Слайд 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ 180
КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ
МЕТОДИЧЕСКОЙ
РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИКЕ «МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА» 10 КЛАСС
Выполнила учитель
МАОУ лицей №180
Ленинского района
г. Нижнего Новгорода
Новожилова Лидия Александровна
Слайд 2НОВОЖИЛОВА ЛИДИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
Учитель физики.
Высшее образование- Нижегородский педагогический институт.
Педагогический
стаж 39 год.
Учитель физики МАОУ лицея № 180
с 1986 года.
Учитель высшей категории с 1996 года.
Грамота Министерства образования Нижегородской области.
Классный руководитель 6А класса
Слайд 4ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание методической разработки по теме «Молекулярная физика и термодинамика» обусловлено
задачами развития, обучения и воспитания учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств, предметным содержанием обучения психологическими и возрастными особенностями обучающихся.
Физика, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире, и является системообразующей основой для естественнонаучных учебных предметов.
Систематический анализ условий и границ применимости физических законов ставят своей целью глубокое понимание основных законов природы и научных методов познания.
Выполнение лабораторных работ и работ физического практикума, решения задач, проведение экскурсий и астрономических наблюдений значительно превышает долю учебного времени, отведенного на эти формы занятий программой основного курса.
Слайд 5ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Содержание данной разработки обусловлено задачами развития, обучения и воспитания
учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личности.
Цели и образовательные задачи представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном, основных физических законов и способах их использования в практической жизни.
Формирование представлений о физической картине мира.
Формирование круга познавательных интересов, подготовка к объективному и субъективно осознанному выбору пути в соответствии с собственными интересами.
Выработка навыков воспринимать, анализировать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами.
Формирование ценностного отношения к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности.
Использование накопленного человечеством опыта в познании мира, формирование современных представлений об окружающем мире, проведение физических опытов для проверки следствий физических теорий.
Слайд 6 ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ВОСПРИЯТИЯ
И ОСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО
МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ
В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
В современном мире, когда ежегодно обновляются и теоретические и прикладные знания по различным наукам и в первую очередь в области физики и техники особенно важно развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания. К способам поиска успеха, усвоения и переработки, а также применение информации.
Изучение любой темы необходимо проводить с учетом возрастных особенностей учащихся, уровня их развития, профиля обучения, наличия оборудования, умения применять новые современные образовательные технологии как учителем, так и учащимися.
Различные составляющие методологического подхода позволяют выстраивать систему действия учителя физики по созданию технологии обучения и усвоения знаний на любом уроке
Важно использовать методологический подход к обучению и усвоению знаний, позволяющий учесть составляющие:
дидактическая, связанная с постановкой конкретной цели изучения содержания предмета
психологическая, обеспечивает максимальную эффективность усвоения учащимися конкретного материала, чему способствуют ощущения, восприятие, память, мышление, умение концентрировать воображение и внимание
методологическая составляющая дает возможность использовать и развивать психическую функцию личности для достижения успеха
Слайд 7ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ
-молекулярно-кинетическая трактовка понятий внутрненней энергии и функции
термодинамических параметров;
-геометрическое истолкование и знак работы ТД системы;
-способы изменения внутренней энергии;
-умение формулировать первый закон ТД, применять его при определении макроскопических параметров системы;
-умение практически применять первый закон ТД;
-умение оценивать явления, происходящие в окружающей действительности с позиции изученного закона и его значимости с определенных позиций, находить применение обратимости и необратимости тепловых процессов;
-способность к творческому решению учебных и практических задач;
Слайд 8ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ РЕЗУЛЬТАТОВ
Решение задач типа:
1. Можно ли определить внутреннюю
энергию одного моля кислорода, используя формулу для расчета внутренней энергии идеального газа?
2. Как изменилась внутренняя энергия газа и что с ним произошло: нагрелся или охладился?
3. Что происходит с газом при изменении его термодинамических параметров?
4. Почему при цикличном процессе невозможно все количество теплоты, полученное от нагревателя , преобразовать в работу, почему в ТД используется или пар, а не жидкость или твердое тело?
5. Как получить идеальную тепловую машину? (Самостоятельная работа по поискам решения увеличения КПД ТД)
Слайд 9ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие познавательных способностей и творческой
самостоятельности обучающихся можно добиться только через понимание сущности физического процесса, что достигается при непосредственном его участии в подготовке и систематизации учебного материала.
Развитию способностей учащихся способствует оптимизация процесса обучения, при этом максимально используются возможности учащихся. Основным условием оптимизации является выделение целевого, содержательного и других компонентов.
Активизация учащихся в обучении способствует формированию личности человека, который умеет решать творческие задачи, самостоятельно практически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения.
Важно учитывать психолого-педагогические показатели учащихся, по данным исследованиям школьного психолога и анкетирования родителей учащихся на первом этапе профильного обучения учащихся.
Слайд 11АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Имеет решающее значение для усвоения раздела «Молекулярная физика. Термодинамика »
Используется
в других разделах физики для решения задач
Позволяет осуществлять межпредметные связи с математикой
Позволяет систематизировать знания учащихся, применять физические модели
Слайд 12ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Сформулировать основные положения МКТ, объяснить фазовые переходы на основе МКТ,
формирование новых понятий и физических величин
Закрепить навыки в решение задач на составление и применение уравнения теплового баланса (ЗСЭ)
Сформировать понятия: идеальный газ, макро- и микроскопические параметры, статистическая закономерность, температуры, вывести основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева-Клапейрона, рассмотреть частные случаи закона Клапейрона (газовые законы), работы газа, первый закон ТД.
Разъяснить принцип работы теплового двигателя
Научить решать задачи с применением изученных законов
Слайд 13ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Формирование представлений о физической картине мира
Формировать общий взгляд на явления
природы через межпредметные связи
Политехническое воспитание учащихся путем решения задач с техническим и практическим содержанием
Понимание ценности научного познания мира для себя лично с целью достижения успеха
Воспитание потредности применять полученные знания для объяснения природных явлений, для эффективного и безопасного использования различных технических устройств
Воспитывать сознательное отношение к учебному труду
Слайд 14РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ
Развивать абстрактное и логическое мышление учащихся
Развивать умение классифицировать, систематизировать материал,
сравнивать, анализировать, делать выводы
Пространственное воображение
Развивать монологическую речь
Развивать творческие способности
Слайд 15Разработка урока
по теме «Тепловые двигатели»
Цель урока: Разъяснить принцип действия
теплового двигателя, показать устройство ТД,
10 класс
Тип урока: комбинированный.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Характер деятельности: репродуктивный.
Методические приемы: беседа, анализ, сравнение, использование информационных технологий с применением мультимедийных презентаций наглядного материала, схем, что способствует мотивации к изучению темы.
Применяемые технологии: урок построен с использованием информационных технологий программы Microsoft Power Point.
Оборудование и материалы к уроку: таблицы «Изопроцессы», «Работа в термодинамике», компьютер, компьютерная презентация, модель ДВС, турбины, оборудование для демонстрации действия турбины.
Главная проблема урока : наиболее наглядно и полно представить принцип действия ТД, исследование проблем, возникающих в природе с применением огромного числа различных технических устройств, нахождение путей к их решению.
Фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учеников: изопроцессы, принцип работы ТД, паровая турбина, ДВС
Слайд 16ХОД УРОКА:
1.ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПРОШЛОМ УРОКЕ
1) Как определить изменение внутренней
энергии системы согласно 1 закону ТД?
2) На что расходуется, согласно 1 закону ТД, количество теплоты, подведенное к системе?
3) Сформулировать и записать основное уравнение МКТ
4)Какие макроскопические параметры связывает уравнение Менделеева-Клапейрона?
5) Какие процессы состояния идеального газа называют изопроцессами?
6) Какой процесс называется изотермическим?
7) Какой процесс называется адиабатическим?
8) Сформулировать 1 закон ТД для адиабатного процесса.
9) За счет какой энергии совершается работа при адиабатичном расширении газа?
10) Почему при адиабатном расширении температура газа падает, а при сжатии возрастает?
Слайд 17
2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1) Внутренняя энергия
Запасы внутренней энергии в океанах и земной коре можно считать практически неограниченными. Но располагать запасами недостаточно, необходимо за счет энергии уметь приводить в действие устройства, способные совершать работу. Большая часть двигателей на планете – это тепловые двигатели, т.е. устройства, превращающие внутреннюю энергию топлива в механическую.
2 ) Эксперимент: (опыт с пробиркой, слайд №2)
3) Принцип работы теплового двигателя. (Переход к следующему слайду)
Слайд 183) ТЕПЛОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ
Изопроцессы
Слайд 19 7) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ ЭНЕРГИИ ТОПЛИВА (0КНО 3,4,5)
Двигатель внутреннего сгорания
Слайд 20 4) ПАРОВАЯ ТУРБИНА (ОКНО 3)
Работа паровой
турбины
Слайд 215) КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ
КПД:
Поршневая тепловая машина – до 20%
Паровая турбина
– до 35-46%
Двигатель внутреннего сгорания – до 45%
Ракетный двигатель на жидком топливе – 47%
Слайд 22 6) ИДЕАЛЬНАЯ ТЕПЛОВАЯ МАШИНА
Цикл Карно
Слайд 23ВИДЫ ТЕПЛОВЫХ МАШИН
Двигатели внутреннего сгорания ДВС
Турбины
Тактовые двигатели
Дизельные
Карбюра-
торные
Паровые двигатели П.Д.
Газовые
Паровые
Слайд 24 8) ТЕПЛОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ И АТМОСФЕРА
*2 Уменьшение содержания кислорода в воздухе
*3
Увеличение содержания углекислого газа
*4 Загрязнение атмосферы азотными и серными соединениями
*6 Таяние ледников
*7 Воздействие на гидросферу
*8 Экологически чистые источники энергии: ветряные генераторы и солнечные батареи
Экология
Слайд 25 9) САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (ВАРИАНТ №1)
Вариант1
1. Какое количество теплоты получит 2кг гелия при изохорном нагревании его на 50К?
2. С какой скоростью должна лететь свинцовая пуля, чтобы при ударе о стенку она нагрелась на 120С, если при ударе тепло превышает 20% энергии пули?
3. Один моль идеального газа изобарно нагрели на 72К, сообщив ему 1,6 кДж теплоты. Найти совершенную газом работу и приращение его внутренней энергии.
Сколько надо сжечь каменного угля, чтобы 5 тонн воды, взятой при 30С, обратить в пар? КПД котла 60%. Теплопроводность угля 30МДж/кг.
Вариант2
Какую работу совершили над двумя молями идеального одноатомного газа при его адиабатном сжатии, если его температура увеличилась на 20К?
В 200 г воды при 20С впускают 10 г стоградусного водяного пара, который превращается в воду. Найти конечную температуру воды.
Один моль идеального одноатомного газа, находящегося при температуре 30К, изохорно охлаждается так, что его давление увеличивается в 3 раза. Определить количество теплоты, отданной газом.
С какой высоты над поверхностью Земли должно начать падение кусочек льда при температуре -20С, чтобы в момент удара о Землю он полностью расплавился? Считать, что 50% кинетической энергии льда превратиться во внутреннюю
Слайд 26САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (ВАРИАНТ № 2)
Вариант 1
При сгорании V1=1л бензина выделяется Е1=32
МДж. За счет η=40% этой энергии грузовик, масса которого m=20 тонн, приходит в движение. Какой V2 бензина потребуется, что бы разогнать грузовик до скорости 72 км/ч?
На сколько S километров пути хватит автомобилю V=40 л бензина, если масса автомобиля M=3,6 тонн, сила сопротивления движению составляет k=0,05 веса, КПД двигателя η=18%. Автомобиль движется равномерно по горизонтальной прямой. Теплотворная способность бензина q=4,6⋅107 Дж/кг, плотность бензина ρ=700 кг/м3.
Вариант 2
Найти расход бензина для автомобиля «Запорожец» на S=1 км пути при скорости 60 км/ч. Мощность мотора N=23 л.с., коэффициент полезного действия мотора η=30%. Тепловая способность бензина q= =4,5⋅107 Дж/кг. 1л.с.=735,5 Вт.
Автомобиль «Москвич» расходует m=5,67 кг бензина на S=50 км пути. Определите мощность N, развиваемую двигателем, если скорость движения 90 км/ч и КПД двигателя η=22%. Теплотворная способность бензина q= =4,5⋅107 Дж/кг.
Слайд 27 10)КОНТРОЛЬ И ОЦЕНИВАНИЕ, РЕФЛЕКСИЯ
1) Оценки учащихся при ответах на вопросы
«Повторение изученного на прошлых уроках»
2)Предложения по улучшению экологической обстановке в природе и жизни человека
3)Домашнее задание: §84,85 задачи стр.223 (16),
Р№№ 676, 678,
подготовить компьютерную
презентацию на тему «Использование альтернативных источников Энергии»
Слайд 2811) НЕМНОГО ИСТОРИИ
Первая паровая машина была изобретена в 1 веке до
н.э. греческим инженером Геро Алекандрийским
Первая паровая машина, нашедшая практическое применение, была создана в 1698 г. английским инженером Томасом Сэвери, использовался для откачки воды из угольных шахт
Двигатель, изобретенный ок. 1710 г., английским инженером Томасом Ньюкоменом назывался пароатмосферным, он работал очень медленно и имел низкий КПД.
Шотландский инженер Джеймс Уатт в 1769 г создал более быстродействующий двигатель
С наступлением викторианской эпохи мощные паровозы совершили революцию в средствах передвижения по суше, обеспечили энергию для печатания газет, ткачества, для работы стиральных машин в «паровых прачечных», на площадках аттракционов, с помощью паровой тяги пахали землю.
Слайд 29 * И.И.ПОЛЗУНОВ
И.И.Ползунов родился в 1728 году. В 1742
году Иван Иванович Ползунов окончил первую русскую горнозаводскую школу в Екатеринбурге, работал на Алтае на Колывано-Воскресенском заводе по добыче драгоценных металлов для царской казны.
В 1742 году Иван Иванович Ползунов работал в Барнауле и стал одним из руководителей завода. На заводе из оборудования были только воздуходувные мехи и молоты для ковки металла, приводимые в движение силой воды.
Слайд 30 **И.И.ПОЛЗУНОВ
И.И.Ползунов заменил водяной двигатель, разработав двухцилиндровую паровую машину
всего за 13 месяцев.
В 1765 году Ползунов разработал специальный поплавочный регулятор уровня в котле. К сожалению, увидеть машину в работе ему не удалось, он умер за два месяца до пуска машины в эксплуатацию, 27 мая 1766 года.
Слайд 3112) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
1.Мякишев Г.Я. Физика: учеб. Для общеобразоват. Учреждений. – 14-е
изд.-М.: Просвещение, 2005.
2.Пинский А.А. Физика: учебник под общ. Ред Ю.И.Дика, Н.С.Пурышевой. – изд., испр. – М., 2009.
3.«Урок физики в современной школе» под ред. Разумовского В.Г.
4.А.П.Рымкевич. Физика. Задачник. 10-11 кл.:Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: 2005.
5.Кирик Л.А. «Самостоятельные и контрольные работы по физике. Молекулярная физика 10 класс»
А6..А.Ванеев. Преподавание физики в средней школе: Пособие для учителей.-2-е изд., -М Просвещение , 1980.
Научно-мето 7.Научно-методическая газета для
преподавателей физики, астрономии и
ествознания. № 9 2010.
8.Научно-методический журнал Физика в школе №3, №4, №6 2010.
3