Слайд 1Домашние эксперименты по физике как метод активизации деятельности учащихся
Выступление учителя физики
МОБУ лицея с. Верхние Киги
МР Кигинский район
Республики Башкортостан
Баймухаметовой Гюльназ Лероновны
Слайд 2Актуальность темы
1)По новым требованиям ФГОС ученик должен самостоятельно научиться добывать знания.
Роль учителя – направлять, активизировать познавательную деятельность ученика, акцентировать внимание не только на теоретических знаниях по физике, но и на ее практическую направленность, используя новые методы, подтолкнуть учащихся к исследовательской работе, к самостоятельной творческой деятельности, что лежит в основе системно-деятельностного подхода
Слайд 32) Для многих учащихся материал по физике, изложенный в книгах и
учебниках, остается долгое время непонятным, недоступным. И интерес к данному предмету уменьшается, что ведет к снижению успеваемости.
Решить эти вопросы при обучении физики можно, если поставить ученика в условия исследователя, на место учёного или первооткрывателя.
Слайд 4Цели:
Цели данного педагогического опыта состоят в том, чтобы раскрыть возможности
и творческие способности детей, побудить их к самостоятельной деятельности за рамками урока, осуществить метапредметную связь.
Слайд 5Задачи:
1) анализ литературы
2) разработка методики применения
домашних опытов и наблюдений по физике с учетом требований ФГОС
3)разработка набора опытов, которые могут быть предложены ученикам для домашнего выполнения
4) изменить формы учебной работы
5) использование Интернет сети и коммуникационных технологий
6) анализ результатов использования данного метода
7) распространить опыт среди коллег
Слайд 6Теоретическая основа данного педагогического опыта утверждает:
Домашние опыты и наблюдения по физике,
проводимые самими учащимися:
1) дают возможность нашей школе расширить область связи теории с практикой;
2) развивают у учащихся интерес к физике и технике;
3) будят творческую мысль и развивают способность к изобретательству;
4) приучают учащихся к самостоятельной исследовательской работе ;
5) вырабатывают у них ценные качества: наблюдательность, внимание, настойчивость и аккуратность;
6) дополняют классные лабораторные работы;
7) приучают учащихся к сознательному, целесообразному труду;
Слайд 7Требования к домашним экспериментам
- безопасность при проведении
- минимальные
материальные затраты
- простота выполнения
- опыты должны иметь ценность в изучении и понимании физики
- легкость последующего контроля учителем
Слайд 8 - опыты должны быть соответствующим образом оформлены;
- результаты опыта,
проведенного учениками дома, следует обязательно обсудить и проанализировать на уроке;
- рефлексия . Ученики делятся своими впечатлениями (что им было сложно, что легко и интересно)
Слайд 9 -творческий подход
учителя и учащихся к выполнению работ;
- учет возрастных и
физиологических особенностей учащихся;
- осуществление метапредметной связи, например, физика-математика, физика-биология,
физика-география и др.
Слайд 10Прием домашних экспериментов может быть использован для закрепления пройденного материала
Демонстрация закона
Паскаля (7 класс)
Оборудование :
воздушный шар, иголка, вода
Указание:
С помощью названных предметов проверь закон Паскаля
Слайд 11Прием домашних экспериментов может быть использован для создания проблемной ситуации перед
изучением новой темы
«Странный сосуд»
(7 класс, перед изучением темы «Атмосферное давление)
Оборудование: пластиковая бутылка, горячая вода, холодная вода.
Указания: 1) налейте в пластиковую бутылку немного горячей воды;
2) вылейте воду и плотно заверните пробку
3) поставьте бутылку под струю холодной воды
Что вы наблюдаете? Как это можно объяснить?
Слайд 12Прием домашних экспериментов может быть использован для повторения и обобщения пройденного
раздела
Раздел «Тепловые явления» (8 класс)
Указание:
Зайди у себя дома на кухню. Какие тепловые явления ты там наблюдаешь? Перечисли эти явления и подтверди примером.
Слайд 13Инновации в организации педагогического опыта «Домашние эксперименты»
1) Пропедевтика – подготовительная
работа. Учащиеся знакомятся со структурой и правилами выполнения, оформления работы. Они учатся выполнять измерения, вычисления и делать выводы.
Слайд 142) На начальном этапе работа ведется по инструктажу. Затем инструктаж сводится
до четко сформулированного задания, план работы составляется учащимися самостоятельно
«Определение плотности мыла»
Указания:
1) Измерьте длину, ширину и высоту мыла, вычислите объем: V=abc
2) Возьмите мыло прямоугольной формы, запишите массу указанную на упаковке
3) Вычислите плотность мыла по формуле ρ= m/V
«Определение плотности сахарного песка»
Указания:
Определите плотность сахарного песка. Необходимые приборы подберите сами.
Слайд 153) Творческая работа
Используя перечень названных приборов восстановите известные опыты и придумайте
как можно больше свои
Оборудование: железные тела (гвозди, ведро и др.), стальные иголки, магнит, компас, батарейка, медные провода.
Слайд 174) Уход от традиционных домашних заданий
Ребята не «зубрят» определенную сумму знаний,
а на практике достигают смысл физических явлений и законов
Слайд 185) Познание себя
Опыты «Физика и я»
«Измерить массу, рост, температуру тела»
«Определить
силу тяжести, действующую на меня»,
«Определить на землю давление при ходьбе»,
«Определить объем и плотность тела»,
«Определить архимедову силу, действующую на меня и сравнить с силой тяжести»,
«Определить среднюю скорость движения»,
«Определить среднюю мощность» и др
Слайд 196) Вовлечение родителей
Родители с удовольствием участвуют в домашних работах и
обеспечивают соблюдение техники безопасности
Слайд 20Практическая значимость педагогического опыта «Домашние эксперименты»
1) Повысился интерес учащихся к предмету.
2)
Улучшились результаты ГИА и олимпиад.
3) Ребята результативно участвуют на конкурсах научно – исследовательских проектов.
4) Укрепилась связь ШКОЛА – СЕМЬЯ.
5) Дети обмениваются опытом друг с другом.
6) Формируются у учащихся такие важные человеческие качества как самостоятельность, активность, любознательность, аккуратность, терпеливость. Учащиеся приучаются к целесообразному труду. Развиваются внимание, память, мышление, наблюдательность.
Слайд 21На диаграмме представлен рост количества участников конкурса исследовательских проектов за последние
3 года
Слайд 22На следующей диаграмме показано количество учеников 9 класс, выбравших ГИА по
физике за последние 3 года
Слайд 23Распространение данного педагогического опыта
- Выступление на заседании ШМО
- Выступление на заседании
РМО