Слайд 1
Музыкотерапия и её влияние на здоровье человека
Авторы: Шалашова Олеся
Грознецких
Марина–11класс
МБОУ « Хомутининская СОШ»
Село Хомутинино
Руководитель: Бочкарева Валентина Дмитриевна
Учитель физики МБОУ Хомутининская СОШ
Слайд 2Актуальность
Нас заинтересовали проблемы, как влияют звуки на психофизическое состояние человека. Тема
актуальна, потому что всю свою жизнь человек проводит в мире звуков.
Слайд 3Цель
Расширить кругозор по теме «Музыкальные звуки и их влияние на здоровье
человека» с точки зрения экологической проблемы и разработать рекомендации борьбы против негативного воздействия шума на организм.
Гипотеза
Оказывает ли музыка на психофизическое состояние человека.
Объект исследования
Воздействие музыки на организм человека.
Предмет исследования
группа отдыхающих в санатории «Урал», расположенного
на Хомутининской территории.
Слайд 4Задачи
Изучить литературу по данной теме.
Установить благотворное влияние музыки на дыхание, ЦНС,
физическое развитие.
Приобретенные знания в результате данной работы использовать на уроке физики, внеклассных мероприятиях, классных часах по теме «Экология здоровья», выработать рекомендации для учащихся, способствующие защите от шумового фона.
Методы исследования
Изучение литературных источников, эксперименты, анализ,
сравнение, выводы.
Слайд 5Музыкотерапия
Воздействие музыкой на человека - один из самых древних методов лечения,
возникший одновременно с появлением первобытных целителей ( Алексеев Г.И., Батурина Л.А. 1991г. ).
Музыка - один из наиболее древнейших способов исцеления от болезней. Еще Пифагор более 500 лет до нашей эры возвышал музыку над другими лечебными средствами, приписывая ей универсальность в исцелении души и тела.
Слайд 6
Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, лёгкий плеск
воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы.
Слайд 7Но естественные звучания голосов природы становится все более редким, исчезают совсем
или заглушаются промышленными, транспортными и другими шумами. Остановитесь и прислушайтесь:
Слайд 8Отсутствие необходимой тишины, особенно в ночное время, приводит к преждевременной усталости.
Слайд 9 Музыкотерапия
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе
означает «лечение музыкой».
Слайд 10Основоположник музыкотерапии в России В.М. Бехтерев. Первые научные работы, исследующие механизм
воздействия музыки на человека, появились в конце 19 начале 20 века. В работах В.М. Бехтерева, и И.М. Догеля, И.Р. Тарханова и др. появляются данные о благотворном влиянии музыки на ЦНС, дыхание, кровообращение, газообмен. Воздействие музыкой влияет не только на ЦНС, но и на функции других жизненно важных физиологических систем: кардиоресператорной, мышечной, пищеварительной.
Слайд 11Древние китайцы считали, что она избавляет порой от тех недугов, которые
не подвластны врачам.
Слайд 12Лечебный эффект музыки Моцарта обусловлен наличием в ней большого количества звуков
высокой частоты. Во-первых, эти звуки укрепляют микроскопические мышцы среднего уха. Во-вторых, звуки частотой от 3000 до 8000Герц и выше, вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга. А это улучшает память человека и стимулирует мышление. В состоянии стресса, повышенной тревожности, частота волн головного мозга, превышает допустимые нормы. Чем медленнее бета - волны в головном мозге, тем лучше мы себя чувствуем. Музыка с ритмом 60 ударов в минуту, как медитация, способна замедлить мозговую деятельность.
Слайд 13Музыка влияет на работу сердца и артериальное давление. Хотите увеличить частоту
сердечных сокращений, слушайте мелодию побыстрей, увеличивайте громкость.
Приятная музыка благотворно действует и на кровь. Любимая мелодия вызывает увеличение в крови лимфоцитов, организму становится легче бороться с болезнями.
Изучение возможностей различных музыкальных инструментов на человеческий организм показало, что звуки флейты обладают самым расслабляющим действием, игра на кларнете вызывает изменение в кровообращении, а на скрипке и фортепиано – успокаивает возбужденные нервы. Аналогичное воздействие музыка оказывает на душевнобольных.
Слайд 14Во Франции разработана оригинальная система лечения бессонницы и некоторых нервных расстройств:
в течение 10 минут пациент слушает звуки ксилофона и детской флейты, на которых исполняются популярные мелодии классической музыки.
В Польше для устранения нарушений сна издаются «снотворные успокаивающие пластинки» со специальным текстом, который сопровождается тихой, убаюкивающей музыкой. Включив перед сном эту пластинку, большинство людей через 15 минут засыпают. В России малышам перед сном показывают музыкальную передачу «Спокойной ночи , малыши».
Слайд 15Музыка как фактор повышения эффективности занятий спортом
О том, что музыка –
это выражение гармонии в Космосе, знал еще Пифагор, он ставил музыку на тот же уровень, что и математику.
В древней Греции одним из главных требований к врачам, судьям и педагогам, было многолетнее изучение и знание музыки. Египетские жрецы пользовались воздействием целебной музыки.
Различное влияние на психологическое состояние человека оказывает мажорная, или минорная музыка. Ритм музыки оказывает существенное влияние на различные функции организма (особенно на дыхание и сердечную деятельность).
Слайд 16Международные соревнования, Олимпийские игры – это большие события в жизни спортсменов,
большое психоэмоциональное напряжение. От психологического состояния спортсмена перед стартом, или накануне его, во многом зависит и спортивный результат. Использование музыкотерапии могло бы устранить эту и многие другие проблемы тренировки спортсменов.
Спортсмены нашей школы.
Слайд 17 Танец и музыка
Танец и музыка взаимосвязаны. Они благотворно
влияют на эмоциональное состояние человека, физическое развитие. Танцующий стремится в красивой эстетически совершенной форме танца выразить свое настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает свое мировоззрение.
Слайд 18Колокола. Колокольный звон и их влияние на здоровье человека.
Чудный звон колоколов
Радость в душах пробуждает,
Их полуночный призыв
В тишину небес взлетает,
И торжественно парит,
Новый день благовещая,
Так звенят колокола,
С праздником нас поздравляя.
Слайд 19Что такое колокол?
По одной из наиболее распространенных гипотез русское слово
«колокол» произошло от немецкого Glocke – звонок, колокол .
Колокол – это «самозвучащий музыкальный инструмент»
Колокол – это «Опрокинутая чаша с малиновым звоном»
Колокол – это металлическая чаша, перевернутая вверх дном,
внутри которой по центру дна
подвешен металлический «язык;
при их взаимном перемещении
происходит удар о стенку чаши,
и та издает звук.
Слайд 20Колокола на Руси были излюбленным музыкальным инструментом. Народ любил колокольный звон,
любил и сам звонить в колокола (это разрешалось во время пасхальных празднеств). Существовал обычай: допускать в пасхальную неделю на колокольню любого желающего. Поговорка гласит: «В светлую седмицу, кто не звонарь».
Слайд 21Наше ухо не воспринимает их, но человек – биологическая система,
и поэтому отзывается на их воздействие.
Когда бьют колокола, возникает ощущение торжественности, неразрывной связи со своей родиной, со своим народом, его историей и традициями
В звуковом спектре колокола присутствуют неслышимые звуки – ультразвук и инфразвук
Слайд 22Колокола “работают” как генераторы энергии в ультразвуковом диапазоне, тем самым и
разрушая болезнетворную среду.
Колокол-это частичка России, литейного мастерства и искусства, музыкальный инструмент и лекарь. Возрождение звонов- дань уважения нашим талантливым предкам, серьезный вклад в духовное возрождение России, возрождение ее древней культуры.
Слайд 23Исследовательская работа
Тема:
Использование музыкотерапии для пациентов с. «Урал».
Цель:
Исследовать факторы, влияющие
на изменение пульса, количество дыхательных движений и поднятия жизненного тонуса.
К исследованию привлекалась группа из с. «Урал» посещающих сеансы психологической нагрузки. Помогал при проведении эксперимента Трусков Николай Павлович – врач кардиолог с. «Урал».
Слайд 24За время проведения сеансов ПР мы изучили изменение пульса у пациентов
и изменение количества дыхательных движений. Для исследования применялся секундомер, замеры проводились путем прощупывания пульса на запястье и путем зрительного наблюдения за дыханием пациента. Мы убедились, что музыка положительно влияет на изменение пульса, количество дыхательных движений и поднимает жизненный тонус
Слайд 25Влияние музыки на частоту дыхательных движений и частоту пульса проверили в
школьном спортзале
Слайд 26Вывод:
Целительная музыка помогает одолеть трудности, превозмочь боль, обрести духовную стойкость, прибавляет
силы. Она помогает изменить душевное состояние, снизить стресс. С помощью музыки можно влиять на формирование человеческого характера. Умело подобранная музыка помогает привести мозг человека в нормальное состояние. Правильное дыхание - залог здоровья. В минуту мы совершаем от 25 до 30 вздохов. Как только начинаем волноваться, их количество резко увеличивается.
Слайд 27Результаты исследования
Ритм музыки оказывает влияние на различные функции организма (работу сердца,
артериальное давление), обладает оздоровляющей силой
Слайд 28Проведены исследования:
Измерили пульсометрию у учащихся школы при прослушивании рок музыки у
одной группы и веселой, ритмичной у другой. Убедились, что настроение и пульс были различны.
Измерили пульс и количество дыхательных движений у отдыхающих санатория «Урал», посещающих сеансы психологической разгрузки.
Взяли интервью у спортсмена, выпускника школы Бочкарева Алексея, чемпиона области по бегу на 1500м, 3000м. Выяснили, что он любит слушать музыку перед стартом бодрую, ритмичную, а после соревнований отдает предпочтение более спокойной, успокаивающей, расслабляющей мелодии. На лыжных тренировках часто слушает музыку. Музыка оказывает влияние на настроение, результат. Тренировки проводят в лесу на лыжной трассе, летом в бору, в березовой роще. В настоящее время курсант военного института физической культуры в Санкт-Петербурге.
Провели беседы, классные часы о влиянии шума и музыки на здоровье человека. О результатах исследования рассказали на родительском собрании в классах.
Слайд 29Рекомендации:
Не слушать громкую музыку, особенно в наушниках.
Снизить уровень бытового шума.
Применять звукоизоляцию.
Ученикам
выполнять правила для учащихся.
Проводить беседы о негативном влиянии шума на здоровье.
Пропагандировать здоровый образ жизни.
Слайд 30Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Защищая природу от вредных последствий своей
деятельности, мы можем сохранить себя. Музыка - это своеобразное лекарство, а так же успокоительное. Применять такие лекарства можно без рецепта.