Слайд 2внеклассная работа – образовательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного
плана и обязательной программы коллективом учителей и учеников на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников
Слайд 3В Российской педагогической энциклопедии внеклассная работа определяется как составная часть учебно-воспитательного
процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся и тесно связана с таким понятием, как внеурочные учебные занятия, под которыми понимают различные виды самостоятельной учебной деятельности школьников (выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов для выступления в классе, написание сочинений, кружки, факультативные занятия, спортивные секции, индивидуальные занятия искусством, техническим творчеством), призванные удовлетворять разнообразные интересы учащихся и их стремление к самостоятельной, образовательной деятельности по своему выбору.
Слайд 4это работа не только с учащимися, уже проявляющими повышенный интерес к
изучению физики и техники, но главным образом работа по привитию интереса к предмету, к учению вообще и по развитию способностей у большинства учащихся.
Слайд 5В методической литературе определяются следующие цели внеклассных занятий с учащимися по
физике:
1)развитие творческих способностей, самообразовательных навыков и умений (творчески работать с учебной и научно-популярной литературой, с информацией в Интернете);
2)расширение и углубление знаний, умений учащихся;
3)формирование диалектико-материалистического мировоззрения, глубокого и устойчивого интереса, физического мышления;
4)воспитание у школьников умения сочетать индивидуальную работу с коллективной;
5)приобщение учащихся к научно-исследовательской работе по физике;
6)создание актива школьников, оказывающего помощь учителю в оборудовании физического кабинета, в занятиях с отстающими, в выпуске стенной печати и др.
Слайд 6Организация внеклассной работы по физике
Виды внеклассных занятий по физике классифицируются по
разным основаниям:
1) По содержанию и целям (задачам)
2) По охвату учащихся:
— массовые
— групповые
— индивидуальные: занятия с отдельными учениками
3) По времени проведения занятий
4) По месту внеклассной работы
5) По степени добровольности или обязательности участия учеников
6) По возрасту учащихся
7) По направленности интересов учащихся
Слайд 7Особенности содержания и организации внеклассной работы на современном этапе следующие:
1. Привлечение
научной, научно-педагогической общественности (преподавателей вузов, студентов, аспирантов, научных сотрудников) к работе с учащимися (школьные и межшкольные научные общества учащихся, лектории, научно-технические конференции учащихся, турниры юных физиков, заочные физико-математические школы, конкурсы журнала «Квант» и др.).
2. Развертывание внеклассной работы по новым отраслям науки, техники (кружки по электронике, автоматике, кибернетике, вычислительной техники, голография и др.).
3. Усиление мировоззренческого, воспитательного аспекта работы с учащимися (общая гуманитаризация образования, рассмотрение физических, экологических проблем и др.).
4. Отражение наметившейся тенденции к интеграции учебных предметов в школе и во внеклассной работе (создание меж предметных кружков, проведение меж предметных конференции и др.).
5. Поиск новых форм, приемов организации внеклассной работы, способствующих привитию интереса к предмету, формированию и развитию активности и творческих способностей учащихся
Слайд 8Не секрет, что каждый учитель желает заниматься, готовить к каким бы
то ни было конференциями, олимпиадами, проводить творческие мероприятия только с заинтересованными физикой, одаренными учащимися. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В современной психологии существует множество методик по выявлению одаренных детей.
Наиболее простыми и точными являются диагностика одаренности Рензулли и методика определения одаренности по Гилфорду.
Слайд 9Используя данные методики, можно начинать «поиск» уже в 3, 4 классах.
Этих ребят необходимо привлекать к участию в мероприятиях, физических вечерах, конференциях и т.д. С ними нужно проводить такую работу, чтобы, придя первый раз на урок физики, они уже знали, что их ждет. И в случае, если другой учитель предложит участвовать в олимпиаде по другому предмету, ученик с гордостью мог бы ответить: «Я занимаюсь физикой!»