Слайд 1Компетентностный подход
Чернышова Любовь Викторовна преподаватель физики «ГАОУ СПО
ТИПУ «Кулинар»
г
.Екатеринбург 2016г
Слайд 2Главная задача современной системы образования- создание условий для качественного обучения.
Внедрение компетентностного
подхода – это важное условие повышение качества образования.
Формирование общих и профессиональных компетенций личности лежит в основе реализации Федеральных государственных стандартов нового поколения для учреждений начального и среднего профессионального образования
Слайд 3Стратегия обучения следующая:
Преподаватель своей деятельностью, создает личность, первую очередь.
Применяя различные
методы учебно-познавательной деятельности, учит учиться;
направляет обучающихся думать и действовать самостоятельно.
Постоянно показывая и доказывая, что знание является жизненной необходимостью.
Слайд 4Что такое компетенция ?
Компетенция (по А.В.Хуторскому) - совокупность взаимосвязанных качеств личности
(знаний умений, навыков и способов деятельности) задаваемых к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.
Компетенция (от лат."Competeo - добиваюсь, соответствую, подхожу) набор знаний и умений, необходимых для обеспечения результативных действий в определенной деятельности.
Слайд 5Что такое компетентность ?
Компетентность-обладание всесторонними знаниями и умениями, способностями, позволяющими успешно
решать задачи, возникающие в профессиональной деятельности и в жизни.
Компетентность учителя заключается в его академической подготовке по предмету и знании и методик и педагогических технологий.
Слайд 6Компетенция и компетентность
Компетенция определяет осведомленность человека в какой-либо области,в которой он
может осуществлять свою деятельность,
Компетентность - интегрированная характеристика качеств личности, определяющая его подготовку к выполнению деятельности в определенной области.
Итак компетенция –это знания, а компетентность – умения, действия.
Слайд 7Универсальные Учебные Действия:
Концепция универсальных учебных действий основывается на опыте компетентностного подхода
и способности эффективно использовать на практике полученные знания.
УУД должны лежать в основе приемов, методов, форм обучения для создания целостного образовательно-воспитательного процесса.
Слайд 8Системно-деятельностный подход лежит в основе УУД и способен обеспечить:
готовность к саморазвитию
и непрерывному образованию;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
организацию образовательного процесса с учётом индивидуальных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Слайд 9Типы универсальных учебных действий :
1) Личностные - осознание, определение жизненных ценностей,
нравственные нормы;
2) Регулятивные способствуют управлению, планированию и контролю учебным процессом;
3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
4) коммуникативные действия.
Слайд 10 Общие компетенции :
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы вып.-я профессион. задач, оценивать их эф.-ность
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартныхситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необхо-димой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Слайд 11Профессиональные компетенции:
Это совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения
работы в какой-либо области. При этом важно, чтобы работник умел успешно пользоваться ими в различных ситуациях, в одиночку или в группе.
Способность профессионально выполнять работу в соответствии с требованиями и правилами.
Профессиональная компетентность – это прежде всего отношение к своей профессии как к ценности.
Слайд 12
Мониторинг сформированности компетенций.
Это система сбора, обработки, хранения информации об уровне
сформированности общих и профессиональных компетенций студентов.
Цель мониторинга - диагностика и оценка уровня сформированности общих и профессиональных компетенций уобучающихся.
задачи мониторинга: разработка критериев и показателей уровня сформированности компетенций, организационно-методическое и техническое обеспечение обработки информации о сфомированности компетенций.
Содержание мониторинга должно соответствовать требованиям ФГОС СПО по специальности и профессии.
Слайд 13Методы мониторинга
сформированности компетенций:
наблюдение - отслеживание изменений компетенций под влиянием образовательного
процесса;
опросные методы получение информации на основе анализа ответов на стандартные и подобранные вопросы;
анализ результатов учебной и профессиональной деятельности:
портфолио - модель оценивания, направленная на выявление уровня сформированности общих и профессиональных компетенций и их совершенствование путем корректировки во время образовательного процесса;
экспликация - метод, позволяющий не только диагностировать, но и производить изменения в образовательном процессе;
метод экспертных оценок- проводят специалисты-эксперты;
и др.
Слайд 14Оценивание сформированности компетенций
Освоение каждого показателя, каждой компетенции соответствует:
на «5» оценивается освоение
на 86-100% ,
на «4» оценивается освоение на 71-85% ,
на «3» оценивается освоение на 55-70% ,
Компетенция считается неосвоенной при показателе, меньшем 55%.
Слайд 15Исследование PISA
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA ( Programmе
for International Student Assessment ) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР. Цель исследования, - оценить, cтепень овладения учащимися, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе. Дополнительно к оценке учебных достижений изучалось отношение учащихся к обучению. Важным результатом исследования также стали полученные международные сравнительные показатели, которые раскрывают влияние отдельных факторов.
Слайд 16Вывод:
Компетентностный подход обеспечивает освоение обучающимся умений, позволяющих эффективно действовать в различных
ситуациях,
способствует повышению степени мотивации для обучающегося,
Повышение доли индивидуального самообразования при работе с информацией для обучающегося.
Слайд 17Источники информации:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012
г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Темняткина О.В. Оценка результатов образования обучающихся ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода. Методическое пособие. Екатеринбург, ИРРО, 2009.
3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Зеер Э. Ф., 2003. - 480 с.
4. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов. М.: Институт новых образовательных технологий. 2002. – 19с.
5. Оценка результатов образования обучающихся ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода. Методическое пособие. Екатеринбург, ИРРО, 2009.
6. oltemnyatkina@mail.ru
7. 1september.ru/2016/ 9-1
8. www.eidos.ru