше
всего я был
Зрителем, слушателем
Исполнителем указаний учителя
Активным участником
Работал самостоятельно
Консультантом
Организатором деятельности
На этом уроке учитель был
Организатором
Нянькой
Наставником
Советчиком
Участником совместной деятельности
Наблюдателем
Слайд 134. Групповая рефлексия
Учащиеся отвечают выбирая вопросы по цепочке
Какие виды работ тебе
особенно понравились?
Сумел ли ты себя реализовать?
Оцени полезность занятия
И т.д.
Слайд 145. Оформление кластера в конце занятия
6. В младших классах
Цветные знаки
Ромашка
Восхождение к вершине и т.д.
Слайд 15
Учителю необходимо добиться того, чтобы каждый учащийся смог самостоятельно выработать цель
урока, определить главные пути в ее достижении, смог анализировать свою деятельность на уроке, работу класса по реализации целей и задач урока.