Слайд 1Интегрированный урок.
Физика и ОБЖ.
Составила учитель физики МБОУ «СОШ №18» Веретнова А.В.
Слайд 2Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения
Цель урока: ученик должен знать,
как влияют погодные условия на безопасность дорожного движения.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Образовательная: раскрыть особенности погодных условий в различные времена года с точки зрения физики.
Воспитательная: гумманизация образования посредством приобщения физических законов к повседневной жизни учащихся.
Развивающая: построение причинно-следственных связей, развитие логического мышления учащихся при решении задач III уровня сложности.
Слайд 3Лето
Начало дождя – на грязном асфальте образуется грязевая пленка из пыли,
песка, горюче-смазочных материалов, а на раскалённом солнцем асфальте образуется еще и паровая пленка, что резко уменьшает трение, т.е. уменьшает сцепление автомобиля с дорожным полотном. А значит, для остановки автомобиля при торможении потребуется больше времени, что вызовет увеличение тормозного пути.
Слайд 4Особо опасна летняя дорога во время или после дождя
Слайд 5Туман
Туман – видимость очень плохая, при этом расстояние до предметов
кажется больше, чем есть на самом деле.
Дымовые завесы при пожарах – такой же эффект, как при тумане.
Слепящее солнце – ослепление водителя, блики на асфальте.
Ураганный ветер – боковое давление на автомобиль, как следствие – резкое изменение траектории, попадание предметов на лобовое стекло – дезориентация водителя.
Ливень, дождь – вызывают серьезные проблемы: ухудшение видимости, уменьшение трения, скрытые лужами ямы; также вода, попадая в тормозные колодки, играет роль своеобразной смазки и сильно уменьшает эффективность работы тормозов.
Слайд 7Весна, осень.
Это очень опасный переходный период, когда погода резко меняется и
меняется состояние дорожного полотна.
Заморозки – сильное уменьшение трения.
Ледяной дождь, вызывающий обледенение дорожного покрытия – трение для летней резины сводится практически к нулю.
Внезапный снегопад – ухудшение видимости, уменьшение трения.
Лиственная подушка на дороге (осенью) – уменьшение трения.
Перепад температуры через ноль – либо замерзание, либо таяние приводят к изменению сцепления, т.е. трения.
Слайд 10Зима.
Также сложный период для вождения, не зря есть водители, которые вообще
предпочитают зимой не ездить и держат свои автомобили до лета в гаражах.
Мокрый снег – ухудшение видимости; уменьшение трения особенно сказывается на склонах для тяжелых длинномерных автомобилей (фур).
Морозы – обледенение лобовых стекол и боковых зеркал.
А как меняется коэффициент трения на дороге покрытой снегом?
– Уменьшается в 4 раза!!!
Слайд 11Опасность во время движения по заснеженной трассе
Слайд 12Опасность вождения в зимние сумерки
Слайд 13Таблица коэффициента трения.
Дорога
Поверхность
сухая мокрая
С асфальтобетонным покрытием 0.7-0.8 0.35-0.45
С щебеночным покрытием 0.6-0.7 0.3-0.4
Грунтовая 0.5-0.6 0.2-0.4
Обледенелая 0.1-0.2
Покрытая снегом 0.2-0.3
Слайд 14Проблемы , возникающие при сложных погодных условиях
Мы рассмотрели большое количество сложностей
на дороге, возникающих при ухудшении погоды, однако они все вызывают сходные проблемы (следствия), назовите их.
Главные следствия негативных погодных условий:
Увеличение тормозного пути.
Ухудшение видимости.
Возможное ухудшение состояния здоровья водителя.
Неправильное поведение пешехода на проезжей части.
Слайд 15Вывод.
Любое уменьшение трения вызывает увеличение тормозного пути в два раза.
Слайд 16Правила поведения пешехода.
7 правил поведения пешехода при ухудшении погодных условий:
1. Учитывать,
что ситуация изменилась и, не рассчитывая на реакцию водителя, предпринять меры самосохранения – не перебегать дорогу, провоцируя резкое торможение.
2. Не надеяться, что водитель вас гарантированно видит, и лучше пропустить транспорт, либо точно убедиться в эффективном торможении и остановке.
3. Не идти по краю дороги, особенно вдоль движения транспорта. Двигаться по обочине надо навстречу транспорту, максимально дальше от края проезжей части.
4. Использовать световозвращающие элементы на одежде, сумке, зонтике, велосипеде и т.д.
5. При наличии капюшона, зонтика заранее освободить себе поле зрения слева и справа, находясь еще на обочине.
6. Освободиться от плеера и прервать разговор по телефону.
7. Велосипедист в таких условиях должен сойти с велосипеда и двигаться по дороге пешком, рядом с велосипедом.
Слайд 17Итог урока.
Чтобы не попадать в ДТП и не рисковать жизнью и
здоровьем (своим и окружающих), правильно выбирай манеру поведения на дороге в зависимости от погодных условий, распознавая потенциальную опасность заранее.