Слайд 1Тема опыта: «Организация самостоятельной работы на уроках физики как средство познавательной
активности обучающихся»
Автор опыта: Давыдова Е.А.учитель МБОУ «СОШ №2п. Ивня»
Слайд 21.1 Условия возникновения и становления опыта
В данный момент в школе 11
классов – комплектов, в которых обучается 131 учащихся.
В одном микрорайоне со школой находится реабилитационный центр для детей из неблагополучных семей. Все дети центра вместе с домашними детьми обучаются в нашей школе. Большинство детей центра отличаются низким уровнем знаний, нежеланием учиться, зачастую с нарушением психики.
Контингент учащихся разнороден и представлен различными социальными слоями:
68% родителей – рабочие;
20% родителей – служащие и интеллигенция;
12% родителей – не имеют постоянной работы или не работают совсем.
Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению уровня творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности.
Анализ полученных данных позволил разделить учащихся на 5 групп, каждая из которых соответствовала определённому уровню:
1 уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивацией учения;
2 уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению;
3 уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;
4 уровень – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки»;
5 уровень – резко отрицательное отношение к учению.
Слайд 31.1Условия возникновения и становления опыта
Уровень творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности
( автор Ч.Д.Спилберг, модификация А.Д.Андреевой)
1.1Условия возникновения и становления опыта
Уровень творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности ( автор Ч.Д.Спилберг, модификация А.Д.Андреевой)
1.1Условия возникновения и становления опыта
Уровень творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности ( автор Ч.Д.Спилберг, модификация А.Д.Андреевой)
Слайд 41.2 Актуальность опыта
Опыт актуален, т.к. направлен на решение
следующих противоречий:
1. Противоречие между использованием традиционной методики преподавания с опорой на идею максимальной помощи учащимся в обучении и необходимостью повышения уровня самостоятельности учеников в познавательной деятельности;
2. Противоречие между низким качеством окружающей среды и необходимостью достижения достаточного уровня самостоятельного приобретения знаний учащимися.
Слайд 51.3 Ведущая идея опыта
заключается в определении путей повышения
познавательного интереса учащихся через
систему самостоятельной работы на уроках физики.
Слайд 61.4 Длительность работы над опытом
Iэтап – аналитический (2010-2011уч.год)
обнаружение
проблемы, сбор информации по проблеме, подбор диагностического материала, диагностика уровня творческой активности учащихся
IIэтап – практический (2011-2012, 2012-2013, 2013-2014уч.год)
Разрабатывались и проводились занятия, велись элективные курсы
IIIэтап – обобщающий (2014-2015уч.год)
Диагностика доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы
Слайд 71.5 Диапазон опыта
Диапазон представленного опыта –
единая система
«урок - внеклассная работа»
Слайд 81.6 Теоретическая база опыта
Учебно-познавательная деятельность в опыте представлена как специально организуемое
извне или самим обучаемым познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством; это творческий процесс, в котором проявляются активность, самостоятельность, личная свобода и индивидуальная неповторимость (В.А.Сластёнин, И.Ф.Исаев).
В основе педагогического опыта лежат идеи И.С.Якиманской, Г.ИЩукиной, Ю.К.Бабанского.
Слайд 101.7 Новизна опыта
Состоит в организации различных видов и форм самостоятельной работы
на уроках с использованием элементов новых педагогических технологий, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
Слайд 11II. Технология опыта
Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики творческой самореализации
учащихся в учебно-познавательной деятельности посредством использования различных форм организации самостоятельной работы
Слайд 12Технология опыта
Для выполнения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Изучение уровня социально-психологической
адаптации учащихся.
2. Ведение диагностики учебных мотивов различной деятельности: познавательной, преобразовательной, оценочной, коммуникативной в старших классах.
3. Мониторинг степени обученности учащихся.
4. Мониторинг развития познавательных возможностей и способностей учащихся: 1) знаний; 2) умений и навыков; 3) способностей, с целью их дальнейшего развития.
Основным средством обучения является учебник. В работе используется учебно-методический комплект, разработанный авторами программы В.А.Коровиным, В.А. Орловым 7-9 классы; П.Г.Саенко 10-11 классы.
Рабочие тетради, тетради с тестами (7-9 классы) дополняют систему заданий, лабораторных работ, вопросов, представленных в учебниках.
Слайд 13Результативность опыта
Уровень учебной мотивации обучающихся
(методика диагностики разработана Н.Ц.Бадмаевой с
учётом коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации)
Слайд 14III. Результативность опыта
Любая деятельность учителя находит отражение в успехах и
результатах обучения
своих учеников. Как результат
педагогической деятельности-
при 100% успеваемости качество знаний составляет:
Классы 2011-2012г Классы 2012-2013г Классы 2013-2014г
7 67% 8 69% 9 57%
8 50% 9 47% 10 47%
9 63% 10 44% 11 67%
Умение учащихся применять полученные знания в жизненных
ситуациях помогают им занимать призовые места в районных
олимпиадах.
Победы на предметных олимпиадах:
Слайд 15Результативность опыта
1.2006/200711класс Районная олимпиада по физике
3 место
2.2006/2007 9
класс Районная олимпиада по физике
3 место
3.2006/2007 10 класс Районная политехническая олимпиада 2 место
4.2007/2008 11 класс Районная политехническая олимпиада 3 место
5.2008/2009 11 класс Районная олимпиада по астрономии и физике космоса 3 место
Слайд 16Выводы:
Использование различных видов самостоятельных работ в обучении позволяет мне достигать
определённых результатов:
- активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предмета, познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к физике;
- возросла эффективность развития творческих способностей учащихся;
- использование творческих работ позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.