Слайд 1In der Wissenschafft ist
alles wichtig.
(В науке все важно). Генрих Гейне
«…И
жизни их прошли не зря: деянья их угодны были миру»
Слайд 2Мы в Германии. Германия… Удивительная страна. Страна высокой культуры. Страна, давшая
миру много известных ученых. Мы говорили о них на уроках немецкого языка. Какие имена Вы можете назвать? Какие достижения Вам известны? Сегодня мы познакомимся со знаменитыми немецкими физиками
ГЕРМАНИЯ
Слайд 3Генрих Герц
Фарадей делал эти опыты… Лампочка горит, хотя нет источника тока.
Значит, поле может распространяться. Нет, Максвелл был прав. Электромагнитные волны должны быть в природе. Как же их породить и как обнаружить?.. Нужна электрическая искра? Да-да, электрическая искра!
- Господин Герц, Вы опять работали всю ночь?
- Что, уже утро?
- Да, пора завтракать. В 9 утра у вас лекция в университете.
- Да-да, лекция в университете… Но искра все же нужна. Да, можно сделать генератор электромагнитных волн.
- Господин Герц все время ищет новое. Он прокладывает новый путь. Опять работал всю ночь. А у него такое слабое здоровье!
Слайд 4Людвиг Больцманн
Добрый день, дорогие друзья! Я Людвиг Больцман - австрийский
физик. Меня считают основоположником класссической молекулярной теории. Я родился в 1844г. в Вене. Окончив Венский университет в 22 года, работал в различных университетах Германии и Австрии. Я был профессором университетов в Граце, Вене, Мюнхене, Лейпциге. У меня к Вам несколько вопросов. Мой первый вопрос: в каких государствах находятся эти города?
Я известен в мире науки благодаря работам по математике, механике, оптике, термодинамике и МКТ. Вы знакомы с некоторыми открытыми мною законами. Мой второй вопрос: как называется уравнение, автором которого я являюсь?
Следующий вопрос: «Чему равна физическая константа, носящая мое имя?»
А теперь решите, пожалуйста задачи. До свидания.
Слайд 5Юлиус Роберт Майер
Не у всех ученых счастливая судьба. Выслушайте мою историю.
Я, Роберт Юлиус Майер, врач, родился 25 ноября 1814 г. в Хайльбронне. Учился в Тюбингенском университете. Во время плавания судовым врачом на остров Яву я заинтересовался некоторыми явлениями. Я пришел к мысли о том, что энергия не исчезает, а превращается из одного вида в другой. О своих наблюдениях я написал книгу. Книгу пришлось издать за свой счет. И тут началась моя трагедия. Моя семья совсем не поняла меня. Меня объявили сумасшедшим и упрятали в сумасшедший дом. Но и научный мир не принял мои идеи. Для них я был неизвестным врачом. Это было ужасно. В это время Джоуль опубликовал свою книгу, в которой изложил те идеи, что и я. И Джоуля посчитали гением. Я несколько лет провел в больнице и уже ничего не сделал в науке.
Слайд 6Герман Гельмгольц
- Жаль , что все обернулось так плохо. Я прошу
у Вас прощения. И все другие ученые тоже. Меня зовут Герман Гельмгольц. Меня знают как открывателя закона сохранения и превращения энергии. В 1847г. Я сформулировал и математически обосновал этот закон.
- О, это великий закон природы и физики!
- И Вы - один из его открывателей.
- Значит и мой вклад оценен?
- Да, В 20 в. Все знают, что открыли закон сохранения энергии Майер, Джоуль и Гельмгольц.
- А как в Ваши дни формулируется закон сохранения энергии?
Слайд 7Георг Симон Ом
Позвольте представиться – Георг Симон Ом. Я родился 16
марта в 1787 г. В Эрлангене. Чтобы не платить за учебу, отец учил меня сам. Это было просто замечательно. Я ходил в гимназию всего год, после чего поступил в Эрлангенский университет. Там я изучал математику, физику и философию. Потом я работал учителем физики и математики в Швейцарии и Кельне. Приборы для своих физических занятий я изготавливал сам. Наконец у меня появилось время для физических экспериментов. Я стал искать связь между величинами в цепи электрического тока. В 1826 г. яоткрыл знаменитый закон: сила тока равна напряжению, поделенному на сопротивление.
Слайд 8Георг Симон Ом
А теперь я задам Вам несколько вопросов:
- Как
читается закон Ома для участка цепи?
- Какое напряжение показывает вольтметр?
- Какова сила тока в цепи?
- если напряжение увеличить в 2 раза, как изменится сила тока?
- Как изменится при этом сопротивление?
Я был учителем физики и стал ученым с мировым именем. Один Ваш соотечественник тоже работал учителем в небольшом городке. А сейчас его называют основоположником некоторой прикладной науки. Кто этот человек?
Слайд 9Вильгельм Конрад Рентген
- Да,да Берта входи. Я хочу тебе что-то
показать.
– Ну, что?
-У меня здесь много приборов: трубки, экраны.
- Что же это такое? Вилли!
- Это невидимые лучи.
- И как ты до этого дошел?
- Я уже давно экспериментировал. Я заметил, что некоторые кристаллы, которые лежали на столе, начали светиться. Это были невидимые лучи. Я экспериментировал дальше. На экране показываются тени вещей.
- Ты уверен, что это на самом деле так? Ты стоишь здесь ,в темноте, день и ночь. Возможно, тебе показалось, что что-то появилось, чего на самом деле нет.
- Я могу тебе доказать. Положи свою левую руку сюда, Берта. И держи крепко.
-Я делаю это
Слайд 10Вильгельм Конрад Рентген
- На пластине ты можешь увидеть пальцы своей руки,
отчетливо видны кости. Так выглядит человек под кожей.
Слайд 11Отто Штерн
Я родился в Зорау. Учился в университете г. Бреслау, а
после окончания работал в Цюрихском и франкфуртском университетах. В 1921-1922 гг. был профессором в университете г. Ростока. Затем 10 лет работал в Гамбургском университете. Когда к власти пришли фашисты, я эмигрировал в США. Работал в области молекулярной, атомной и ядерной физики. Разработал метод измерения энергии связи атомов. Измерил скорость теплового движения молекул газа. В 1943 г. Был удостоен Нобелевской премии за вклад в развитие метода молекулярных пучков и открытие и измерение магнитного момента протона.
-У меня к Вам несколько вопросов:
Слайд 12Герц, Больцман, Ом, Штерн, Рентген
Эти имена известны во всем мире. Мы
по праву можем сказать, что эти люди – настоящие ученые. Сначала определим, что значит быть настоящим ученым. Каков его вклад в науку? Какими чертами характера он должен обладать? Как относятся к нему другие люди? Так, Герц, Ом, Рентген – настоящие ученые? Можете ли вы это доказать?