Слайд 1
СИЛА ТРЕНИЯ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №57» г. Курска
Анненкова
Ванда Станиславовна, учитель физики
Слайд 2ЦЕЛИ УРОКА
Обучающие:
- умению ставить учебные цели и планировать собственную учебную деятельность
по изучению силы трения;
- умению осуществлять экспериментальную проверку по установлению причин возникновения силы трения;
- умению исследовать зависимость силы трения от материалов соприкасающихся поверхностей и качества их обработки, от силы, прижимающей тело к поверхности.
Воспитывающие:
- инициативность и самостоятельность;
- волевую саморегуляцию как способность к мобилизации сил по преодолению трудностей;
- навыки сотрудничества.
Развивающие:
- деятельность, мышление, рефлексию.
Слайд 3
Урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие
формы учебных занятий.
Н.М. Верзилина
Слайд 4ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
С каким настроением вы пришли на урок?
ХОРОШЕЕ БЕЗРАЗЛИЧНОЕ
ПЛОХОЕ
Слайд 5ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УРОКЕ
Будьте внимательны, аккуратны, активны.
Не выкрикивайте, не перебивайте, не
Слайд 6КАК ОБЪЯСНИТЬ ОЧЕВИДНОЕ
Почему шелковый шнурок развязывается быстрее, чем шерстяной?
Слайд 7КАК ОБЪЯСНИТЬ ОЧЕВИДНОЕ
Почему бревно легче катить, чем тащить?
Слайд 8КАК ОБЪЯСНИТЬ ОЧЕВИДНОЕ
Почему вбитый в стену гвоздь не выскакивает?
Слайд 9КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО КРОССВОРДА –
ТЕМА НАШЕГО УРОКА
Вопросы к кроссворду:
1. Сила, возникающая
в деформированном теле и зависящая от величины деформации.
2. Причина изменения скорости и деформации тела.
3. То, от чего зависит результат действия силы.
4. Прибор для измерения силы.
5. Коэффициент пропорциональности в законе Гука.
6. Изменение формы и объема тела.
7. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.
8. Единица силы.
9. Сила, с которой Земля притягивает к себе тела.
10. Явление притяжения всех тел Вселенной друг к другу.
Слайд 10КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО КРОССВОРДА –
ТЕМА НАШЕГО УРОКА
Слайд 11НАБЛЮДЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ ТРЕНИЯ
Деревянный брусок толкните по деревянной доске, сначала по одной
стороне доски, затем по другой, покрытой наждачной бумагой, и наблюдайте за его движением. Прикрепите к бруску динамометр и тяните равномерно. Замените брусок цилиндром и проделайте то же самое.
Слайд 12НАБЛЮДЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ ТРЕНИЯ
Что вы можете сказать о скорости движения тела?
Как она
изменялась в опытах?
Какая сила возникает?
В результате чего она возникает?
Слайд 13НАБЛЮДЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ ТРЕНИЯ
Трение – это вид взаимодействия тел, оно возникает в
месте соприкосновения тел и препятствует их относительному движению
Слайд 14ВИДЫ СИЛ ТРЕНИЯ
Трение скольжения
Трение качения
Трение покоя
Слайд 15ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕНИЯ
Возьмите два кусочка наждачной бумаги, проведите один по другому.
Назовите
причины возникновения трения.
Слайд 16ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕНИЯ
Возьмите две стеклянные пластины, прижмите их друг к другу,
а затем сдвиньте одну пластину относительно другой.
Что вы наблюдаете?
Почему пластины трудно сдвинуть?
Слайд 17ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕНИЯ
Капните пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и
повторите опыт.
Почему стало еще труднее сдвигать пластины?
Слайд 18ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕНИЯ
1) Шероховатость поверхностей соприкасающихся тел
2) Взаимное притяжение молекул соприкасающихся
тел
Слайд 19ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗНАЧЕНИЯ СИЛЫ ТРЕНИЯ
Равномерно перемещайте динамометр с прикрепленным к
нему бруском вдоль доски, динамометр покажет силу, действующую на брусок.
Измеряйте силу трения
Слайд 20ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗНАЧЕНИЯ СИЛЫ ТРЕНИЯ
Сила трения направлена в сторону, противоположную
скорости движения, имеет точку приложения, расположенную в точке соприкосновения тела с поверхностью.
Слайд 23ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ СИЛА ТРЕНИЯ?
Сила трения прямо пропорциональна силе нормального давления
Fтр
= μN
где μ –коэффициент трения, зависящий от материалов соприкасающихся поверхностей.
Слайд 24ТРЕНИЕ В ТЕХНИКЕ
для передачи движения;
при обработке металлов и других материалов;
при сварке
трением;
Слайд 25ТРЕНИЕ В ТЕХНИКЕ
при заточке инструментов;
для скрепления материалов, деталей конструкций;
при шлифовке, полировке
материалов и т.д.
Слайд 26ТРЕНИЕ В ПРИРОДЕ
мы можем ходить по земле
белки прыгают по веткам деревьев
ленивец
висит на ветке
птичка может присесть на ветку
Слайд 27ТРЕНИЕ В ПРИРОДЕ
вода точит камень
образование планет и комет
идет дождь и вода
стекает в низину, хотя камень лежит и не скатывается в низину (у воды сила трения меньше, чем у камня)
огромные валуны лежат на краях скал и не падают вниз - их держит сила трения
Слайд 30ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§§30-32
Написать сочинение или эссе на тему «Исчезнувшее трение» или «Мир
без трения».
Заполнить таблицу.
Слайд 31РЕФЛЕКСИЯ
Что нового и интересного вы узнали?
С каким настроением вы уходите
с урока?
Слайд 32РЕФЛЕКСИЯ
Какой вид деятельности на уроке вам понравился больше всего?