Слайд 1Кейс – технологии в учебном процессе
Слайд 2Что такое кейс
Кейс - это описание реальной ситуации.
Кейс - это
"кусочек" реальной жизни (в английской терминологии TRUE LIFE).
Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "сподвигнуть" учащихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения.
Кейс - это "моментальный снимок реальности", "фотография действительности".
Кейс - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию
Слайд 3История кейс-метода
Метод анализа конкретных ситуаций возник в начале XX
в. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Название его произошло от латинского термина «казус» — запутанный или необычный случай.
Слайд 4
Повсеместное распространение метода в мире началось в 70-80
годы, тогда же метод получил известность и в СССР.
Но давление идеологии, закрытость системы образования постепенно вытеснили метод из учебных аудиторий.
Новая волна интереса к методике кейс-метода началась в 90 годы.
Слайд 5Кейс – технология
Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный
на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Слайд 6
Центральное понятие метода ситуационного анализа – ситуация.
Описание реального случая, который может произойти в жизни, ставится в центр изучения на занятиях.
Слайд 7
Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не
только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Слайд 8
Акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку,
на сотворчество учителя и ученика!
Слайд 9Основные цели кейс-метода:
- научить учащихся как индивидуально, так и в составе
группы анализировать информацию;
- сортировать информацию для решения выбранной задачи;
- выявлять ключевые проблемы предложенной ситуации;
- генерировать альтернативные пути решения и оценивать их;
- выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.
Слайд 10Структура кейса
При всём многообразии видов кейсов, все они
имеют типовую структуру.
Как правило, кейс включает в себя:
Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни.
Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия участников ситуации.
Комментарий ситуации, представленный автором.
Вопросы или задания для работы с кейсом.
Приложения.
Слайд 11Технология изучение ситуации
Конфронтация
Принятие решений
Информация
Исследование
Дискуссия
Сверка с оригинальным решением
Слайд 18
Источники кейсов
Реальная
жизнь
Художественная и
публицистическая
литература
Средства массовой
информации
Статистические
материалы
Анализа научных
статей,
монографий
и
научных отчетов
Интернет
Источники кейсов
Слайд 19
Самым главным источником кейсов является жизнь. Общественная жизнь во всем своём
многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса. Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела этот кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.
Слайд 20Примеры:
« Мастеру прядильного цеха был объявлен выговор за то, что он
не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Мастер с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка.
Вопросы к кейсу:
- Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности?
- Справедливо ли был наказан мастер?
- Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными?»
Слайд 22
Художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде
случаев определять сюжетную канву кейса. Великолепные кейсы можно создать на базе известных произведений классической художественной литературы. Эффективное использование фрагментов из художественной литературы и публицистики, которые благодаря таланту их авторов могут не только украсить кейс, но и сделать его интересным, динамичным, хорошо усваиваемым. Применение художественной литературы и публицистики навязывает кейсу культурологическую функцию, стимулирует нравственное развитие личности.
Слайд 23Пример:
«Аннушка! Это её работа! Взяла она в бакалее подсолнечного масла, да
литровку-то о вертушку и разбей!.. Осторожный Берлиоз, хоть и стоял безопасно, решил вернуться за рогатку, переложил руку на вертушке, сделал шаг назад. И тотчас рука его соскользнула и сорвалась, нога неудержимо, как по льду, поехала по булыжнику, откосом сходящего к рельсам, другую ногу подбросило, и Берлиоза выбросило на рельсы.»
(М.Булгаков. «Мастер и Маргарита».)
Вопрос: Почему так произошло? Что помешало устоять Берлиозу? Какую роль сыграло подсолнечное масло?
Слайд 24
Нельзя недооценивать и значение средств массовой информации. Фрагменты из публицистики, включение
в кейс оперативной информации из СМИ значительно актуализирует кейс, повышает к нему интерес со стороны учащихся.
Слайд 25Пример. Отрывок из газеты:
«Москва . 28 декабря. 2010 год. Вследствие гололедицы
с травмами различной степени тяжести в больницы поступило 128 человек.»
Почему так произошло?
Слайд 26
Научность и строгость кейсу придают статистические материалы. При этом данные материалы
могут играть роль непосредственного инструмента для диагностики ситуации, а могут выступать в качестве материала для расчета показателей, которые наиболее существенны для понимания ситуации. Статистические материалы размещают либо в самом тексте кейса, либо в приложении.
Слайд 27Пример:
Определение влажности в разных помещениях в разное время
Вопросы:
Во всех ли кабинетах
влажность воздуха соответствует нормам?
Что происходит с влажностью воздуха в кабинетах с течением времени?
Что необходимо для того, чтобы поддерживать влажность воздуха
в пределах нормы?
Слайд 28Пример:
График зависимости температуры воды в чайниках от времени.
Почему неодинаково происходит остывания
одного и того же чайника
при данных условиях?
Слайд 29
Добротные материалы к кейсу можно получить посредством анализа научных статей, монографий
и научных отчетов, посвященных той или иной проблеме. Если произведения публицистики и художественной литературы придают эмоциональную насыщенность и предметную осязаемость кейсу, то произведения науки придают ему большую строгость и корректность.
Слайд 30Пример:
«Когда плывёшь по Телецкому озеру от его туристической «столицы» - посёлка
Артыбаш, красочной красоты виды сменяют друг друга, словно в калейдоскопе. Облик озера меняется по несколько раз в сутки. В лучах утреннего солнце оно кажется малиновым, в ясный день – голубым, в сумерки чёрным, как дёготь, а в лунную ночь его вода сияет, как расплавленное золото».
Вопросы:
Почему происходит изменение окраски озера
в течение суток?
Какое явление отвечает за это?
Слайд 31
Неисчерпаемым кладезем материала для кейсов является Интернет с его ресурсами. Этот
источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.
Слайд 33Метод инцидентов
В центре внимания находится процесс получения информации.
Цель метода— поиск информации самим
учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.
Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».
Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.
Слайд 34Примеры:
На первом этапе ребята выслушивают сообщение и вопросы к нему.
«18 августа
1851 года император Николай I совершил первую поездку из Петербурга в Москву по железной дороге. Императорский поезд был готов к отправлению в 4 часа утра. Начальник строительства дороги, генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особенную торжественность события, приказал первую версту железнодорожного полотна покрасить белой масляной краской. Попав на участок со свежевыкрашенными рельсами, колёса начали буксовать и поезд остановился.»
Вопросы к тексту:
Почему возникла такая проблема;
Каковы причины данной проблемы;
Какие решения данной проблемы вы можете предложить.
Слайд 35
На втором этапе ребята индивидуально или по группам находят пути выхода
из сложившейся ситуации.
И третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями.
Слайд 36Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод»)
Метод основан на работе с документами и
бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.
Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.
Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.
Слайд 37
На первом этапе занятия, который длится 10 минут, следует сформулировать цель
работы, ввести учащихся в суть проблемы, определить время работы и конечный результат.
Слайд 38
На следующем этапе все учащиеся в классе на листочках записывают вопросы,
на которые хотели бы получить ответа по данной теме. Каждый ученик записывает только один вопрос, листок с вопросом кодирует и сбрасывает в корзину.
Слайд 39
Затем происходит работа с документами и бумагами, которые относятся к данной
ситуации. Учащиеся разбиваются на малые группы и получают от учителя папки с одинаковым набором документов. Каждый учащийся из группы достаёт из общей корзины вопрос. После этого ведётся работа в группах, в ходе которой учащиеся опираясь на материал документов и на свои собственные размышления ищут правильные ответы на вопросы.
Слайд 40
На последнем этапе начинается работа с ответами на вопросы. Отвечать может
ученик, который достал вопрос или любой ученик из этой группы. Учитель ведёт занятие. Когда на все вопросы из корзины будут даны ответы, учитель может задать вопрос по данной теме, с которым ещё не встречался. При этом следует учитывать, что тема должна быть раскрыта полностью.
Слайд 41Игровое проектирование
Цель — процесс создания или совершенствования проектов.
Участников занятия можно
разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.
Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.
Слайд 42Пример.
Заключительный урок по теме: «Термодинамика». "Парад изобретателей". Игровое проектирование.10-й класс.
Цель игры:
обобщение и закрепление пройденной темы, развитие самостоятельности школьников при объяснении явлений в незнакомой ситуации; развитие творческих способностей учеников.
Слайд 43Имитационная модель игры:
В дирекцию НИИ поступили заявления из ряда лабораторий о
том, что их сотрудники сделали важные научные открытия и огни просят разрешения запатентовать их. Дирекция института предлагает защитить научные проекты на расширенном заседании ученого совета НИИ и в случае успешной защиты просить патентное бюро выдать соискателям патент на открытие.
Слайд 44
Для оценки качества проектов предлагается патентная формула, содержащая четыре параметра: целесообразность
предложения, его эффективность, новизна открытия, возможные области использования.
Несоответствие защищаемого проекта патентной формуле лишает лабораторию права на открытие.
Подготовка учащихся к игре
Темы группам выдаются за три-четыре дня до урока. Члены группы заранее обдумывают идею патента.
Слайд 45Ход урока:
Класс разделен на 4-5 групп, представляющих лаборатории НИИ. Каждая группа
на уроке или до него получает тему исследования. По этой теме она должна сделать научное открытие и защитить его. Для защиты патента в группе выбираются докладчик и его оппонент. Поддерживать докладчика на защите может любой член группы. Доклад составляется на основе обсуждения в группе всех параметров патентной формулы. Назначение оппонента - подчеркнуть достоинства открытия и указать на его недостатки. Из представителей от каждой группы и учителя физики составляется патентное бюро, куда группы представляют свои бланк-заказы на открытие. В бланк-заказ вписываются идея открытия, рисунок экспериментальной установки в перечень возможных применений. Патентное бюро оценивает все параметры патентной формулы по пятибалльной системе и в конце урока подводит общие итоги.
Слайд 46Ситуационно-ролевая игра
Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую,
правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.
Ролевая игра – способ расширить опыт участников анализа, предъявляя им неожиданную ситуацию, в которой предлагается принять позицию (роль) участников и затем выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению.
Отличительная особенность ролевых игр состоит в том, что участнику выдаётся не только описание ситуации, но и инструкция, в которой предписано, как вести свою роль, какой характер изображать, какие интересы отстаивать. Такая игра называется сюжетной (сценарной). Таким образом, ролевая игра – по заданному сценарию, который требует знакомства с материалом ситуации, вхождения в заданный образ, перевоплащения.
Слайд 47Виды ролевой игры:
Контролируемая ролевая. Участники получают необходимые реплики.
Умеренно контролируемая ролевая
игра. Учащиеся получают общее описание сюжета и описание своих ролей.
Свободная ролевая игра. Учащиеся получают обстоятельства общения.
Эпизодическая ролевая игра. Разыгрывается отдельный эпизод.
Длительная ролевая игра. В течении длительного периода разыгрывается серия эпизодов.
Слайд 48Пример.
Урок - ролевая игра по физике: "Производство, передача и использование электрической
энергии"
Проблемы:
1. Потребность в электроэнергии постоянно увеличивается, а запасы невозобновляемых природных ресурсов (нефть, уголь, газ) катастрофически уменьшаются.
2. Электростанции наносят большой ущерб экологическому равновесию на планете.
Цель урока: опираясь на знания учащихся по данной теме, полученные на уроках географии, истории, физики, экологии и из средств массовой информации, учитывая индивидуальные особенности мышления, в ходе ролевой игры осуществить поиск решения обозначенных проблем.
Слайд 49Работа в различных объединениях
Группа аналитиков:
утверждает,
что невозможна жизнь
без электрической энергии.
Группа пессимистов:
«сгущает краски»
о грядущей «неизбежной»
экологической катастрофе.
Группа оптимистов:
моделирует прекрасную жизнь
без электрической энергии.
Группа поиска:
предлагает найти
альтернативные
источники
энергии на Земле.
Слайд 50Метод дискуссии
Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с
более или менее определёнными правилами процедуры.
К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
Слайд 51
Функция ведущего:
Сформулировать цель и тему дискуссии.
Установить время дискуссии.
Заинтересовать участников дискуссии.
Добиться однозначного
понимания проблемы.
Организовывать обмен мнениями.
Активизировать пассивных.
Собрать максимум предложений по решению обсуждаемой проблемы.
Не допускать отклонения от темы.
Уточнять неясные положения.
Помогать группе прийти к согласованному мнению.
Четкое подведение итогов.
Слайд 52Этапы дискуссии:
Этап 1-ый, введение в дискуссию:
Формулирование проблемы и целей;
Создание мотивации к
обсуждению;
Установление регламента и основных этапов;
Совместная выработка правил дискуссии;
Выяснение однозначности понимания темы дискуссии, используемых в ней терминов, понятий.
Слайд 53Этап 2-ой, обсуждение проблемы:
Обмен участниками мнениями по каждому вопросу.
Слайд 54
Этап 3-й, подведение итогов обсуждения
Выработка учащимися согласованного мнения и принятие группового
решения;
Обозначение ведущим аспектов позиционного противостояния и точек соприкосновения;
Совместная оценка эффективности дискуссии.
Слайд 55Пример.
Фрагмент урока по теме : «Плоское зеркало».
Задача:
« Юный Пол Маккартни, решивший
научиться играть на гитаре столкнулся при этом с затруднением, связанным с тем, что он был левшой. Он долго не мог придумать, как разрешить свою проблему, пока не догадался использовать некий предмет, который есть дома и у каждого из вас».
Вопросы:
Какой предмет использовал Пол Маккартни?
Как с помощью него он сумел решить проблему?
Почему это ему удалось?
Слайд 56
Класс делится на группы. Группы не должны быть большими. Для
того, чтобы каждый ученик мог принять участие в обсуждении, оптимальная численность в группе 3-4 ученика. Детей необходимо рассадить так, чтобы все они хорошо видели друг друга. В каждой группе должен быть лидер. Все группы должны быть равнозначными, в состав группы могут входить отличники, успешные ученики и ребята, которым учеба дается с трудом. При решении ситуационных задач в группах возникает свободное общение, обсуждение, ученики высказывают свои взгляды, проверяют их правильность.
Слайд 57Кейс - стади
Самый распространённый метод ситуационного анализа – традиционный анализ конкретных
ситуаций – глубокое и детальное исследование реальной или имитированной ситуации.
Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.
Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.
Слайд 58
Цель метода кейс-стади –совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную
ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Слайд 59
Особенности:
Обязательная исследовательская стадия процесса;
Коллективное обучение или работа в группе;
Интеграция индивидуального,
группового и коллективного обучения;
Специфическая разновидность проектной технологии;
Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха.
Слайд 60Пример.
Фрагмент урока по теме «Давление твёрдых тел» с использованием технологии кейс-стади.
Работа производится с кейсами ( Кейс 1, Кейс 2, Кейс 3, Кейс 4).
Работа с кейсами производится в группах по плану:
I. Ознакомьтесь с материалами кейса .
II. Изучите ситуацию, обсудите её, встречаются ли такие ситуации в жизни.
III. Ответьте на вопросы после кейса . Для выполнения задания можно использовать любою информацию из кейса .
Слайд 61
1 группа.
Кейс : Бригадиру тракторной бригады Волкову Сергею Ивановичу был объявлен
выговор за срыв работ по вспашке поля после уборки сахарной свёклы. Сергей Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в этой ситуации был виноват тракторист, который неправильно выбрал агрегат для вспашки и выехал в поле на колёсном тракторе «Беларусь».
Вопросы к кейсу :
- Почему так важен правильный выбор пахотного агрегата?
- Справедливо ли был наказан бригадир Сергей Иванович?
Слайд 62
2 группа
Кейс : В городе сорвались цирковые выступления конной труппы. Директор цирка
обвинил в безответственности организаторов гастролей, потому что они пропустили в договоре пункт, в котором было указано, что для выступления лошадей необходим манеж с большим количеством опилок. По мнению организаторов, конной труппе можно было выступать и на деревянном манеже, выстеленном мягкой тканью.
Вопросы к кейсу :
- Кто прав: директор цирка или организаторы?
- Чем грозило выступление конной труппы на деревянном полу, покрытом мягкой тканью?
Слайд 63
3 группа.
Кейс . На соревнованиях фигуристов всем парам за технику катания
были выставлены низкие оценки. За плохую подготовку фигуристов к соревнованиям тренерам было сделано замечание. Тренеры же выступили с заявлением о том, что в сложившейся ситуации были виноваты заливщики льда, которые не проследили за температурным режимом. В результате фигуристам было сложно катать свои программы, так как коньки утопали во льду.
Вопросы к кейсу :
- Справедливое замечание получили тренеры?
- Могли ли последствия быть более серьёзными?
Слайд 64
4 группа
Кейс : Свои выходные Виктор Петров, молодой инженер компьютерной фирмы,
впервые проводил в деревне у родственника – егеря лесхоза «Шипов лес». Рано утром егерь ушёл в лес, покормить зверей, а Виктор, проснувшись, решил пробежаться на лыжах, полюбоваться красотами зимнего пейзажа. Молодой человек из двух пар лыж выбрал новенькие, длинные и узкие, а на другие, старые и широкие, даже не обратил внимания. Неприятности начались почти сразу. Снег был глубокий и рыхлый, идти было очень неудобно. - Какой я всё-таки молодец, догадался надеть лыжи! – подумал Виктор и повернул обратно.
Вопросы к кейсу :
- Действительно ли «молодец» Виктор Петров?
- Какую важную ошибку допустил молодой человек? Что могло случиться?
Слайд 65Представление принятого решения
Выступление спикера по ситуации 1:
Такой агрегат не сможет
вспахать поле после уборки сахарной свёклы, поскольку на утрамбованную землю будет действовать большая сила при малой площади опоры. Виноват ли в этом один тракторист? Конечно, и бригадиру необходимо было указать оптимальный выбор пахотного агрегата.
Выступление спикера по ситуации 2:
Конечно, в этой ситуации прав директор цирка и он может требовать материальной компенсации от организаторов гастролей. Выступление конной труппы на деревянном полу, покрытом мягкой тканью, могло закончиться плачевно для самих артистов – переломы, ссадины, затем – долгое восстановление здоровья.
Слайд 66
Выступление спикера по ситуации 3:
Не могут к ответственным соревнованиям плохо подготовиться
абсолютно все фигуристы. Скорее всего, в данной ситуации ответственность лежит на заливщиках льда и хорошо, что дело закончилось лишь низкими отметками, ведь могли быть и травмы.
Выступление спикера по ситуации 4:
Конечно молодого человека вряд- ли можно хвалить. Оказавшись на его месте, в лес нужно идти на широких охотничьих лыжах, чтобы оказывать меньшее давление на опору. И последствия этой ситуации могли быть самые разные.
Слайд 67Вывод
Достоинства метода кейс-технологий очевидны: они позволяют
обучаться на реальных проблемных ситуациях (в т.ч. инновационных), получать навыки решения проблем.
Наилучшего положительного результата можно добиться при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга.
Достичь эффективности обучения с помощью интерактивных технологий, к которым относится метод кейс-технологий, можно лишь в тех случаях, когда сам преподаватель является грамотным коммуникатором.