Презентация, доклад к докладу по физике Методические особенности решения задач по тексту физического содержания в ГИА по физике

Содержание

Ерещенко Галина Евгеньевнаучитель физикиМБОУ СОШ№19 с.ОльгинкаМБОУ СОШ №19 с.Ольгинка Ерещенко Галина Евгеньевна

Слайд 1

Методические особенности решения задач по тексту физического содержания в ГИА по

физике
Методические особенности решения задач по тексту физического содержания в ГИА по физике

Слайд 2Ерещенко Галина Евгеньевна
учитель физики
МБОУ СОШ№19 с.Ольгинка
МБОУ СОШ №19 с.Ольгинка

Ерещенко Галина Евгеньевна
Ерещенко Галина Евгеньевнаучитель физикиМБОУ СОШ№19 с.ОльгинкаМБОУ СОШ №19 с.Ольгинка   Ерещенко Галина Евгеньевна

Слайд 3
«Ученый – это не тот, кто дает правильные ответы,
а

тот, кто ставит правильные вопросы.»

Клод Леви-Стросс

МБОУ СОШ №19 с.Ольгинка Ерещенко Галина Евгеньевна

«Ученый – это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы.» Клод

Слайд 4Компетентностный подход в образовании.
Этот подход в образовании рассматривается в настоящее

время как способ построения новой образовательной парадигмы. Наиболее полно он нашёл отражение в разработках, посвящённых высшему профессиональному образованию – стандарты третьего поколения для высшей школы сформулированы в терминах компетенций. Именно в этой сфере страны, стремящиеся построить систему высшего образования по Болонскому типу, рассматривают компетентности как основные критерии подготовленности будущего специалиста к современным быстро изменяющимся условиям труда
Эффективность обучения в этом случае определяется не столько полнотой и систематичностью знаний, сколько способностью оперировать имеющимся запасом предметных знаний в новых ситуациях, в том числе и при решении постоянно возникающих проблем.
Ключевые компетентности, которые являлись бы приоритетными для российского школьного образования и которые могли бы стать ориентиром в изменении содержания и методики преподавания отдельных предметов, пока не сформулированы.

МОУ СОШ №19 с.Ольгинка Ерещенко Галина Евгеньевна

Компетентностный подход в образовании. 		Этот подход в образовании рассматривается в настоящее время как способ построения новой образовательной

Слайд 5Естественно-научная грамотность в рамках международного исследования PISA характеризуется четырьмя составляющими:
– контекст (личностный, социальный,

глобальный), т.е. те жизненные ситуации, которые можно рассматривать с точки зрения науки;
– знаниевый компонент, в который входят знания об окружающем мире и знания о естественных науках;
– компетентностный компонент, под которым понимают умения применять имеющиеся научные знания к жизненным ситуациям;
– эффективный компонент, который оценивает интерес и любознательность к естественным наукам.

МБОУ СОШ №19 с.Ольгинка Ерещенко Галина Евгеньевна

Естественно-научная грамотность в рамках международного исследования PISA характеризуется четырьмя составляющими: – контекст (личностный, социальный, глобальный), т.е. те жизненные ситуации,

Слайд 6Умения, которые проверяются в заданиях международного исследования:

МБОУ СОШ №19 с.Ольгинка

Ерещенко Галина Евгеньевна

– распознавать вопросы, идеи или проблемы, которые могут быть исследованы научными методами;
– выделять информацию (объекты, факты, экспериментальные данные и др.), необходимую для нахождения доказательств или подтверждения выводов при проведении научного исследования;
– делать вывод (заключение) или оценивать уже сделанный вывод с учётом предложенной ситуации;
– демонстрировать коммуникативные умения: аргументированно, чётко и ясно формулировать выводы, доказательства и др.;
– демонстрировать знание и понимание естест­венно-научных понятий.

Умения, которые проверяются в заданиях международного исследования: 	МБОУ СОШ №19 с.Ольгинка   Ерещенко Галина Евгеньевна– распознавать

Слайд 7
Видно, что лишь одно из умений – последнее – проверяет «знаниевую

компоненту». Остальные же относятся к тем умениям, которые у нас называют обычно исследовательскими или методологическими. Таким образом, проверка естественнонаучной грамотности направлена в первую очередь на оценку двух основных составляющих:

– исследовательских умений, т.е. тех умений, которые отражают понимание учащимися способов функционирования науки и её роли в современном мире;
– естественно-научных знаний, но здесь в силу обязательного использования «жизненного» контекста упор делается не на традиционные учебные алгоритмы действий, а на свободное использование минимальных знаний в максимально различных ситуациях, т.е. на свободное оперирование полученными знаниями в новых ситуациях.

МБОУ СОШ №19 с.Ольгинка Ерещенко Галина Евгеньевна

Видно, что лишь одно из умений – последнее – проверяет «знаниевую компоненту». Остальные же относятся к тем

Слайд 8Естественно-научная грамотность проверяется в ряде задач, входящих в итоговую аттестацию

Задания с

недостающими данными
Задания на понимание отдельных элементов научного исследования
Задания на оптимальный поиск информации

МБОУ СОШ №19 с.Ольгинка Ерещенко Галина Евгеньевна

Естественно-научная грамотность проверяется в ряде задач, входящих в итоговую аттестацию		Задания с недостающими данными Задания на понимание отдельных

Слайд 9Задания на основе текстов физического содержания, это задачи встретились впервые на

ГИА 2012


МБОУ СОШ №19 с.Ольгинка Ерещенко Галина Евгеньевна

Содержание текстов конструируется на материале, выходящем за рамки программы средней школы по физике. Основная цель – понимание информации физического содержания и применение вновь полученной информации с учётом имеющегося запаса знаний. Используются тексты объёмом не менее 200 слов. В тексте должны содержаться один-два неизвестных учащимся термина, значение которых имеется в тексте в неявном виде. По возможности рекомендуется использовать различные способы представления информации – графики, таблицы, диаграммы. По каждому тексту предлагается не менее трёх заданий разного уровня сложности (базового и повышенного).

Задания на основе текстов физического содержания, это задачи встретились впервые на ГИА 2012 МБОУ СОШ №19 с.Ольгинка

Слайд 10Метод подготовки учащихся к задачам нового типа на основе текстов
Сложность такого

рода задач сводится к психологическому страху у ученика при виде большого текста, но ничего сложного для решения не требуется; умение работать с текстом, апеллировать физическими терминами, хорошо знать формулы, понятия и физические явления, правильно и грамотно аргументировать свои мысли. Но ученик теряется при длительном чтении, отключается внимание от восприятия задачи и это приводит в лучшем случае к потере времени при решении, а в худшем потеря баллов на этой и последующих задачах. Так как эти задачи необходимы, то наша задача подготовить учащихся к задачам на основе текстов.

МБОУ СОШ №19 с.Ольгинка Ерещенко Галина Евгеньевна

Метод подготовки учащихся к задачам нового типа на основе текстов		Сложность такого рода задач сводится к психологическому страху

Слайд 11Методика решения задач нового типа:

МБОУ СОШ №19 с.Ольгинка Ерещенко

Галина Евгеньевна

1. Вдумчиво и внимательно прочесть каждый абзац и подчеркнуть главную мысль в нем. Если сложно выделить главную мысль, то подчеркнуть подлежащие, сказуемые и физические термины, встреченные в тексте.
2.Просмотреть проработанный текс и провести анализ, используя прежде всего общие закономерности, известные учащимся по данной теме
3. Прочесть первый вопрос к тексту, в вопросе подчеркнуть подлежащее, сказуемое и физический термин.
4. Найти в тексте тот абзац, в котором встретились слова из вопроса.
5. Вдумчиво прочесть еще раз необходимый абзац и дать ответ. Зачастую необходимо подумать об описанном процессе и логически сопоставить со своими знаниями для получения ответа или вспомнить формулы из данного раздела физики и поросчитать.
6. Перейти к следующему вопросу.

Методика решения задач нового типа: 			МБОУ СОШ №19 с.Ольгинка   Ерещенко Галина Евгеньевна1. Вдумчиво и внимательно

Слайд 12

МБОУ СОШ №19 с.Ольгинка Ерещенко Галина Евгеньевна
Научить решать такие

задачи необходимо уже с 7 класса. Самое главное – научить ребенка самостоятельно извлекать необходимую информацию, т.е. научить учиться.

В 7 классе при первом знакомстве с книгой нужно обратить внимание на материал для дополнительного чтения. Во время урока, при изучении нового материала обращать внимание на самостоятельное чтение некоторых абзацев из учебника и выделения главной мысли, заключенной в нем. На уроке выписывать из этого куска подлежащие, сказуемые и физические термины, встреченные в тексте. При выдаче домашнего задания дополнительно к параграфу дать раздел из дополнительного чтения, указав, что вас будет интересовать главная мысль из него и новые термины. Это задание выполняется в тетради, т.е. выписывают главные мысли и термины. На следующим уроке во время проверки домашнего задания учитель заслушивает, выписанные учениками термины и главные мысли текста. После чего задает несколько заранее подготовленных вопросов

МБОУ СОШ №19 с.Ольгинка   Ерещенко Галина ЕвгеньевнаНаучить решать такие задачи необходимо уже с 7 класса.

Слайд 13Пример: отрывка из урока в 7 классе по теме: «Вес тела,

единицы силы, связь между силой тяжести и массой тела»

МБОУ СОШ №19 с.Ольгинка Ерещенко Галина Евгеньевна

После объяснения нового материала:

Пример: отрывка из урока в 7 классе по теме: «Вес тела, единицы силы, связь между силой тяжести

Слайд 14Обратимся к книге:
Посмотрите на стр 62: один из учеников читает

в слух параграф 27, а остальные учащиеся с помощью карандаша помечают подлежащие, сказуемое и физические термины.
Текст из учебника:
Вам уже известно, что сила-это физическая величина. Она кроме числового значения (модуля) имеет направление, т.е. это векторная величина.
Силу, как и любую физическую величину, можно измерить, т. е. сравнить с силой, принятой за единицу.
Единицы физических величин всегда выбирают условно. Так, за единицу силы можно было принять любую силу. Например, можно выбрать в качестве единицы силы силу упругости какой –либо пружины, растянутой до определенной длины. За единицу силы можно принять и силу тяжести, действующую на какое-нибудь тело.


МБОУ СОШ №19 с.Ольгинка Ерещенко Галина Евгеньевна

Обратимся к книге: Посмотрите на стр 62: один из учеников читает в слух параграф 27, а остальные

Слайд 15
Выпишем получившиеся слова из текста:
Сила-физическая величина. Она имеет направление, т.

е. векторная величина.
За единицу силы можно принять любую силу. Силу можно измерить, сравнить с силой. Выбрать за единицы силы силу упругости или силу тяжести.
Посмотрите, у вас получился связный текст, указывающий главную мысль.

Ответьте на вопрос:
«Когда мы говорим СИЛА что мы должны учитывать и почему?» «Что можно взять за единицу измерения силы тяжести?»
После этого возвращаемся к презентации и объяснению нового материала на уроке.
Выпишем получившиеся слова из текста: Сила-физическая величина. Она имеет направление, т. е. векторная величина.За единицу силы можно

Слайд 16

МОУ СОШ №19 с.Ольгинка Ерещенко Галина Евгеньевна

МОУ СОШ №19 с.Ольгинка   Ерещенко Галина Евгеньевна

Слайд 17Примеры вопросы к материалу для дополнительного чтения:
Что такое состояние НЕВЕСОМОСТИ?
Где невесомость

может наблюдаться?
Выберите правильный ответ:
На земле состояние невесомости можно наблюдать при
А Прыжок с парашютом.
Б Прыжок с трамплина лыжника
В Человек в лифте едет вниз.
Д Полет на самолете.

4. Как в космосе космонавты пьют воду? Почему именно так?

МОУ СОШ №19 с.Ольгинка Ерещенко Галина Евгеньевна

Примеры вопросы к материалу для дополнительного чтения:Что такое состояние НЕВЕСОМОСТИ?Где невесомость может наблюдаться?Выберите правильный ответ: На земле

Слайд 18МОУ СОШ №19 с.Ольгинка Ерещенко Галина Евгеньевна
Спасибо за внимание


МОУ СОШ №19 с.Ольгинка   Ерещенко Галина ЕвгеньевнаСпасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть