Слайд 2Турбиной называют вращающееся устройство, которое приводится в действие потоком жидкости или
газа.
Самый простой пример турбины – водяное колесо.
Слайд 3С точки зрения физики турбины – это устройства, которые преобразовывают энергию
пара, ветра, воды в полезную работу.
В зависимости от того, какой вид энергии преобразуется в турбинах, различают паровые турбины и газовые.
В паровой турбине тепловая энергия пара преобразовывается в механическую работу.
Ещё в 130 г. до нашей эры греческий математик и механик Герон Александрийский изобрёл примитивную паровую турбину, которую назвали «эолипил». Прибор представлял собой наглухо запаянный котёл, из которого были выведены две трубки. На эти трубки установили полый шар с двумя соплами Г-образной формы. В котёл заливалась вода, и он ставился на огонь. Пар поступал по трубкам в шар и под давлением вырывался из сопел. Шар начинал вращаться. Это был прообраз реактивного двигателя, в котором реактивная сила, которая вращала шар, создавалась паром.
Слайд 4Эолипил Герона.
Во времена Герона к его изобретению отнеслись, как к игрушке.
Практического применения оно не нашло.
Слайд 5В 1629 г. итальянский инженер и архитектор Джованни Бранки создал паровую
турбину, в которой колесо с лопатками приводилось в движение струёй пара.
Английский инженер Ричард Трейсвик в 1815 г. на ободе паровозного колеса установил два сопла и пустил по ним пар.
С 1864 г. по 1884 г. инженерами были запатентованы сотни изобретений, относящихся к турбинам.
Слайд 6Паровая активная турбина Джованни Бранка.
Слайд 7И только в 1889г. шведский инженер Густаф Лаваль создал паровую турбину,
которую можно было использовать в промышленности. В турбине Лаваля струя пара, выходящая из сопел неподвижного статора, давила на лопатки, закреплённые на ободе колеса. Колесо под давлением пара вращалось. Такая турбина называлась активной.
В турбине Лаваля сопло расширялось на выходе. Это увеличивало скорость выходящего пара и, как следствие скорость вращения турбины. Сопло Лаваля стало прообразом современных ракетных сопел.
Немного раньше, независимо от Лаваля, в 1884 г. английский инженер и промышленник Чарлз Алджернон Парсонс изобрёл многоступенчатую реактивную паровую турбину. В такой турбине имелось несколько рядов рабочих лопаток, которые назывались ступенями. Парсон запатентовал идею корабля, который приводился в действие этой турбиной.
Газовая турбина отличается от паровой тем, что в движение её приводит не пар из котла, а газ, который образуется при сгорании топлива.
А все основные принципы устройства паровых и газовых турбин одинаковы.
Слайд 8Первый патент на газовую турбину был получен в 1791 г. англичанином
Джоном Барбером. Барбер разработал свою турбину для движения безлошадной повозки. А элементы турбины Барбера присутствуют в современных газовых турбинах.
Слайд 9В 1903 г. норвежец Эджидиус Эллинг изобрёл газовую турбину, производящую больше
энергии, чем затрачивалось на её работу. Принцип её работы был использован английским инженером-конструктором сэром Фрэнком Уиттлом, который в 1930 г. запатентовал газовую турбину для реактивного движения.
Слайд 10В 1913 г. инженер, физик и изобретатель Никола Тесла запатентовал турбину,
устройство которой принципиально отличалось от устройства традиционной турбины. В турбине Тесла не было лопастей, которые приводились в движение энергией пара или газа.
Вращающаяся часть турбины - ротор, представляла собой набор тонких металлических дисков, закреплённых на валу и разделённых шайбами. Поток газа или рабочей жидкости поступал с внешнего края дисков и проходил к центру по зазорам, закручиваясь. Известно, что если поток жидкости или газа направить по плоской поверхности, то поток начинает увлекать за собой эту поверхность. Диски в турбине Паскаля увлекались потоком газа, вызывая вращение.