Презентация, доклад Методика решения задач по физике

Как решать задачуВ зависимости от условий, в которых находится человек, решающий задачу, возможен один из трех случаев. - Он обладает способом этого действия, т. е. знает способ решения

Слайд 1

Презентация
Методика решения задач по физике

Выполнила: учитель физики МБОУ школа № 24
Соколова

Т.И.
2019 год


ПрезентацияМетодика решения задач по физикеВыполнила: учитель физики МБОУ школа № 24Соколова Т.И.2019 год

Слайд 2

Как решать задачу

В зависимости

от условий, в которых находится человек, решающий задачу, возможен один из трех случаев.
- Он обладает способом этого действия, т. е. знает способ решения задачи.
Такие задачи называют стандартными.
- Способ действия в принципе существует, но человек им не владеет. Он должен найти этот способ сам.
Такого рода задачи обычно называют нестандартными (поисковыми, творческими, проблемными).
- Способ действия неизвестен не только человеку, решающему задачу, но и науке. Это так называемые оригинальные задачи.
 
 

Как решать задачуВ зависимости от условий, в которых находится

Слайд 31
Решение задачи начинается с ознакомления с её содержанием и детального анализа

содержания.
 
Анализ позволяет представить суть описанного в задаче явления или процесса, найти «стержень» задачи, установить, что в рассматриваемой ситуации следует считать первостепенным, а что второстепенным.
 
Анализ содержания задачи необходим для четкого выделения явно и выявления неявно заданных величин, уточнения условий, в которых протекает процесс, описанный в задаче, и выяснения её требований.
 
Часто условия задачи необходимо предварительно упростить, абстрагироваться от реальных условий. Одни упрощения оговариваются в тексте задачи, другие приходится делать самим решающим.
 
 
Исключительно важен детальный анализ каждой фразы, каждого слова в словесной формулировке задачи. Как правило, ничто из того, что содержится в словесной формулировке задаче, не бывает приведено без соответствующей цели.
 
«Я читаю условие задачи, смотрю на него, еще раз читаю — до тех пор, пока в голову не приходит решение» (Д. Пойа).
 

1Решение задачи начинается с ознакомления с её содержанием и детального анализа содержания.  Анализ позволяет представить суть описанного

Слайд 42
Второй этап решения является самым интересным, самым сложным этапом, т.к. нет

единого, универсального метода для его преодоления.
Тем не менее, существуют приемы, которые при умелом их использовании заметно облегчают решение многих трудных задач. Разработкой таких приемов занимается эвристика — учение о тех мыслительных процессах, которые оказываются полезными при поиске решения задач. Эвристические приемы люди используют не только при поиске решения учебных задач, но и для принятия решений по производственным и научным вопросам и отыскания выхода из затруднительных ситуаций в жизненных условиях.
 
При решении задач по физике и другим учебным дисциплинам школьник пользуется эвристическими (интуитивными) приемами. Только делает это, сам того не подозревая. Если он был бы знаком с эвристическими процедурами и применял их к решению задач сознательно и целенаправленно, то эффект был бы куда значительнее.
 
Поиску решения нестандартной задачи чаще помогают не доводы логики, а случайно подмеченная аналогия, навеянное примерами предположение (которое вовсе не является логически обоснованным), опыт, интуиция и другие психологические факторы.
«Догадка предшествует доказательству» (А. Пуанкаре)
 
2Второй этап решения является самым интересным, самым сложным этапом, т.к. нет единого, универсального метода для его преодоления.

Слайд 53
Очередной этап — осуществление плана, правильное и грамотное оформление решения задачи.

Он имеет свои отличительные особенности.
 
При осуществлении плана на третьем этапе применяются четкие научные знания и строгая логика.
Здесь должна господствовать логическая последовательность научно обоснованных действий. Осуществляя решение, школьник должен обосновывать правильность каждого своего «шага».
И делать это нужно осознанно, т. е. уметь показать или доказать; почему именно это и никакое другое правило (закон, принцип, теория) должно быть использовано в данном конкретном случае. Нелишне при этом привести формулировку соответствующего правила.
 
Оформлять решение надлежит так, чтобы был «виден» ход мыслей в процессе его выполнения. Оно должно быть понятно каждому, пожелавшему посмотреть тетрадь. Поэтому в тетради должно быть отражено все, что касается данной задачи, все до мелочей.
 

3Очередной этап — осуществление плана, правильное и грамотное оформление решения задачи. Он имеет свои отличительные особенности. При осуществлении

Слайд 64
Заключительный этап — анализ решения задачи.
Необходимо
— выяснить

недостатки решения, найти другие, возможно, более рациональные способы решения;
 
— выделить главную идею решения, существенные его моменты;
 
— обобщения решения и составление метода решения всех задач данного типа;
 
— систематизации знаний, полученных в процессе решения задачи.
 

4Заключительный этап — анализ решения задачи.   Необходимо — выяснить недостатки решения, найти другие, возможно, более

Слайд 7Реализации плана решения задачи
1. Осуществляйте решение в строгой логической последовательности.
 
2. Разграничивайте

отдельные части решения, обосновывая, почему именно это и никакое другое правило (закон, принцип, теория) должно быть использовано в данном конкретном случае.

3. Контролируйте каждый шаг логичными рассуждениями, интуитивным рассмотрением, или обоими способами. Постоянно соотносите решение с условиями и целями задачи.
 
4. Оформление решения должно иметь ясную и краткую форму, достаточную, чтобы всегда была возможность полностью воспроизвести решение задачи.
 

Реализации плана решения задачи1. Осуществляйте решение в строгой логической последовательности. 2. Разграничивайте отдельные части решения, обосновывая, почему именно

Слайд 8
На заключительном этапе решения полезно действовать так:

1. Изучите найденное решение. Сделайте

грубую прикидку правильности результата, соотнеся его с условием (и здравым смыслом). Проверьте размерность результата.
 
2. Подумайте, нельзя ли решить задачу другим способом. Решение задачи другим способом – лучшая проверка. Попытайтесь найти более экономичный способ решения, более изящный и т.п. Новый способ решения задачи часто открывает новый путь решения аналогичных задач.
 
4. Исследуйте особые случаи решения данной задачи. Обобщите результаты решения задачи. Подумайте, в решении каких задач их можно применить.
 
5. Изучите ещё раз саму задачу, способ её решения и результат. Выявите то полезное, ради чего стоило решать данную задачу.

6. Особое внимание обратите на теоретические положения, особенности задачи и т.п., которые явились ключевыми для отыскания решения.
 

На заключительном этапе решения полезно действовать так:1. Изучите найденное решение. Сделайте грубую прикидку правильности результата, соотнеся его

Слайд 9Алгоритм решения задач
по молекулярной физике и термодинамике

Газы. 
По условию задачи даны два

или несколько состояний газа и при переходе газа из одного состояния в другое его масса не меняется.
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
Анализ (построить математическую модель явления):
Представить какой газ участвует в том или ином процессе.
Определить параметры p, V и T, характеризующие каждое состояние газа.
Записать уравнение объединенного газового закона Клапейрона для данных состояний.
Если один из трех параметров остается неизменным, уравнение Клапейрона автоматически переходит в одно из трех уравнений: закон Бойля – Мариотта, Гей-Люссака или Шарля.
Записать математически все вспомогательные условия.
Решить полученную систему уравнений относительно неизвестной
величины.
Решение проверить и оценить критически.

Алгоритм решения задач по молекулярной физике и термодинамикеГазы. По условию задачи даны два или несколько состояний газа и при

Слайд 10
По условию задачи дано только одно состояние газа, и требуется определить какой

либо параметр этого состояния или же даны два состояния с разной массой газа.
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
Анализ (построить математическую модель явления):
Установить, какие газы участвуют в рассматриваемых процессах.
Определить параметры p, V и T, характеризующие каждое состояние газа.
Для каждого состояния каждого газа (если их несколько) составить уравнение Менделеева – Клапейрона. Если дана смесь газов, то это уравнение записывается для каждого компонента. Связь между значениями давлений отдельных газов и результирующим давлением смеси устанавливается законом Дальтона.
Записать математически дополнительные условия задачи
Решить полученную систему уравнений относительно неизвестной величины.
Решение проверить и оценить критически.

По условию задачи дано только одно состояние газа, и требуется определить какой либо параметр этого состояния или же

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть