Слайд 1Организация работы по развитию информационной компетенции обучающихся на уроках физики
Учитель
физики Кочнев Е. А.
Слайд 2Объекты - носители информации на уроке физики
Текст учебника
Дополнительный текст
Текст условия задачи
Вопросы
к тексту
Справочник
Физические величины
Единицы измерения
Числа
Схемы
Формулы
Таблицы
Графики
Физические приборы
Шкала физического прибора
Модели
Определения
Физические законы
Слайд 3Объекты - носители информации на уроке физики
1. Текст учебника
Прочитать и ответить
на вопросы по тексту (репродуцирующие)
Найти в тексте некоторую определенную информацию, например, определение
Выписать информацию из учебника
Найти в тексте тезис (утверждение), аргумент (доказательство) и вывод
Составить план текста
Составить конспект текста
Слайд 4Объекты - носители информации на уроке физики
2. Текст условия задачи
Выделить в
тексте задачи объекты и происходящие с ними процессы
Определить, на какую тему задача
Выделить вопрос задачи
Назвать физические величины, приведенные в тексте задачи
Определить, какую физическую величину нужно найти, чтобы ответить на вопрос задачи
Сделать краткую запись условия задачи
Составить текст задачи
А) на заданную тему
Б) по заданным физическим величинам
В) по заданной краткой записи условия задачи
Г) с опорой на данную текстовую или графическую информацию
Слайд 5Объекты - носители информации на уроке физики
3. Таблицы
Извлечь информацию, представленную таблицей
Сопоставить
информацию, представленную таблицей
Представить информацию в виде таблицы с заданным форматом
Самостоятельно задать формат таблицы
Представить результаты измерений в виде таблицы
Найти значения физических величин в справочных таблицах
Слайд 6Введение: физическое тело, вещество, физическое явление.
1. Что изучает физика ?
-Новый кабинет,
новый урок… Чем мы будем заниматься на уроках физики?
Продолжите предложения:
Алгебра изучает…
Геометрия изучает…
Биология изучает…
География изучает…
Физика изучает…???
Слайд 111781 год
Физика есть наука о существе, свойствах, силах, действиях и цели
всех видимых в свете тел.
Как называются особенные части физики? Соматология, стихиология, метеорология, минералогия, химия, зоология и теология.
( Энциклопедия, или краткое начертание наук и всех частей учености. Переведена с немецкого на российский И.Шуваловым. М., 1781г.)
1806 год
Физика, греч. Природознание, естествознание; наука, составляющая часть филисофии, имеющая своим предметом природу вообще и всех естественных тел, их свойств, явлений и взаимного друг на друга действия.
( Новый словотолкователь. Составил Н.М. Яновский, СПБ, 1806г.)
1848 год
Физика происходит от греческого слова «природа» и, как показывает само название, вообще означает учение о природе. В настоящем времени употребляют слово «физика» в тесном значении и разумеют под ним науку, рассматривающую законы и причины явлений, не касающихся изменений внутреннего свойства материальных тел.
(Справочный энциклопедический словарь А. Старчевского – К.Крайя. СПБ, 1848г.)
Слайд 13За сколько времени плывущий по течению плот пройдет 15 км, если
скорость течения 0,5 м/с?
Вопросы, которые предлагаются ученикам:
о каких физических телах говорится в задаче?
какие явления с ними происходят?
назовите физические величины, которые упоминаются в задаче?
какой буквой их принято обозначать?
какая физическая величина имеет размерность км?
в чем принято измерять эту величину в системе СИ?
Слайд 14За сколько времени плывущий по течению плот пройдет 15 км, если
скорость течения 0,5 м/с?
сколько цифр приведено в тексте задачи?
какие единицы измерения у приведенных в тексте цифровых данных?
какие физические величины имеют соответствующие единицы измерения?
какими буквами принято обозначать эти физические величины? Или: Какой буквой можно обозначить данную величину, если для нее нет общепринятого обозначения?
какую физическую величину нужно определить, чтобы ответить на вопрос задачи?
какой буквой ее обозначить?
Слайд 15Вариант 1
Прочитайте текст «Диффузия в газах и жидкостях».
Придумайте заголовок к
первой части текста, состоящей из 1 и 2 абзацев.
Придумайте заголовок ко второй части текста, состоящей из 3, 4 и 5 абзацев.
Выпишите вещества, которые упоминаются в тексте
Выпишите физические явления, которые упоминаются в 1 и 2 абзаце.
Какие наблюдения описаны в 3 и 4 абзаце?
Какая физическая величина упоминается в 6 абзаце? Какой буквой она обозначается? Какова единица измерения этой величины в международной системе «СИ»?