Презентация, доклад к докладу на тему Межпредметные связи на уроках физики

Содержание

Вольность и союз наук необходимо требуют взаимного сообщения. Слеп физик без математики, сухорук без химии.  М.В.Ломоносов.

Слайд 1 Роль межпредметных связей в развитии познавательной и предметной деятельности учащихся на

уроках физики



учитель физики
Павлюк Ольга Ивановна

Роль межпредметных связей в развитии познавательной и предметной деятельности учащихся на уроках физики

Слайд 2Вольность и союз наук необходимо
требуют взаимного сообщения. Слеп физик без математики,

сухорук без химии.  М.В.Ломоносов.
Вольность и союз наук необходимо требуют взаимного сообщения. Слеп физик без математики, сухорук без химии.  М.В.Ломоносов.

Слайд 3 Функции межпредметных связей
Методологическая функция 
Образовательная функция 
Развивающая функция 
Воспитывающая функция 
Конструктивная функция 

Функции межпредметных связей Методологическая функция Образовательная функция Развивающая функция Воспитывающая функция Конструктивная функция 

Слайд 4Виды межпредметных связей в содержании обучения физики
Внутрицикловая связь
биология
химия
математика
география
Межцикловая

связь
история
трудовое обучение литература
музыка
Виды межпредметных связей в содержании обучения физикиВнутрицикловая связь биология химияматематика географияМежцикловая связь историятрудовое обучение литература музыка

Слайд 5 Реализация межпредметных связей на уроках физики

Реализация межпредметных связей на уроках физики

Слайд 6 Этапы обучения на основе использования межпредметных связей

Этапы обучения на основе использования межпредметных связей

Слайд 7 ПОНЯТИЕ МПС И ИХ ВИДЫ.


Межпредметная связь в логически завершенном виде представляет собой выраженное во всеобщей форме, осознанное отношение между элементами структуры различных учебных предметов.


Основные типы МПС:
1. содержательно-информационные,
2. операционно-деятельностные
3. организационно-методические.

ПОНЯТИЕ МПС И ИХ ВИДЫ. Межпредметная связь в логически завершенном виде

Слайд 8

Эффективность формирования
межпредметных знаний и умений

определяется способами осуществления межпредметных связей в процессе обучения - методическими приемами - методами учебной работы - условиями организации учебного процесса

Эффективность формирования

Слайд 9Использование межпредметных связей для развития позновательной предметной деятельности учителя физике



Раскрытие взаимосвязи

физических явлений с биологическими, химическими и другими явлениями;

Сообщение связей о применении физических явлений и закономерностей в других науках;

Использование на занятиях по физике знаний и умений, которые учащиеся получили при изучении других предметов;

Проведение комплексных экскурсий;

Проведение внеклассных мероприятий (организация работы кружков, проведение вечеров, конференций);

Выполнение учащимися учебных заданий, связанных с трудовым обучением;
Использование межпредметных связей для развития позновательной предметной деятельности учителя физикеРаскрытие взаимосвязи физических явлений с биологическими, химическими и

Слайд 10 Возможности МПС
.


Межпредметные связи
позволяют при изучении нового материала опираться на ранее изученные знания в других предметах, выделять опорные, «сквозные» для ряда предметов понятия, ведущие идеи, к которым систематически возвращаются учителя разных курсов, последовательно раскрывая их отдельные стороны.
Возможности МПС.

Слайд 11При обучении учащихся связь физики с другими предметами призвана решать следующие

задачи:

- служить основой для формирования научного миропонимания;
– прививать интерес к изучению предметов естественно-математического цикла;
– готовить учащихся к жизни, общественно полезному труду, развивать логическое мышление;
– формировать основы естественнонаучной картины мира и показать место человека в ней;
– знакомить с применением физических законов в практической деятельности человека с целью ускорения научно-технического прогресса.

При обучении учащихся связь физики с другими предметами призвана решать следующие задачи: - служить основой для формирования

Слайд 12Принцип сознательности и активности учащихся в обучении даёт им:
умения самостоятельно анализировать

взаимосвязь процессов и явлений
позволяет вскрывать их сущность,
познавать закономерности
процессов и явлений
сознательно ставить новые познавательные задачи и
активно решать их
Принцип сознательности и активности учащихся в обучении даёт им:умения самостоятельно анализировать взаимосвязь процессов и явленийпозволяет вскрывать их

Слайд 13Практические задачи, связанные с жизнью, с трудом, носят, как правило, комплексный

характер и побуждают к применению знаний по разным предметам одновременно.
Практические задачи, связанные с жизнью, с трудом, носят, как правило, комплексный характер и побуждают к применению знаний

Слайд 14 Принципы МПС

Принципы МПС

Слайд 15 Межпредметные связи всемерно содействуют всем функциям обучения:
формированию

системы научных знаний,
обобщенных познавательных умений,
широких познавательных интересов,
мировоззренческих убеждений школьников.
Межпредметные связи всемерно содействуют всем функциям обучения:формированию  системы  научных  знаний,

Слайд 16 Связь физики и математики (алгебры).
Связь с математикой необходима при решении задач.

Это не только умение делать математические расчеты, анализировать графики зависимости физических величин, но главное учитель развивает логику мышления учащихся при анализе формул. В 7 классе при решении качественных задач по теме «Плотность вещества» учащиеся рассматривают зависимость объема от плотности при равных массах тела. Рассуждают, анализируют формулу, делают вывод. В 9 классе при анализе Закона всемирного тяготения рассматривают, что сила обратно пропорциональна квадрату расстояния между телами.
В 10-11 классах большое внимание отводится учителем на решение задач в общим виде, где учащиеся должны применяя несколько формул, вывести одну - конечную. Здесь не обойтись без хорошей математической подготовки, необходимы умения в решении уравнений и систем уравнений. Среди многих вопросов методики обучения физике, которые могут быть успешно решены только в тесной связи с изучением математики, играют большую роль следующие понятия:
Функциональной зависимости. Понятие вектора. Прямая и обратная зависимость. Запись численного значения величины, используя степень числа 10. Приближённые вычисления . Производная.  Разложение произведения на множители. Решение систем уравнений.
Связь физики и математики (алгебры). Связь с математикой необходима при решении задач. Это не только умение

Слайд 17Математические функции в курсе физики

Математические функции в курсе физики

Слайд 18Урок в 7 классе «Сила трения. Трение в природе и технике.»
Связь

с математикой
Fтр = мN м = Fтр / N
Прямая пропорциональность Fтр(N)
Изображение
сил
с помощью
векторов
Урок в 7 классе «Сила трения. Трение в природе и технике.»Связь с математикойFтр = мN

Слайд 19 Связь курса геометрии с курсом физики.
Весьма существенное влияние курса геометрии оказывает

на курс физики через геометрическую и теоретико-множественную символику. Например,   А также через использование формул и теорем.
Связь курса геометрии с курсом физики. Весьма существенное влияние курса геометрии оказывает на курс физики через

Слайд 20 Связь курса физики с химией.
Физика и химия часто взаимно дополняют друг

друга, т.к. на уроках по этим предметам одни и те же явления и процессы рассматривают с разных сторон.
К числу важнейших общих для физики и химии понятий относятся понятия вещества, массы, веса, энергии.
Взаимосвязь с химией реализую на уроке «Строение атома и атомного ядра» в 9 классе. Ученики получают первые знания о строении вещества порядкового номера, знакомятся с Периодической системой Д. И. Менделеева. На уроке в десятом классе «Проводимость электрического тока» использую понятие о принадлежности к группе элементов Периодической системы для объяснения разной теплопроводности различных материалов. Уроки «Законы электролиза Фарадея», «Кристаллы и кристаллическая решетка», «Строение атома», «Опыт Резерфорда», «Ядерные реакции», «Сгорание топлива», «Химическое действие света, фотография» связывают физические и химические знания.
Важностью межпредметной связи является изучение одних и тех же теорий – молекулярно кинетической и электронной теории строения вещества.
Связь курса физики с химией. Физика и химия часто взаимно дополняют друг друга, т.к. на

Слайд 21 Связь курса физики с биологией.
Взаимосвязь физики с биологией реализую при изучении

диффузии, на этом уроке привожу примеры из ботаники (Лягушка живет в воде и не пьет ее, на суше дышит легкими и влажной кожей, а в воде через кожу). При прохождении звуковых и световых явлений – материал из зоологии и анатомии (в частности, о строении уха, глаза, световом восприятии, особенностях зрения рыб и человека).
Связь физики с биологией древняя и плодотворная. Можно назвать немало выдающихся физиков, внесших свой вклад в развитие биологии, и естествоиспытателей, открывших фундаментальные физические законы. Это всемирно известный физик Гельмгольц, врач Майер, ботаники К.А.Тимирязев, Броун. Связь физики с биологическими науками особенно расширилась в последние десятилетия, когда возникли такие науки, как биофизика, агрофизика, бионика. При изучении биологических дисциплин учащиеся используют физические понятия как теплота, температура, свет, влажность.
Связь курса физики с биологией. Взаимосвязь физики с биологией реализую при изучении диффузии, на этом уроке

Слайд 22Биология
Благодаря трению цепляются за находящиеся поблизости опоры,
Удерживаются на них и

тянутся к свету

Семена гороха, благодаря шарообразной
форме и малому трению качения,
перемещаются легко сами.

БиологияБлагодаря трению цепляются за находящиеся поблизости опоры, Удерживаются на них и тянутся к светуСемена гороха, благодаря шарообразной

Слайд 23Чтобы увеличить сцепление с грунтом, стволами деревьев, на конечностях животных
имеется

целый ряд различных приспособлений: когти, тело пресмыкающихся покрыто бугорками и чешуйками.
Чтобы увеличить сцепление с грунтом, стволами деревьев, на конечностях животных имеется целый ряд различных приспособлений: когти, тело

Слайд 24 Связь курса физики с географией (естествознанием).
Взаимосвязь физики с географией и экологией

реализую на уроках: «Атмосферное давление», «Виды транспорта», «Тепловые двигатели и их значения», «Пути решения экологических проблем», «Работа с географической картой при определении давления на различных глубинах и высотах».
При изучении географии учащиеся получают представление о движении, форме и размерах Земли, о строении атмосферы, способах измерения атмосферного давления, об образовании ветров, об использовании энергии. Всё это может найти отражение в физике.
Связь курса физики с географией (естествознанием). Взаимосвязь физики с географией и экологией реализую на уроках: «Атмосферное

Слайд 25Атмосферное давление.
Давление воздушной оболочки Земли на всю землю и на всё,

что на ней находится называется атмосферным давлением. Плотность воздуха быстро уменьшается с высотой. Нормальное атмосферное давление 760 мм рт. ст. 1000 гПа=101300Па. При подъёме в горы давление уменьшается на каждые 12 м на 1 мм рт. ст.или на 1,33 гПа. Зная данную зависимость, можно по изменению показаний барометра определить высоту над уровнем моря. Изменение атмосферного давления зависит от погоды.
Закон Бернулли и реки.
При переходе жидкости с широкого участка пути в узкий скорость течения увеличивается. Поэтому горные текут значительно быстрее, чем равнинные.
Те участки реки, где течение реки резко изменяется, образуют пороги. Преодолевая их, река пенится, высоко вверх летят брызги, возникают водовороты.
Круговорот воды в природе.
Вода – единственное вещество в природе, которое может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. Вода – жидкость, воздух – пар, снег, лёд – твёрдое тело. Облака – испарение воды, роса – конденсация пара.
Молния – шаровой разряд.
Молния возникает либо между двумя облаками, либо между облаком и землёй. Сила тока в молнии достигает 500000 А, а разность потенциалов -

Атмосферное давление.Давление воздушной оболочки Земли на всю землю и на всё, что на ней находится называется атмосферным

Слайд 26 Связь курса физики с историей.
Здесь рассматриваются вопросы развития орудий труда, процесс

развития производительных сил и производственных отношений, развитие культуры, техники и науки, историческая характеристика эпохи и её выдающихся деятелей, в том числе и учёных физиков
Связь курса физики с историей. Здесь рассматриваются вопросы развития орудий труда, процесс развития производительных сил и

Слайд 27 Легенда об Архимеде.
Архимед (287-212

гг до нашей эры) – древнегреческий учёный, физик и математик. Установил правило рычага, открыл закон плавания тел. Погиб при осаде римлянами Сиракуз.
Корона царя Герона.
Герон поручил Архимеду проверить честность мастера, изготовившего золотую корону. Хотя корона и весила столько, сколько было отпущено на неё золота, царь заподозрил, что она изготовлена из сплава золота с другими металлами, более дешёвыми. Архимеду было поручено, не ломая короны, узнать, есть ли в ней примеси.
Архимед взвесил корону в воздухе, затем в воде. По разнице в весе он рассчитал выталкивающую силу, равную весу воды в объёме короны, он мог уже вычислить её плотность, определил, что в короне были примеси.
Мастер был наказан, а наука обогатилась замечательным открытием. Задача о золотой короне побудила Архимеда заняться вопросом о плавании тел. Результатом этого было сочинение «О плавающих телах», которое дошло до нас.
Легенда об Архимеде.Архимед (287-212 гг до нашей эры) – древнегреческий

Слайд 28Связь курса физики с литературой

Данная взаимосвязь на уроках физики выражается прежде

всего в использовании примеров из художественной и научно-популярной литературы или фольклора, образно описывающих то или иное физическое явление, историческую обстановку, образ учёного и т.д
Связь курса физики с литературойДанная взаимосвязь на уроках физики выражается прежде всего в использовании примеров из художественной

Слайд 29 Радуга.
Солнце вешнее

с дождём
Строят радугу вдвоём
Семицветный полукруг.
Из семи широких дуг
Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя,
А построили в два счёта
Поднебесные ворота.
С.Я.Маршак

Луна.
Багряная печальная луна
Висит вдали, но степь ещё темна
Луна во тьму свой тёплый отблеск сеет
И под болотом красный сумрак реет.
И.А.Бунин.

Радуга.Солнце вешнее с дождёмСтроят радугу вдвоёмСемицветный полукруг.Из семи

Слайд 30Литература
Пословицы и поговорки о трении
1.Не подмажешь – не поедешь.
2.Пошло

дело, как по маслу.
3.Угря в руках не удержишь.
4.Что кругло – легко катится.
5. Баба с возу , кобыле легче.
6. Плуг от работы блестит.
7. От того телега запела,
что давно дегтя не ела.
Литература  Пословицы и поговорки о трении1.Не подмажешь – не поедешь.2.Пошло дело, как по маслу. 3.Угря в

Слайд 31

Пословицы как качественные задачи по физике. Появившись в глубокой древности, пословицы представляют собой устный свод бытовых, социальных правил жизни. В них отражены природные явления и физические законы. Например, пословицы, связанные с тепловыми явлениями: «Много снега - много хлеба». Снег обладает плохой теплопроводностью и, подобно шубе, предохраняет озимые от вымерзания. Поговорки, в которых говориться о таком явлении как смачивание: «Сухим из воды», «Как с гуся вода». Повышение температуры резко увеличивает пластические свойства материалов: «Куй железо, пока горячо». Физический смысл пословиц: «Коси коса, пока роса; роса долой, и мы домой». Здесь роса выполняет роль смазки для уменьшения трения. «Ударь обухом в дерево, дупло само скажется». В пословице речь идёт о резонаторах для усиления звуковых колебаний. «Как аукнется, так и откликнется». Пословица говорит о явлении эха.
Пословицы как качественные задачи по

Слайд 32 Реализация межпредметных связей по линии «черчение-физика»

На уроках физики прослеживается связь с

черчением (необходимо аккуратно чертить схемы), ИЗО (даются задания: нарисовать плакат по проблемам экологии применения тепловых двигателей 8 класс).
Учащиеся 7-9 классов часто изготавливают приборы своими руками (паровые турбины, печки, демонстрирующих тягу). Все это возможно сделать, применяя навыки, полученные на уроках труда.

Устройство швейной машинки

Реализация межпредметных связей по линии «черчение-физика» На уроках физики прослеживается связь с черчением (необходимо аккуратно чертить

Слайд 33 Безопасность на дорогах в зимнее время

Безопасность на дорогах в зимнее время

Слайд 34Музыка и физика
Музыкальные звуки сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни.

Силу музыки, способной воплотить воедино мечты, стремления, и помыслы человека, испытал на себе каждый из нас.

Окружающих нас звуков много, но интересуют нас не все, а именно музыкальные звуки. Почему? Чем отличаются остальные звуки? Что представляет собой звук? Как его можно получить? На эти вопросы отвечает физика

Музыка и физикаМузыкальные звуки сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Силу музыки, способной воплотить воедино мечты,

Слайд 35Межпредметные декады
декада математики, физики проходит по тематике: 
«Физика в

твоей профессии»,  «Связь математики с другими предметами», «Физики – лирики» и др.

Уроки межпредметного содержания: «Урок эрудитов» и «Урок по интересам», в содержании которых прослеживается связь с математики с астрономией, химией, математикой, биологией, экологией.

Комплексные вечера, межпредметные конференции, профориентационные выставки, межпредметные КВНы.

Межпредметные олимпиады (политехническая,  литературно-физической, естественно-математической и др.) , конкурсы эрудитов.
Межпредметные декады декада математики, физики проходит по тематике:  «Физика в твоей профессии»,  «Связь математики с другими предметами»,

Слайд 36О, физика – наука из наук!
Все впереди!
Как мало за плечами!
Пусть химия

нам будет вместо рук.
Пусть станет математика очами.
Не разлучайте этих трех сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знанье человеческое шире.
О, физика – наука из наук!Все впереди!Как мало за плечами!Пусть химия нам будет вместо рук.Пусть станет математика

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть