Слайд 1Организация и методика проведения лабораторных занятий
Выступление на ЦК.
Бахвалова О.В.
Слайд 2Целью лабораторных и практических занятий является обучение, воспитание и развитие компетентной
личности, способной вести самостоятельный поиск информации, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, применять полученные знания в практической деятельности.
Слайд 3ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Место проведения - специально
оборудованные учебные кабинеты, лаборатории.
Продолжительность - не менее 2-х академических часов.
Форма проведения занятий – фронтальная, групповая, индивидуальная.
Наличие утвержденных методических указаний по выполнению каждой лабораторной работы.
Слайд 4
Лабораторное занятие –
это одна из форм учебной работы, которая ориентирована
на экспериментальное подтверждение и проверку существенных теоретических положений, формирование практических умений обращения с различными приборами, установками, аппаратурой, а также исследовательских умений наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, оформлять результаты.
Слайд 5Содержание лабораторных работ:
экспериментальная проверка формул, методик расчета;
установление и подтверждение закономерностей
(зависимостей);
исследование свойств веществ, их качественных и количественных характеристик;
исследование явлений, процессов и др.
Слайд 6Порядок подготовки лабораторного занятия:
изучение требований программы дисциплины;
формулировка цели и задач лабораторного
занятия;
разработка плана проведения лабораторного занятия;
подбор содержания лабораторного занятия;
разработка необходимых для лабораторного занятия указаний;
моделирование лабораторного занятия;
проверка специализированной лаборатории на соответствие санитарно-гигиеническим нормам, требованиям по безопасности и технической эстетике;
проверка количества лабораторных мест, необходимых и достаточных для достижения поставленных целей обучения;
проверка материально-технического обеспечения лабораторных занятий на соответствие требованиям программы дисциплины.
Слайд 7Проведение лабораторных работ
Необходимыми структурными элементами лабораторной работы, помимо самостоятельной деятельности обучающихся,
являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также организация обсуждения итогов выполнения лабораторной работы.
Выполнению лабораторных работ и практических занятий предшествует проверка знаний обучающихся - их теоретической готовности к выполнению задания.
Преподаватель при проведении лабораторно-практических занятий должен соблюдать требования по технике безопасности и пожарной безопасности и рекомендовать обучающимся строго выполнять эти предписания.
По каждой лабораторной работе и практическому занятию разрабатываются и утверждаются методические указания по их проведению.
Слайд 8Лабораторные работы могут выполняться после прохождения всего теоретического курса (последовательный метод)
или одновременно с его изучением (параллельный метод).
Организационно они могут быть фронтальными (когда все обучающиеся выполняют одну и ту же работу) или групповыми (когда обучающиеся разделены на небольшие группы из 2-5 человек, выполняющие разные работы). Для выбора метода и организационных форм проведения лабораторных работ следует провести всесторонний анализ их достоинств с учетом конкретных возможностей учебного заведения.
Слайд 9При подведении итогов лабораторно-практических работ исследовательского характера преподаватель вместе с обучающимися
анализирует результаты экспериментов, подводит учащихся к обоснованию закономерностей экспериментов, формулировке выводов, обоснованию закономерностей, которые они записывают в отчет о проведенной работе, с приведением необходимых схем, описанием порядка разборки, сборки, наладки, регулировки, результатов измерений, расчетов. Окончательная оценка за лабораторно-практическую работу выставляется с учетом качества ее выполнения обучающимися и представленного отчета.
Слайд 10Порядок проведения лабораторного занятия
Вводная часть:
– входной контроль подготовки студента;
– вводный
инструктаж (знакомство студентов с содержанием
предстоящей работы, анализ указаний, технологической
документации, показ способов выполнения отдельных операций,
напоминание отдельных положений по технике безопасности,
предупреждение о возможных ошибках).
2 Основная часть:
– проведение студентом лабораторной работы;
– текущий инструктаж (повторный показ или разъяснения (в случае
необходимости) преподавателем исполнительских действий,
являющихся предметом инструктирования).
3 Заключительная часть:
– оформление отчета о выполнении задания;
– заключительный инструктаж (подведение итогов
выполнения учебных задач, разбор допущенных ошибок и
выявление их причин, сообщение результатов работы каждого).
Слайд 11Примеры проведения лабораторных работ
Лабораторная работа №8
Проверка закона Ома для
участка цепи
Лабораторная работа №4
Опытная проверка закона Гей-Люссака