Презентация, доклад на тему Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий.

Содержание

Этапы формирования УУД (универсальных учебных действий)формирование первичного опыта выполнения осваиваемого УУД и мотивация к его к самостоятельному выполнению овладение общим способом (алгоритмом) выполнения соответствующего УУД на основе имеющегося опытавключение изученного УУД в практику учения на предметном

Слайд 1Методы и приёмы формирования универсальных учебных действий (УУД) на уроках и

во внеурочной деятельности

Докладчик Лобанова Н. А., учитель физики МАОУ

Винзилинская СОШ имени Г. С. Ковальчука Тюменского муниципального района Тюменской области
2015

Методы и приёмы формирования универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельностиДокладчик Лобанова Н. А.,

Слайд 2Этапы формирования УУД (универсальных учебных действий)
формирование первичного опыта выполнения осваиваемого УУД

и мотивация к его к самостоятельному выполнению
овладение общим способом (алгоритмом) выполнения соответствующего УУД на основе имеющегося опыта
включение изученного УУД в практику учения на предметном содержании различных учебных дисциплин, а также во внеурочную деятельность и систему воспитательной работы образовательного учреждения, затем организуется самоконтроль его выполнения и, при необходимости, коррекция
контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Этапы формирования УУД (универсальных учебных действий)формирование первичного опыта выполнения осваиваемого УУД и мотивация к его к самостоятельному

Слайд 3Зачем УУД каждому ученику?
иметь возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения,
ставить учебные

цели,
искать и использовать необходимые средства и способы их достижения,
уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
для успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирования картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Зачем УУД каждому ученику?иметь возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства

Слайд 4Четыре вида УУД
1. личностные;
2. регулятивные, включая саморегуляцию;
3. познавательные, включая логические,

познавательные и знаково-символические;
4. коммуникативные действия

Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Четыре вида УУД1. личностные;2. регулятивные, включая саморегуляцию; 3. познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4. коммуникативные действияДоклад

Слайд 5Эффективные приемы формирования УУД
обсуждение готового плана решения учебной задачи;
работа с деформированным

планом решения учебной задачи;
использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
составление своего плана решения учебной задачи.
самоконтроль и самооценка.

Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Эффективные приемы формирования УУДобсуждение готового плана решения учебной задачи;работа с деформированным планом решения учебной задачи;использование плана с

Слайд 6Приемы формирования УУД в образовательном процессе:
1. Опора на личный жизненный опыт

учащихся.
2. Использование занимательного игрового материала.
3. Создание проблемной ситуации в процессе целеполагания.
4. Выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели.
5. Моделирование цели урока, введение понятия «задача».
6. Постановка цели не только на отдельный урок, но и на длительный период времени.

Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Приемы формирования УУД в образовательном процессе:1. Опора на личный жизненный опыт учащихся.2. Использование занимательного игрового материала.3. Создание

Слайд 7Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий

(УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»
Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной

Слайд 8Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий

(УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»
Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной

Слайд 9Проблемная ситуация - «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся

таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности».
А. М. Матюшкин

Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Проблемная ситуация - «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при

Слайд 10Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий

(УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Возникает необходимость овладения учеником новыми способами действий

Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной

Слайд 11УУД – целостная система взаимосвязанных и взаимообуславливающих видов действий
Формирование УУД -

целенаправленный, системный процесс, реализуемый через все предметные области и внеурочную деятельность
УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса
Формирование УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах
Способы учета уровня сформированности УДД указаны в программных требованиях по каждому предмету, вт.ч. Во внеурочной деятельности
Универсальный интегрированный Портфолио ученика – лучший способ педагогического сопровождения этого процесса
Результаты усвоения УУД для каждого класса – ориентир при организации мониторинга их достижения
УУД – целостная система взаимосвязанных и взаимообуславливающих видов действийФормирование УУД - целенаправленный, системный процесс, реализуемый через все

Слайд 12Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий

(УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»
Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной

Слайд 13Конструктор приемов, формирующих УУД 
Приёмы формирования регулятивных УД:
Лист самоконтроля и самооценки (чек-лист)
Система

контрольных работ, направленная на формирование навыков самоконтроля и самооценки
Методика учебной деятельности (технология Эльконина-Давыдова)

Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Конструктор приемов, формирующих УУД Приёмы формирования регулятивных УД:Лист самоконтроля и самооценки (чек-лист)Система контрольных работ, направленная на формирование навыков

Слайд 14Конструктор приемов, формирующих УУД 
Приёмы формирования познавательных УД:
Тетрадь открытий, прием толстых и

тонких вопросов; прием Фишбоун; карусель ; мозговой штурм ; перекрестная дискуссия ; шесть шляп мышления ; чтение с остановками; оценочное окно; прием "Верные-неверные утверждения"; древо предсказаний; эссе, свободное письмо; исследовательская работа  символического видения,  сравнения версий,   «Если бы...», самостоятельное конструирование определений и понятий,  «ключевых слов», эвристическое исследование; конструирование вопросов, смысловых ассоциаций; вживание, образное видение,  «Закончи предложение» и т.д.

Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Конструктор приемов, формирующих УУД Приёмы формирования познавательных УД:Тетрадь открытий, прием толстых и тонких вопросов; прием Фишбоун; карусель ;

Слайд 15Конструктор приемов, формирующих УУД 
Приёмы формирования коммуникативных УД:
•    Давать учащимся время на

обдумывание их ответов.
•    Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
•    Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
•    Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
•    Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
•    Задавать  уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
•    Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Конструктор приемов, формирующих УУД Приёмы формирования коммуникативных УД:•    Давать учащимся время на обдумывание их ответов.•    Обращать своё внимание

Слайд 16Личностные методы и приёмы УУД
- участие в проектах; - подведение итогов урока; -

творческие задания; - зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; - мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; - самооценка события, происшествия;  - дневники достижений; 

Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Личностные методы и приёмы УУД- участие в проектах; - подведение итогов урока; - творческие задания; - зрительное,

Слайд 17Познавательные методы и приёмы УУД
отличия» (можно задать их количество); -«на что похоже?»; -поиск

лишнего; -«лабиринты»; упорядочивание; -«цепочки»; -хитроумные решения; -составление схем-опор; -работа с разного вида таблицами; -составление и распознавание диаграмм; -работа со словарями;

Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Познавательные методы и приёмы УУДотличия» (можно задать их количество); -«на что похоже?»; -поиск лишнего; -«лабиринты»; упорядочивание; -«цепочки»;

Слайд 18Регулятивные методы и приёмы УУД
преднамеренные ошибки»; -поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль  -взаимный диктант  -диспут  -заучивание

материала наизусть в классе  -«ищу ошибки»  -КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)

Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Регулятивные методы и приёмы УУДпреднамеренные ошибки»; -поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль  -взаимный диктант  -диспут  -заучивание материала

Слайд 19Коммуникативные методы и приёмы УУД
-составь задание партнеру; -отзыв на работу товарища; -групповая работа

, в т.ч. по составлению кроссворда; - «отгадай, о ком говорим»  -«подготовь рассказ...»,  -«опиши устно...»,  -«объясни...» 

Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Коммуникативные методы и приёмы УУД-составь задание партнеру; -отзыв на работу товарища; -групповая работа , в т.ч. по

Слайд 20УУД на уроках физики (лабораторная работа)
Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы

по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Личностные везде

Коммуникативные и регулятивные

Коммуникативные и познавательные

Познавательные

Регулятивные

Регулятивные

Регулятивные

Все 4-ре УУД

Коммуникативные

УУД на уроках физики (лабораторная работа)Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД)

Слайд 21На каком этапе лучше формировать личностные УУД?
при работе в группах,
при

обсуждении планов исследований,
при представлении результатов исследований в форме отчёта о лабораторной работе

Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

На каком этапе лучше формировать личностные УУД?при работе в группах, при обсуждении планов исследований,при представлении результатов исследований

Слайд 22На каком этапе лучше формировать познавательные УУД?
При умение поставить учебную задачу;


при планировании экспериментальных исследований (выбрать способ решения учебной задачи);
при анализе результатов исследований формируются логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи;
при выводе формулы для расчёта определяемой величины формируются навыки нахождения необходимой информации в учебнике;
при структурировании полученных знаний;
при работе с учебником формируется навык работы с информацией;
при разработке методики измерения величины формируется навык постановки и решения проблемы.

Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

На каком этапе лучше формировать познавательные УУД?При умение поставить учебную задачу; при планировании экспериментальных исследований (выбрать способ

Слайд 23На каком этапе лучше формировать коммуникативные УУД?
при работе в группах.

Работа в

группах развивает у учащихся умение вступать в диалог и вести его, участвовать в коллективном обсуждении проблем, чётко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнение других людей, уметь соглашаться с оппонентом.

Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

На каком этапе лучше формировать коммуникативные УУД?при работе в группах.Работа в группах развивает у учащихся умение вступать

Слайд 24На каком этапе лучше формировать регулятивные УУД?
уметь ставить себе конкретную цель,
прогнозировать

возможные ситуации,
оценивать эффективность выбранных способов деятельности и получаемых результатов.

Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

На каком этапе лучше формировать регулятивные УУД?уметь ставить себе конкретную цель,прогнозировать возможные ситуации,оценивать эффективность выбранных способов деятельности

Слайд 25Все новое – хорошо забытое старое
/Запас знаний и опыта для формирования

УУД есть у каждого педагога/

Успехов всем в освоении
старого (ОУУН) - нового (УУД)!

Доклад Лобановой Н.А. «Методы и приёмы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.»

Все новое – хорошо забытое старое/Запас знаний и опыта для формирования УУД есть у каждого педагога/Успехов всем

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть