Слайд 1 «Электрический ток.
Источники электрического»
8 класс
Преподаватель Ефименко Г.А.
Слайд 2
Цели урока:
■ обучающая
– ввести понятие электрического тока; источника тока; рассмотреть превращение различных видов энергии в электрическую; познакомить учащихся с различными действиями электрического тока;
■ развивающая – развитие системного мышления;
■ воспитательная – воспитание всесторонне развитой личности легко адаптирующейся в современных экономических условиях.
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Оборудование для учителя: гальванический элемент, аккумулятор, пластины воздушного конденсатора на изоляторах, гильза из металлической фольги, электрометр, электрофорная машина, провода.
Слайд 3
План урока:
Организационный момент
(2 мин).
Проверка итогов предыдущей работы (10 мин).
Освоение нового материала (20 мин).
Первичная проверка понимания и закрепление знаний (10 мин).
Подведение итогов урока (3 мин).
Слайд 4
2. Актуализация знаний
Вопросы:
1. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие одноимённые заряды?
2.
Как взаимодействуют между собой тела, имеющие разноимённые заряды?
3. Какие два рода зарядов существуют в природе?
4. Как взаимодействуют между собой две стеклянные палочки, натёртые шёлком?
5. Как взаимодействуют между собой две эбонитовые палочки, натёртые мехом?
6. Как взаимодействуют между собой стеклянная палочка, натёртая шёлком, и эбонитовая палочка, натёртая мехом?
7. Можно ли при электризации трением зарядить только одно из соприкасающихся тел? Ответ обоснуйте.
8. При трении эбонитовой палочки о мех наблюдается явление электризации. Объясните, какой заряд (положительный или отрицательный) сообщён при этом эбонитовой палочке, какой заряд сообщён меху?
9. В ядре атома азота 14 частиц, из них 7 нейтронов. Сколько протонов и электронов содержится в этом атоме?
10. Почему при расчёсывании волос пластмассовой расчёской чистые волосы словно прилипают к ней?
11. Почему металлический стержень нельзя наэлектризовать, если держать его в руке?
12. Чем отличается пространство вокруг заряженных тел от пространства вокруг тел незаряженных?
13. Изменяется ли сила, действующая на заряженную гильзу при удалении её от заряженного тела?
14. Как доказать, что электрическое поле материально?
Слайд 5
Ответы:
Тела отталкиваются друг от друга.
Тела притягиваются друг к другу.
Положительные и отрицательные.
Отталкиваются
друг от друга.
Отталкиваются друг от друга.
Притягиваются друг к другу.
Нет. При трении электроны переходят с одного тела на другое. На одном теле будет избыток электронов, а на другом – недостаток.
При этом эбонитовой палочке сообщён отрицательный заряд, а меху сообщён положительный заряд.
7 протонов и 7 электронов содержится в этом атоме.
Небольшая часть электронов перейдёт с волос на расчёску и зарядит её отрицательно, а волосы зарядятся положительно.
Металлический стержень – проводник. Весь заряд уходит в землю.
Всякое заряженное тело окружено электрическим полем.
Да. По мере удаления действие поля ослабевает.
Оно действует на всякий находящийся в нём заряд.
Слайд 6
3. Освоение нового материала
Постановка проблемы:
Неподвижные электрические заряды редко используются на
практике. Для того чтобы заставить электрические заряды служить нам, их нужно привести в движение – создать электрический ток.
Электрический ток освещает квартиры, приводит в движение станки, создаёт радиоволны и т.д.
Что же такое электрический ток?
Что необходимо для его возникновения и существования?
Изложение нового материала:
Слово «ток» означает движение или течение чего-то. Мы с вами уже выяснили, что в металлах электроны, наиболее удалённые от ядра, покидают своё место и движутся между атомами, т.е. становятся свободными. Следовательно, в металлах этим «чем-то» могут быть электроны. В старших классах мы с вами выясним, что к проводникам относятся растворы и расплавы электролитов, в которых носителями заряда являются ионы.
Слайд 7Электрический ТОК–это направленное (упорядоченное) движение заряженных частиц.
Для возникновения и существования
электрического тока необходимо наличие свободных заряженных частиц и силы, создающей и поддерживающей их упорядоченное движение. Обычно такой силой является сила, действующая на заряженные частицы со стороны электрического поля.
За направление тока условно принимают то направление, в котором должны двигаться положительные заряды.
О наличии электрического тока в проводниках можно судить по тем действиям, которые ток производит:
нагреванию проводников,
созданию вокруг проводников магнитного поля,
выделению веществ, входящих в состав электролита, на опущенных в раствор электродах.
Слайд 8Демонстрация:
Установка: пластины воздушного конденсатора на изоляторах соединены с
электрофорной машиной; металлическая гильза подвешена между пластинами на нити; электрометр.→ Гильза будет поочерёдно ударяться о пластины конденсатора в течение некоторого времени, затем остановится
Постановка проблемы: Почему гильза совершала колебания? Почему она остановилась?
Ответ: Между заряженными пластинами существует электрическое поле. Электроны на гильзе придут в движение под действием сил поля. Гильза притянется к пластине, расположенной ближе, т.к. в этом случае сила действия со стороны поля больше.
1) Пусть эта пластина будет положительно заряженной. Тогда электроны с гильзы перейдут на пластину и нейтрализуют часть её положительного заряда, а сама гильза станет положительно заряженной. Следовательно, она оттолкнётся от положительной пластины и будет двигаться в направлении отрицательной пластины. В результате столкновения с отрицательной пластиной, гильза получит часть её отрицательных зарядов. Это уменьшит заряд отрицательной пластины. Гильза станет отрицательно заряженной и оттолкнётся от неё и т.д. Но взаимодействие электрически заряженных тел происходит посредством электрического поля. Т.е. движением гильзы управляет поле пластин. Поле осуществляет движение электрически заряженного объекта – гильзы. Следовательно, чтобы получить электрический ток в проводнике, надо создать в нём электрическое поле – второе условие существования тока в веществе
Слайд 9Источники электрического тока
Чтобы в проводнике электрический ток существовал длительное время, необходимо
все это время поддерживать в нем электрическое поле.
Электрическое поле в проводниках создается и может длительное время поддерживаться источниками электрического тока.
В любом источнике тока постоянно совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц. Эти частицы накапливаются на полюсах источника тока. (положительная клемма, отрицательная клемма) Источники электрической энергии, в которых эта энергия получается за счёт химической энергии, называются гальваническими элементами.
Виды источников:
-электрофорная машина;
-термоэлемент;
-фотоэлемент;
-гальванический элемент;
-аккумулятор.
Слайд 10Гальванический элемент:
-цинковый сосуд (Ц);
-угольный стержень (У) с металлической крышкой (М);
-смесь оксида
марганца и размельченного углерода (С);
-желеобразный раствор соли (Р).
В ходе химической реакции цинка с раствором соли цинковый сосуд становится отрицательно заряженным. Оксид марганца несёт положительный заряд, а угольный стержень используется для передачи положительного заряда. Между заряженными угольным стержнем и цинковым сосудом, называемыми электродами, возникает электрическое поле. Если электроды соединить проводником, то в нём возникнет электрический ток.
Слайд 11АККУМУЛЯТОР
Приборы, которые становятся источниками электрической энергии после пропускания через них тока,
называют аккумуляторами.
Аккумуляторы бывают кислотные (ε = 2В) и щелочные (ε = 1,3В).
Простейший аккумулятор состоит из двух свинцовых пластин (электродов), помещённых в раствор серной кислоты.
Слайд 12ИЗ ИСТОРИИ ИЗОБРЕТЕНИЙ
Луиджи Гальвани ( 1737-1798 ) -
- один
из основоположников учения об электричестве, его опыты с «животным» электричеством положили начало новому научному направлению — электрофизиологии.
В результате опытов с лягушками Гальвани предположил существование электричества внутри живых организмов.
Слайд 13Изобретение гальванического элемента
Первая электрическая батарея появилась в 1799 году.
Её изобрел итальянский
физик Алессандро Вольта (1745 - 1827) — итальянский физик, химик и физиолог, изобретатель источника постоянного электрического тока.
Слайд 14А известный русский ученый Василий Владимирович Петров в 1802 г. изготовил
огромную батарею. Она состояла из 4200 медных и цинковых кружков, между каждой парой которых прокладывали картонные кружочки, пропитанные раствором нашатыря. Эта батарея представляла собой 2100 медно-цинковых гальванических элементов, соединенных последовательно. Напряжение на ее зажимах составляло около 1650-1700 В.
Это был первый в истории источник постоянного тока сравнительно высокого напряжения.
Слайд 154.Первичная проверка понимания и закрепление знаний
Вопросы:
Ответы:
Давайте вспомним, что представляет
собой электрический ток?
В чём различие в движении свободных электронов в металлическом проводнике, когда он присоединён к полюсам источника тока и когда он отсоединён от него?
Электрическим током называется упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц.
Свободные электроны в металле во втором случае совершают беспорядочное тепловое движение и переноса заряда не происходит. В первом случае наряду с беспорядочным движением электроны участвуют в упорядоченном движении, в проводнике устанавливается электрический ток.
Слайд 164.Подведение итогов урока
Сегодня на уроке дали строгое определение тому, что
называют электрическим током. Выяснили, что электрический ток может быть получен в таком веществе, в котором имеются свободные заряженные частицы. Чтобы эти частицы пришли в упорядоченное движение, нужно создать в проводнике электрическое поле.
Запишите домашнее задание:
- п.32;
-законспектировать в тетрадь устройство и работу двух источников тока – гальванического элемента и аккумулятора;
-объяснить поведение гильзы в опыте в случае её первоначального взаимодействия с отрицательной пластиной.