Слайд 1Ментальные карты как способ формирования метапредметных результатов.
Приготовила Ивасишина Л. Ф.
учитель физики
МБОУ СОШ №3 п. Ванино
Слайд 2Это овладение основными универсальными учебными действиями:
регулятивными,
коммуникативными,
-познавательными
способами деятельности,
применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов
Метапредметные результаты
образовательной деятельности
Слайд 3Ментальная карта - это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и
запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.
Слайд 4«Mind Maps”,или ментальные карты были созданы Тони Бьюзеном еще в 1970
г. Впервые эта теория была представлена миру весной 1974 г. после публикации книги «Работай головой».
«Каждый бит информации, поступающей в мозг, ― каждое ощущение, воспоминание или мысль— может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей».
Из книги Тони и Барри Бьюзен
Слайд 6Ментальная карта сегодня отвечает реальным запросам современной школы, способствует решению задач
нового образовательного стандарта по формированию у школьников универсальных учебных действий.
Слайд 7МК позволяют так оформить информацию, что мозг легко ее воспримет, ибо
информация записана на «языке мозга»
Слайд 8Подбор и разработка заданий при использовании ментальной карты направленны на формирование
универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных)
Слайд 9Познавательные УУД
На этапе ранжирования ассоциаций создаются условия для отработки таких познавательных
УУД, как выделение главного, классификация, систематизация, обобщение. На заключительном этапе установления связей между ветвями отрабатывается становление причинно-следственных связей, которые прослеживаются и на ветвях.
Слайд 10Коммуникативные УУД
Наилучшие условия для формирования коммуникативных УУД создаются при групповой работе
над ментальной картой Принятие коллективных решений и их реализация возможны в результате обмена идеями, свободного высказывания возникших ассоциаций, обсуждений в малых группах. Групповая работа может быть использована как на уроках изучения нового материала так и обобщения темы.
Слайд 11Регулятивные УУД
Такие регулятивные действия, как контроль и коррекция отрабатываются при анализе
учащимися готовой ментальной карты. Эта форма работы предполагает достижение наиболее высокого, качественного результата, так как принимаются любые предложения, каждый ученик становится активным участником дискуссии.
Слайд 12Анализ деятельности с позиции формирования МПР
Слайд 13 Использование ментальных карт способствует развитию навыков анализа проблемы, структурировать материал,
выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы. И все это многообразие умений становится достоянием современного ученика.
Слайд 14Чем полезен опыт применения ментальных карт на уроках физики
Применение ментальных карт
на уроках физики позволяет:
развивать креативность школьников;
улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, образную и т. д.) учащихся;
ускорять процесс обучения;
формировать организационно- деятельностные умения;
формировать умения, связанные с контролем собственной интеллектуальной деятельности
Создать мотивацию к овладению и запоминанию информации (быстро, удобно, эффективно).
Слайд 15Чем полезен опыт применения ментальных карт на уроках физики
Организовать индивидуальную, групповую
и коллективную деятельность учащихся.
Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Осуществлять дифференцированный подход к учащимся.
Организовывать самостоятельную работу учащихся.
Организовывать проектную деятельность учащихся.
Слайд 16Чем полезен опыт применения ментальных карт на уроках физики
Научить учащихся пользоваться
словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений.
Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности.
Слайд 17Памятка учителю при подготовке к уроку с применением МК
Отбор учебного материала.
Структурно-
логический анализ и построение структурно- логической схемы.
Выделение главного ( ядро), методологических и прикладных аспектов темы.
Расположение материала с учетом логики формирования учебных понятий.
Подбор опорных сигналов - ключевых слов, символов и их кодировка..
Поиск внутренних логических взаимосвязей и межпредметных связей и с помощью чего будут выявляться эти связи как на уроке, (примерные планы ответов или эвристические вопросы).
Составление первичного варианта, компоновка материала через связи .
.Критическое осмысление первичного варианта, перекомпоновка, перестройка, упрощение;
Введение цвета;
Кроме всего надо учитывать, где и как, с какой цель будет применена МК, поэтому очень важно для себя заранее определить:
Место на уроке, где будет составляться МК (вызов, осмысление или рефлексия).
Как будет составляться МК - индивидуально, в парах, в группе.
Как будет учитываться индивидуальные особенности ученика (учеников) с учетом дифференцированного подхода обучения.
Слайд 18Виды заданий с применением интеллект - карт
Используя 8 эвристических вопросов выявить
и озаглавить логические связи в теме.
( кто?, что?, зачем?, где?, чем ?,как?, когда?, почему?).Составить МК
Используя обобщающий план ответов (о физической величине, явлении, приборе или механизме ,законе , теории и т.д.) составить по данной теме МК;
Составить рассказ по данной теме на основе готовой МК, предварительно поработав с учебным текстом и МК
Составить МК к какому – либо фрагменту темы ;
Составить МК на основе работы с текстом учебника по данной теме;
Составить МК на основе работы с несколькими учебными пособиями, предварительно сопоставив и сравнив изложение материала в каждом источнике. Например по теме «Кристаллические и аморфные тела» (10кл) учебные пособия Г.Я. Мякишев , Б. Б. Буховцев, и В.А. Касьянова (10кл).
Составить итоговую обобщающую МК после изучения темы с целью систематизации и обобщения знаний;
Составить МК на основе работы с дополнительной и научно- популярной литературой, например «Кристаллы в природе». Последовательность выполнения отдельных видов работ должна быть такой, чтобы каждая работа логически вытекала из предыдущей и готовила почву для последующей.
Слайд 19Например, при изучении темы «Диффузия» в 7 классе, работаем сначала по
плану:
1. Признаки явления, по которым оно обнаруживается (или определение)
2. Условия, при которых протекает явление.
3. Связь данного явления с другими.
4. Объяснение явления с точки зрения физики (на основе научной теории).
5. Примеры использования на практике (или проявления в природе)
Слайд 20И только потом приступаем к составлению ментальной карты: в центр помещаем
тему - Диффузия и от центрального образа идут радиально « веточки – связи» В каждом облачке на конце ветви рисуется ассоциация- образ. В итоге работают оба полушария для запоминания. Левое - при запоминании слов, правое - при запоминании образов, рисунков, ассоциаций
Слайд 33Для начала организации работы с МК важно провести диагностику сформированности у
детей общеучебных навыков и навыков самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой. С этой целью предлагается учащимся составить план или конспект по какому- либо параграфу учебника или части параграфа. Затем анализируется работа с точки зрения умения выделять главное, разбивать материал на законченные смысловые части, кратко излагать материал, использовать наглядные образы, условные обозначениями на основе данного анализа планировать дальнейшую работу с учащимися.
Можно условно выделить три группы:
1 уровень (низкий): Учащиеся могут более или менее удовлетворительно выявлять логические связи к предложенному учителем тексту, выделять структурные единицы, но они еще не в состоянии самостоятельно составить МК.
2 уровень: Учащиеся выделяют в тексте основные структурные элементы, логические связи в содержании и с помощью обобщающих планов составляют МК.
3 уровень: Ученики составляют МК по любому типу текста осознанно и в основном самостоятельно, умеют разрабатывать обобщающие МК
Слайд 34Ментальная карта дает обучающимся возможность :
выявлять слабые места в знании учебного
предмета;
научиться самостоятельной работе с учебным и справочным материалами;
адаптироваться к новым условиям сдачи экзамена в форме ЕГЭ;
развивать интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность.
Слайд 35Ментальная карта имеет отличительные свойства:
наглядность;
привлекательность;
запоминаемость;
творческий подход;
возможность пересмотра.
Слайд 36Использование учителем ментальных карт способствует:
повышению мотивации и качества знаний обучающихся,
их конкурентоспособности в образовательном процессе ;
развитию их предметной компетенции;
активизации деятельности.
Слайд 381Бумага
Удобнее всего рисовать на формате А4 (не большой, не маленький). Расположение
горизонтальное, цвет бумаги - белый.
Слайд 392Стиль
Стиль карты важно сделать запоминающимся! Для этого можно использовать юмор, нестандартность
(большое делаем маленьким, маленькое большим и т.д.)
Слайд 403 Структура
Структура радиальная. понятная Основная идея, задача или объект внимания -
в центре, остальные объекты, связанные с темой, отходят в виде веток от центра к периферии ментальной карты.
. Из карты должен быть очевиден порядок следования информации, важность, приоритетность того или иного блока информации, для этого лучше использовать выделение, например ореол или использование другого цвета. Создание целостного, структурного блока информации с понятной последовательностью - вот, к чему стоит стремиться.
Слайд 414Разнообразие
Используйте различные по виду картинки, меняйте размер шрифта, масштаб. Однообразие неинтересно,
и не привлекает внимание.
Слайд 425 Коды
Применяйте кодирование: более важное делайте красным или зеленым, используйте общепринятые коды,
придумывайте собственные для выделения той или иной информации, чтобы придать ее некоторую общность.
Слайд 436Картинки
6 Используем картинки везде, где только можно.
Трехмерные динамичные картинки лучше вспоминаются
и позволяют простроить перспективу. Символы используем как собственные, так и общепринятые. Идея такая: "говорящие" картинки, которые вызывают эмоции, лучше воспринимаются, запоминаются и извлекаются из памяти. Центральный образ рисуем всегда, он содержит 3 и более цветов, желательно объемный.
Слайд 447Слова
Не больше одного-двух слов на ветке. Это позволяет расширить возможности потока
ассоциаций, идей, мыслей. Слова подбирать ключевые, 1-2 слова, увидев которые, вы сможете вспомнить всю картину целиком. Печатные буквы проще читать. Трехмерные привлекают внимание.
Слайд 458 Цвета
Используем разнообразные цвета и текстовыделитель для выделения объектов информации и
лучшего последующего их запоминания. С цветами надо быть аккуратнее, иногда больше не значит лучше, помним о целостном восприятии и соотношениях цвета.
Слайд 469 Линии и связи в ментальной карте
Чем ближе линия к центральному
образу - тем она толще. Длина линии равна длине слова или размеру картинки. Линии также призваны показывать значимость, последовательность и связи одного блока информации с другой. Для указания связи используем стрелки.
Слайд 48
Правила построения
ментальной карты
Рисовать можно на бумаге минимум формата А3,
используя фломастеры или цветные карандаши (чем больше цветов, тем лучше). Можно использовать компьютерные программы: Power Point, Free Mind, Mind Maps. Главное, начинать нужно с центра. Определить объект изучения и в центре листа нарисовать центральный образ, символизирующий основную идею. Запечатлеть ассоциации (слова, образы, символы), возникшие при взгляде на центральный объект карты. Основные темы и идеи расходятся от центрального образа в виде ветвей. От ветвей первого уровня отходят ветви второго уровня. На каждой линии записывается ключевое слово. Везде, где возможно добавляются рисунки, символы, ассоциирующиеся с ключевыми словами. Понятия на разных ветках соединяются стрелками.
Слайд 49Критерии оценивания ментальной карты
5-15 баллов; 4 -10-14 баллов;3-5-9 баллов
Слайд 50Источники:
Бьюзен Тони и Барри. Супермышление. Попурри.- М,.2007 г.
Бьюзен Тони. Карты памяти.
Используй свою память на 100%. М., 2007 г.
Василенко Т.В. Что такое Mind Maps и как их рисовать.- М., 2008г.
Копыл В.И. Карты ума. М., 2004г.
Мюллер Хорст. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей. М., 2008г.
Шенк Ф. Б. Ментальные карты.- М., 1986г.
Интернет-ресурсы:
www.mama.ru
http://www.mindmap.ru/index.htm
http://www.thinkbuzan.com/intl/products/books