Слайд 1
Интеллектуальная игра по физике "Физбой"
Слайд 2Цель: Развитие интереса к предмету. Развитие творческих способностей учащихся.
Эффективное использование компьютерных
технологий в процессе преподавания общеобразовательных предметов.
Применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Стимулировать познавательную активность и творчество обучающихся, их смекалку, наблюдательность.
Слайд 3Три закона ФИЗБОЯ.
1 закон: Физика+Знания=сопst.
Чем больше физики, тем больше знаний.
2
закон: Силы взаимодействия сражающихся команд противоположны по направлению, но не равны по величине.
3 закон: Равнодействующая этих сил всегда направлена в сторону побеждающей команды.
Слайд 4
Эпиграф: «Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий
страх»
В.Г. Белинский
Слайд 5 Да, путь познания не гладок,
Но знаем мы со школьных
лет:
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет.
Слайд 6 Разминка для ума
Клубится, а не дым, ложится, а не снег. (Туман)
Книги читают, а грамоты не знают. (Очки)
Петух, стоя на 1 ноге весит 2 кг. Сколько кг. он будет весить, стоя на 2 ногах?
(2 кг.)
Висит груша – нельзя скушать. (Лампочка)
Что с земли не поднимешь? (Тень)
Был один Антошка, посмотрел в окошко – там второй Антошка! Что это за окошко? Куда смотрел Антошка? (Зеркало)
Древнегреческий ученый- математик, который составил таблицу простых чисел. Этот способ назван его именем?
(Эратосфен. Решето Эратосфена)
Слайд 7Конкурс № 1. «Физические величины»
В лабиринте зашифровано 12 названий известных вам
физических величин. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей.
Слайд 9 Ответы к конкурсу № 1:
Время, теплоемкость,
давление, мощность,
сила,
плотность, работа,
температура, масса, путь,
скорость, вес.
Слайд 10Физические измерительные приборы:
каждый прибор предназначен для измерения определённой физической величины;
каждый прибор,
как правило, имеет шкалу;
шкалы приборов, предназначенных для измерения одной физической величины, могут отличаться ценой деления.
Мензурки для измерения объемов жидкостей
Амперметры и вольтметры
для измерения силы электрического тока и напряжения в цепи
Часы и секундомер для измерения времени
Линейки для измерения длин отрезков
Термометры для измерения температуры
Слайд 11Конкурс №2.
«Всем известный метр...»
Каждый правильный ответ приносит 1 балл
команде.
Словом «метр» оканчиваются физические измерительные приборы, применяемые не только в лабораториях ученых, в физкабинете школы, но и дома, в автомобилях, мастерских, фотолабораториях...
Вам предлагается отыскать как можно больше измерительных приборов, оканчивающихся этим словом, и указать, что ими измеряют.
Например: термометр – температура
Слайд 12Ответы к конкурсу № 2:
динамометр – сила;
метр – длина;
спидометр
– скорость;
барометр – атмосферное давление;
манометр – давление;
гигрометр, психрометр – влажность воздуха;
электрометр – электрический заряд;
амперметр – сила тока;
вольтметр – напряжение;
ваттметр – мощность и др.
Слайд 13Определение цены деления приборов:
Слайд 14Каким термометром (см. рис.) можно измерить температуру кипящей воды? Температуру в
морозильной камере? Почему?
Слайд 15Конкурс приборов.
Каждой команде названы два прибора.
Расскажите о применении каждого
из них, предложите их использование в быту.
линейка и весы
мензурка и термометр
Слайд 16Измерить объем тела, приборы: измерительный сосуд, тело, стакан с водой.
2. Найти
диаметр провода: линейка, карандаш, проволока.
Слайд 17Конкурс № 3. «Физические загадки»
Каждый правильный ответ приносит 1 балл
команде.
Все поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, а когда – облака.
Им силу тока изменяют, если что-то в нем сдвигают.
Видно нет у нее ума: ест она себя сама
Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, он от матери рожден, сам ее рождает.
Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает.
Слайд 18Конкурс № 3. «Физические загадки»
Каждый правильный ответ приносит 1 балл
команде.
Все поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, а когда – облака. (Барометр)
Им силу тока изменяют, если что-то в нем сдвигают. (Реостат)
Видно нет у нее ума: ест она себя сама. (Свеча)
Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, он от матери рожден, сам ее рождает. (Лед)
Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)
Слайд 19Конкурс № 4. «Согласны ли вы с тем, что..»
Напишите рядом с
вопросами «да» или «нет».
...водяной пар имеет вид белых клубов?
...удельная теплота сгорания пороха меньше, чем керосина?
...холодная вода быстрее гасит огонь, чем кипяток?
...в полном чайнике вода остывает медленнее, чем в неполном?
...южный магнитный полюс Земли находится в Антарктиде?
...появление подъемной силы у движущегося крыла самолета объясняется действием закона Ома?
...гигрометром измеряют влажность воздуха?
… в состав ядра атома входят электроны, протоны, нейтроны?
…обычно на колбе электрической лампы, которая светит у каждого из вас в квартире, указывают ее электрические параметры – силу тока, напряжение, мощность?
…словами якорь, ротор и статор называют вращающиеся части электрической машины?
Слайд 20Конкурс № 4. «Согласны ли вы с тем, что..»
Напишите рядом с
вопросами «да» или «нет».
...водяной пар имеет вид белых клубов? (нет)
...удельная теплота сгорания пороха меньше, чем керосина? (да)
...холодная вода быстрее гасит огонь, чем кипяток? (нет)
...в полном чайнике вода остывает медленнее, чем в неполном? (да)
...южный магнитный полюс Земли находится в Антарктиде? (нет)
...появление подъемной силы у движущегося крыла самолета объясняется действием закона Ома? (нет)
...гигрометром измеряют влажность воздуха? (да)
… в состав ядра атома входят электроны, протоны, нейтроны? (нет)
…обычно на колбе электрической лампы, которая светит у каждого из вас в квартире, указывают ее электрические параметры – силу тока, напряжение, мощность? (нет)
…словами якорь, ротор и статор называют вращающиеся части электрической машины? (нет)
Слайд 21Конкурс №5. «Знатоки физики»
Дать ответы на вопросы (каждый правильный ответ приносит
1 балл команде):
Ускорится ли таяние льда в теплой комнате, если накрыть лед шубой?
Почему мокрые пальцы примерзают зимой к металлическим предметам и не примерзают к деревянным?
Что сильнее обжигает: пар, вырывающийся из носика кипящего чайника, или брызги самой воды?
Почему в мороз снег скрипит под ногами?
Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле?
Слайд 22Конкурс №5. «Знатоки физики»
Дать ответы на вопросы (каждый правильный ответ приносит
1 балл команде):
Ускорится ли таяние льда в теплой комнате, если накрыть лед шубой? (Нет, шуба не греет, она обладает плохой теплопроводностью, замедляет приток тепла ко льду и устраняет конвекцию)
Почему мокрые пальцы примерзают зимой к металлическим предметам и не примерзают к деревянным? (Металл, обладая большей, чем дерево, теплопроводностью, отводит от тонкой пленки воды теплоту настолько быстро, что она охлаждается ниже температуры плавления и замерзает.)
Что сильнее обжигает: пар, вырывающийся из носика кипящего чайника, или брызги самой воды? (Пар обжигает значительно сильнее, т.к. коже отдается тепло, выделяющееся в процессе конденсации.)
Почему в мороз снег скрипит под ногами? (Ломаются сотни снежинок-кристалликов)
Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле? (При перевозке в автоцистернах горючие жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать появления искр и пожара, используют цепь, которая отводит заряды в землю.)
Слайд 23Конкурс № 6. «Обгоним на задаче»
1.Нарисовать схему электрической цепи, позволяющей измерить
силу тока лампочки.
2. Найти амперметр и вольтметр на рисунке
Слайд 24Конкурс № 7. «Кто – кого?»
Написать формулы для расчета известных вам
физических величин (7-8 класс).
одна формула - 1 балл.
Например: ρ= m/V (1 балл)
Слайд 26Ответы: Б.Якоби (1); А.Ампер (2); А.Вольта (3); Д.Джоуль (4); Ш.Кулон (5);
Г.Ом (6); Э.Ленц (7); Э.Резерфорд (8)
Французский физик и математик, который стал академиком в 39 лет. Ему принадлежит гипотеза о природе магнетизма, он ввел в физику понятие “электрический ток”. На его надгробном памятнике высечены слова: «Он был так же добр и так же прост, как и велик».
(Андре-Мари Ампер)
Он открыл теоретически и подтвердил на опыте закон, выражающий связь между силой тока в цепи, напряжением и сопротивлением.
(Георг Ом)
Слайд 27По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты
электрическим током, внёс большой вклад в кинетическую теорию газов. (Джеймс Джоуль)
Он был рыцарем Почётного легиона, получил звание сенатора и графа. Наполеон не упускал случая посетить заседания Французской академии наук, где он выступал. Он изобрёл электрическую батарею, пышно названную «короной сосудов». (Алессандро Вольта)
Английский физик, почетный член Академии наук СССР и многих других академий. Ему принадлежат слова: “Теперь я знаю, как выглядит атом!”? (Эрнест Резерфорд)
Французский физик, в 1785 г., экспериментально открыл закон взаимодействия заряженных тел. В честь его названа единица электрического заряда. (Шарль Кулон)
Русский физик – один из основоположников электротехники. Прославился открытием закона, определяющего тепловое действие тока. (Эмилий Ленц)
Русский физик, академик. Построил первый электродвигатель, телеграфный аппарат, печатающий буквы. (Борис Семенович Якоби)
Слайд 28Эпиграфы: Я мыслю, следовательно, я существую.
(Декарт, французский философ и математик)
Не стыдно
не знать, стыдно не учиться.
(русская пословица)
Слайд 29Конкурс № 9
''Термины! Формулы!''
Конкурс проводится в виде эстафеты, учащихся соревнуется
в знании терминов, половина – в знании формул. Оценивается быстрота и правильность ответов.
Слайд 30Конкурс № 10 ''Порешаем''.
Какое количество теплоты выделится при остывании стальной детали
массой
5 кг от 120 °С до 20 °С. (с=500 Дж/(кг °С)
2. Какое количество теплоты необходимо сообщить воде массой 10 кг взятой при температуре 0 °С, для того, чтобы нагреть её до температуры 100 °С. (с=4200 Дж/(кг °С)
Слайд 31Конкурс № 10
1.Почему ватные пальто и меховые шапки предохраняют тело человека
и от мороза и от сильной жары. При какой температуре имеет смысл надевать такую одежду в жару.
2.Почему тяга в печных трубах зимой больше, чем летом.
3.Почему горячий чай остывает скорее, если на него дуют.
4.Выступающий в жару пот охлаждает тело. Почему?
5.Почему в качестве теплоносителя в трубах парового отопления используют воду, а не другое вещество.
6.Почему трубы парового отопления размещают в низу, а форточки наверху.
7.Что собой представляет круговорот воды в природе с точки зрения физики.
8.Почему подвал – самое холодное место.
9.Как по внешнему виду в бане отличить трубу с горячей и холодной водой.
Слайд 32
«Таинственный танец» под микроскопом
Кто и что так назвал?
?
Слайд 33
P
закон Паскаля
Анимированный опыт
Закон Паскаля имеет интересное следствие: вне
зависимости от формы и размеров сосуда давление внутри жидкости на одной и той же глубине одинаково. Докажем это утверждение.
Давление одинаково !
Слайд 34Подведение итогов.
Обращение к членам жюри:
Жюри!
От Вас в игре зависит очень
много,
Вы рассудите справедливо ход игры и строго.
Ребята верят Вам, надеются на Вас!
Ребята!
«И пусть преграды вас не остановят,
И новые миры к себе манят!
Вам оставить след в науке стоит
И внести в открытия свой вклад!»
Слайд 35 Подведение итогов игры.
Объявляется победитель
сегодняшней встречи.
Слайд 36 Пусть кипит работа, Сложны соревнованья,
Успех решает не судьба,
А ваши знанья!
Слайд 391-я команда
1.Электрическим током называется…
2.Единица электрического сопротивления.
3.Формула закона Ома для участка
цепи.
4.Основное действие электрического тока
5.Условием существования электрического тока является наличие свободных зарядов и
6.Единица ЭДС.
Слайд 401-я команда
-Электрическим током называется …. (направленное, упорядоченное движение
заряженных частиц)
-Единица электрического сопротивления.
(Ом)
Формула закона Ома для участка цепи (I=U/R)
-Основное действие электрического тока (магнитное)
-Условием существования электрического тока является наличие свободных зарядов и …(электрического поля).
-Единица ЭДС. (вольт)
Слайд 41
2-я команда
1.Амперметр включают в цепь…
2.Электрический ток в проводнике создается…).
3.Единица силы тока.
4.Силу тока измеряют…
5.Вольтметр включают в цепь…
6.Сила тока во все потребителях одинакова при их)…
Слайд 42
2-я команда
1.Амперметр включают в цепь…(последовательно).
2.Электрический ток в проводнике создается….(свободными электронами).
3.Единица силы
тока. (ампер).
4.Силу тока измеряют…(амперметром).
5.Вольтметр включают в цепь…(параллельно)
6.Сила тока во все потребителях одинакова при их ….(последовательном соединении)
Слайд 43
Кто решит известный спор, Почему плывет линкор,
Но потонет гвоздик малый, Хоть из того же он металла?
?
меню
Слайд 44Конкурс
Конкурс любителей кроссвордов.
Команды составляют кроссворд. Ключевое слово «Электроскоп»
Оценивается скорость и
правильность.
Слайд 45Конкурс № 11 «Вершины физики»
Капитан команды выбирает раздел по физики «электростатика»:
взаимодействие электрических зарядов и участники команды пантомимой изображают силы притяжения и отталкивания.
Слайд 46Подведение итогов.
Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без
теплоты, магнита, света
И электрических лучей?
А. Мицкевич
Слайд 47Объясните физическое явление, описанное в пословице:
много снега-много хлеба,
коси коса, пока роса,
роса долой и мы домой,
алмаз алмазом режется, куй железо, пока горячо,
как аукнется, так и откликнется.
Слайд 48ЛЮБОПЫТНО, что ….
КАВЕНДИШ, работы которого по электричеству долгое время оставались неизвестными,
более чем на 50 лет раньше Ома экспериментально установил пропорциональность тока напряжению, но в свойственной для него манере не удосужился никому сообщить об этом.
Слайд 49…энергия, ''расходуемая'' всеми молниями за год, по оценке, сделанной на основе
закона Джоуля-Ленца, более чем втрое превышает мировую годичную выработку электроэенргии.
Ампер славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он
с сосредоточенным видом варил в воде три минуты свои часы, держа яйцо в руке.
Слайд 50Ампер славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он
с сосредоточенным
видом варил в воде три минуты свои часы, держа яйцо в руке.
Слайд 51Список литературы:
Ланина И. Я. Не уроком единым. - М.: Просвещение, 1991.
Щербакова Ю. В. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. 7 – 9 классы. – М.: Глобус, 2008.