Слайд 1Фархуллина Алия Газинуровна
учитель физики МБОУ
«Дюсьметьевская СОШ»
Мотивация учебной деятельности на уроках
физики в условиях реализации ФГОС
2020 год
Слайд 3Приемы мотивации:
1.«Фантастическая добавка»
2. «Лови ошибку»
3. «А знаете ли Вы…»
4. «Рационализатор»
5. «Домашний
эксперимент»
6. «Кумир»
7. «Обращение к жизненному опыту»
8. «Прогнозирование»
Слайд 4«Фантастическая добавка».
Учащимся предлагается после изучения темы «Сила трения» ответить на вопрос:
Каким станет мир если исчезнет трение?
В теме «Вес тела» ученики должны мысленно совершить путешествие в космическое пространство и попытаться объяснить: Что произошло бы с весом путешественника, оказавшемся на Луне, Юпитере или Солнце?
При изучении главы «Строение вещества» предлагаю ребятам продолжить фразу: Если бы вы оказались в гостях у молекул газа, жидкости и твердых тел, то ...?
А при изучении темы «Невесомость» можно проявить свою фантазию при ответе на вопрос: Как бы проходил урок физики на Международной космической станции?
Слайд 5«Лови ошибку»
ПРИМЕР Корабельный КОК
Корабельный КОК Василий торопился приготовить обед для команды. Он
взял кастрюлю, наполнил ее водой , положил в нее мясо для варки супа. Мясо тут же стало всплывать на поверхность воды. Василий решил прикрыть его крышкой. Очищенный картофель он решил помыть в другой кастрюле, но внезапно началась качка и вся соль с верхней полки высыпалась в эту кастрюлю. Опуская картофелины в воду, Василий наблюдал, как они медленно погружались на дно кастрюли. Затем взяв давно
затупившийся нож, он быстро нашинковал
капусту, лук, морковь и поместил все это в
кастрюлю с уже сварившимся мясом,
оставив ее открытой. Через некоторое
время он решил снять суп с плиты и
удивился тому, что объем жидкости в
кастрюле не изменился. «Вот и здорово!»
подумал Василий и отправился кормить
команду.
Слайд 6«А знаете ли Вы…»
Примеры тем
7 класс.
Глубину
погружения человека.(Тема урока: давление жидкости и газа)
Подшипники можно делать из дерева и даже из материи. (Тема урока: Сила трения)
В атмосфере какой планеты будет подниматься воздушный шарик.(Тема урока: Воздухоплавание)
8 класс.
Сколько выделиться энергии при остывания Земного шара на один градус. (Тема урока : Внутренняя энергия)
Кипятим охлаждая (Тема урока: Кипение)
9 класс
Приливы в море. Сколько было Ньютону когда он открыл закон всемирного тяготения (Тема урока: Всемирное тяготение)
Если бы Энрико Ферми удалось полностью объяснить результаты своих опытов по искусственной радиоактивности, вызванной нейтронами, то весь мир уже в 1934 г. узнал бы о возможности создания атомной бомбы.(Тема урока: Радиоактивность)
Слайд 7«Рационализатор»
Примеры вопросов:
Предложите обувь, в которой неопасно ходить в гололед.
Гололед – причина
большого числа автомобильных аварий. Назовите способы уменьшения аварийности.
Предложите оригинальную новогоднюю или детскую игрушку, использующую физический эффект.
Лестницы, особенно каменно-цементные очень опасны, плитки, которым устлан пол в магазинах тоже травмоопасны. Предложите идеи, которые позволяют уменьшить данный травматизм.
В одном из музеев установлены старинные часы, которые ходят без подзаводки уже почти два столетия. Как это возможно? Предложите свои варианты.
Электромагнит используют в качестве «крюка» при погрузке металлолома. Но вот однажды его поднесли к очередному грузу, а груз не поднялся. Перечислите возможные причины этого.
Слайд 8
«Не замочив рук»
«Волшебная вода»
«Вода кипит в
бумажной кастрюле»
«Домашние эксперименты»
Слайд 9 Прилипчивый стакан
Опыт с яйцом и бутылкой
Слайд 10 «Кумир»
ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ
Как бы Христиану Рональдо описал траекторию полета современного футбольного
мяча после удара?
Как Лариса Долина доказала бы необходимость изучение темы «Звук. Характеристики звука»?
Как смог бы объяснить композитор Игорь Крутой применение рычага при игре на рояле.?
Как смог бы объяснить президент РФ В.В.Путин тему «Устойчивое и неустойчивое равновесие тел» с позиции дзюдоиста?
Слайд 11«Обращение к жизненному опыту»
Решили приобрести СВЧ печь. Затем вместе с классом
решаем вопрос о ее технических характеристиках (мощности, времени работы, режим работы, функциях прибора, излучении и т. п.).
Приходим к выводу, что перед приобретением данной покупки необходимо изучить тему: «Электромагнитные волны» и конечно же обратиться в интернет о поиске фирмы – изготовителя.
Таким образом, обращение к жизненному опыту детей – это не только прием для создания мотивации.
Важно то, что учащиеся видят применение получаемых знаний в практической деятельности.
Слайд 12«Прогнозирование»
Урок по теплопроводности можно начать так. «Вернувшись из лыжного похода, мой
приятель с увлечением делился своими впечатлениями.
Он поведал нам как были обустроены их ночевки в лесу. Туристы вырыли в слежавшемся снегу горизонтальную нору, застелили ее лапником и с комфортом ночевали в ней».
Перед учениками ставится вопрос: «как вы думаете,
о чем сегодня пойдет речь на уроке?»
Попытайтесь определить цель урока.
Слайд 14
Создание проблемной ситуации.
Примеры:
Тема урока: «Постоянные магниты».
Постановка проблемы: В романе Жюля Верна
«Пятнадцатилетний капитан» корабельный кок Негро положил под судовой компас железный брусок и корабль попал вместо Америки в Африку. Как вы считаете, могло ли случиться такое под влиянием железа? Почему?
Тема урока: «Инерция»
Постановка проблемы: Демонстрируется опыт. На стакане лежит открытка, на ней монета. Если ударить по открытке щелчком, то монета упадет в стакан. Почему?
Тема урока: «Закон Паскаля»
Постановка проблемы: Почему пустой пакет из под сока разрывается с треском, если резко топнуть по нему ногой?
Тема: «Физические приборы.(Термометр)».
Постановка проблемы: Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 градусов. Нина решила это проверить. Она взяла комнатный термометр и вышла с ним на улицу. Подержав его в руке 5 мин., она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал + 20 . Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле?
Слайд 15Примеры
При опросе можно использовать элементы игры «Верю – не верю», где
учитель задает вопросы, а учащиеся при ответе «Верю» поднимают зеленую карточку, при ответе «Не верю» - красную.
Игра «Снежный ком». Педагог делает бросок мягкого мяча ученику и задает одновременно вопрос по теме урока. При этом можно использовать вариант: ученик – ученику.
Игра «Да – нетка». Один ученик
задумал название физического
прибора , другой должен угадать
название этого прибора. Второй
ученик задает наводящие вопросы.
При правильном ответе первый
Ученик говорит «Да», при неверном
«Нет»
Урок-КВН
Дебаты и т.д.
Метод деловой игры
Слайд 16Метод проектов.
Учащиеся среднего звена готовят мини-проекты и презентации по разным темам
урока : «Атмосферное давление», «Полезное и вредное трение», «Оптические иллюзии», «Давление в природе и технике» и др.
Старшеклассники при создании проектов активно используют компьютерные технологии и Интернет. Включают в презентации фрагменты видеофильма, рисунки, анимации, схемы. Учащиеся создают монопроекты, изучая какой-либо теоретический вопрос учебной программы с целью углубления знаний, «Свойства жидкостей», «Статика», «Как защитить себя от радиации», «Влияние магнитных бурь на организм человека», «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» и т.д.
Слайд 18ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД
ПРИМЕРЫ
Исследование по теме: «Магнитные свойства вещества»
Задание: Исследуйте все данные вам
вещества на их магнитные свойства. Найдите объяснение обнаруженным явлениям.
Оборудование: широкая чаша с водой, пробка, постоянный магнит, вещества (железо, сталь- ферромагнетики; пластилин, мел – парамагнетики; сахар, стеклянная пластина – диамагнетики).
Исследование по теме: «Сила упругости. Закон Гука».
Задание: Определите зависимость
силы упругости пружины от ее
деформации. Постройте график
этой зависимости.
Оборудование: штатив с муфтой и
лапкой, динамометр, линейка,
набор грузов.