Слайд 1Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение « Арзамасский прибостроительный колледж имени П.И.Пландина»
Компьютерная
презентация методической разработки темы «Механические колебания» курса «Физика»
2016г.
Слайд 2Пояснительная записка
В данной разработке рассматривается тема «Механические колебания» которая является частью
раздела «Механика».
Актуальность данной темы заключается в общности закономерностей колебательных процессов различной природы в физике и технике и математических методов их исследования.
Слайд 3Разработка темы «механические колебания»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательные:
изучить понятие колебаний, гармонических колебаний, механических колебаний, изучить характеристики колебаний, рассмотреть примеры механических колебаний и их физические модели.
Развивающие: применять полученные знания для описания и исследования свойств различных колебательных процессов, использовать единый математический подход для этого. Анализировать зависимость колебаний от параметров систем, анализировать графики колебаний, определять по графикам характеристики колебаний.
Воспитательные: воспитывать мировоззренческое представление о познаваемости мира, мировоззренческое понимание единства, единства различных физических процессов в природе.
Слайд 4Формулировка опорных понятий темы «колебания»: периодический процесс, период, частота колебаний (сравнить
с равномерным движением по окружности(опрос)). Дать определение механических колебаний.
Колебания – процесс, характеризующийся повторяемостью во времени.
Период колебаний – наименьшее время, за которое система возвращается в исходное состояние :
обозначение и ед. измерения в СИ:
Т=t/N (с)
Частота колебаний – число колебаний в единицу времени:
=1/Т (1/с)
Слайд 6*Определение зависимости скорости и ускорения от времени (опрос по опорным определениям
скорости и ускорения) при гармонических колебаниях: уравнение колебаний, амплитуда, сдвиг фазы относительно колебаний координаты Х.
*Графическое изображение колебаний частицы вдоль оси Х ( координата, скорость, ускорение), (задание выполняется с участием учеников с использованием демонстрации математического маятника), на графике рассмотреть сдвиг фаз колебаний.
Слайд 7*Понятие свободных колебаний
*Понятие незатухающих колебаний
*Физические свойства свободных незатухающих колебаний:
Понятие свободных колебаний:
возникают, когда систему выводят из положения равновесия и далее предоставляют самой себе
Понятие незатухающих колебаний: происходят с постоянной амплитудой
Физические свойства свободных незатухающих колебаний:
*происходят около положения устойчивого равновесия
*происходят под действием внутренней возвращающей силы, аналогичной силе упругости (квазиупругой силы)
*происходят за счет сообщения дополнительной энергии в
начальный момент времени
*механическая энергия колебаний сохраняется
Слайд 8Примеры свободных незатухающих колебаний с демонстрациями (математический маятник , груз на
пружине (пружинный маятник), демонстрация на опытах: зависимость частоты собственных колебаний от параметров систем и независимость от амплитуды колебаний
Математический маятник
Груз на пружине (пружинный маятник)
Слайд 9:
Демонстрации:
а) изменение длины нити маятника
б) изменение массы груза
в) изменение амплитуды колебаний
Математический
маятник:
ВЫВОД:
Частота зависит от длины маятника и не зависит от массы груза, не зависит от амплитуды колебаний
Демонстрации:
а) изменение жесткости пружины (последовательное и параллельное соединение одинаковых пружин)
б) изменение массы груза
в) изменение амплитуды колебаний
Груз на пружине:
ВЫВОД:
частота зависит от жесткости пружины и от массы груза, не зависит от амплитуды колебаний
Слайд 10Понятие затухающих колебаний, их физические свойства, математическое описание, график ( опрос:
какие колебания являются идеализацией, свободные незатухающие или затухающие?)
Слайд 11Понятие вынужденных колебаний. Понятие резонанса. (опрос: привести примеры резонансных явлений из
жизни, обсудить, какое обычно действие резонанса: полезное или вредное, разрушительное) Просмотр видеороликов «Резонанс камертонов», «Разрушение моста в штате Такома»
Вынужденными называют колебания, которые происходят под действием внешней периодической силы
Частота вынужденных колебаний равна частота внешней силы
Энергия поступает за счет работы внешней силы
Слайд 12ЯВЛЕНИЕ РЕЗОНАНСА
Резонанс – резкое возрастание амплитуды колебаний в системе, когда частота
вынуждающей силы приближается к частоте собственных колебаний системы.
Чем меньше силы трения, сопротивления, тем больше амплитуда резонансных колебаний.
Условие резонанса:
резо
резо
резо
Слайд 13Просмотр видеороликов «Резонанс камертонов» и «Разрушение моста в штате Такома»
Слайд 14Закрепление материала и рефлексия
Беседа с элементами опроса:
Какие процессы называют колебаниями?
Сформулировать основные характеристики гармонических колебаний (определение, формулы, единицы измерения)
Перечислить виды колебаний с точки зрения действующих сил , проанализировать, чем отличаются различные виды колебаний по зависимости координаты от времени, по преобразованию энергии.
Сравнительный анализ графиков нескольких гармонических колебаний (отличие по амплитуде, по частоте, по периоду, сдвиг фазы колебаний)
Сформулировать определение и условие резонанса
Слайд 15РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ( практикум)
Задачи на определение характеристик гармонических колебаний
Задачи на определение характеристик
свободных незатухающих колебаний
Слайд 17Примеры задач:
Найти период Т и частоту ₒ свободных колебаний математического маятника
длина нити которого L=1м.
Найти период Т и частоту ₒ свободных колебаний пружинного маятника, если масса груза m=0,1 кг и жесткость пружины
k=10 Н/м.
Слайд 18Примеры задач:
Математический маятник свершает свободные колебания с циклической частотой ₒ =4
рад/с.
Найти: длину нити маятника L
Обычную частоту колебаний
Период колебаний T
Как изменится период колебаний, если длину нити уменьшить в два раза?
Увеличить в два раза?
Увеличить в два раза массу груза?
Слайд 19Примеры задач:
Частица массой 0,1кг совершает гармонические колебания вдоль оси Х так
что Х(t)= 8cos(π t+π ).
Найти координату Х, скорость v, ускорение частицы a и силу F действующую на частицу в момент времени t₁=1с.
Слайд 20Итоги
Подведение итогов урока, оценка работы учеников на уроке.
Домашнее задание (теоретический материал,
задачи)
Слайд 21Литература
Для обучающихся
Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений.
– М., 2012.
Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2012.
Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014
Для преподавателей
Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006.
Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002.
Открытая физика: полный интерактивный курс физики для уч-ся школ, лицеев, гимназий, колледжей, студ.технич.вузов: версия 2.5-М.: Физикон, 2006.
Дополнительные источники:
Для обучающихся
Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М., 2003.
Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. – М., 2003.
Гладкова Р.А., КосоруковА.Л., Цодиков Ф.С. Сборник задач и упражнений по физике: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений - М.,2006