Слайд 1Доклад
«Использование
современных образовательных ИК технологий
на уроках физики»
Слайд 2 Актуальность
«Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого
ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».
Одним из важнейших направлений модернизации школьного образования на современном этапе его развития является использование средств информационных и коммуникационных технологий.
Слайд 4Основные понятия
Технология (Technology, от греч.Techne - искусство + Logos – учение)
— объем знаний, которые можно использовать в процессе обучения; включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами.
Информационные технологии - совокупность
методов, производственных
и программно-технологических средств,
объединенных в технологическую цепочку,
обеспечивающую сбор, хранение,
обработку, вывод и распространение
информации;
предназначены для снижения
трудоемкости процессов использования
информационных ресурсов.
Слайд 7
Преподавание физики, в силу особенностей самого
предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Информационные технологии применяются мною как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников.
Слайд 8 В процессе преподавания физики информационные технологии могут быть использованы в
различных формах.
- мультимедийные сценарии уроков (презентации);
- применение готовых учебных и демонстрационных программ;
- электронные уроки и тесты;
- внеурочная деятельность.
Слайд 9
Интернет использую для поиска необходимой информации при подготовке
к урокам и в учебно-исследовательской деятельности учащихся. Существует ряд образовательных сайтов, где собраны обширные, достоверные информационные ресурсы по каждой учебной теме предмета. Учителю можно спланировать и легко осуществить выполнение виртуального дистанционного эксперимента на уроке. Используя информационные ресурсы электронных энциклопедий на уроке учащиеся оперативно могут узнать различные трактовки физических терминов (например, работа, трение, давление и т.д.).
Слайд 11Преимущество:
Индивидуализация обучения;
Интенсификация самостоятельной работы;
Рост объёма выполненных на уроке заданий;
Возможность получения различного
рода материалов;
Возможность учителя переложить часть своей работы на ПК.
Слайд 12Недостатки:
Недостаточно времени для подготовки у ИКТ уроку;
Недостаточная компьютерная грамотность учителя;
Отсутствие в
рабочем графике времени для исследования возможностей интернет.
Слайд 13Определение цели
Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их
активной познавательной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных
способностей обучаемых.
Слайд 14Задачи :
- Создавать условия для оптимального развития познавательных и творческих способностей
учащихся;
- инициировать новые виды учебной деятельности учащихся средствами ИКТ;
- соотносить дидактические возможности и методические функции электронных образовательных ресурсов с планируемыми образовательными результатами;
- формировать мотивационную готовность учащихся к обучению.
Слайд 15
- Не секрет, что в настоящее время интерес к
учебе у детей падает, развивать стремление к познанию довольно сложно.
-не секрет, что в рейтинге предметов физика занимает отнюдь не первое место.
- В последние годы школьная программа все больше ориентируется на передачу и получение информации, отработку репродуктивных навыков, а не на развитие творческой и мыслительной деятельности учащихся.
Проблема
Слайд 16Как войти в мир физики? Ощутить его красоту, почувствовать дыхание его
тайн?
Можно предложить такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом:
от любопытства к удивлению,
от него к активной любознательности и стремлению узнать,
от них к прочному знанию и научному поиску.
Слайд 17 Применение компьютерных технологий в учебном процессе дает возможность использовать в
учебной практике психолого-педагогические разработки, позволяющие интенсифицировать учебный процесс, реализовывать идеи развивающего обучения.
Возможности компьютерных технологий как инструмента человеческой деятельности и принципиально нового средства обучения привело к появлению новых методов и организационных форм обучения и более быстрому их внедрению в учебный процесс.
Слайд 18"Детская природа требует наглядности", - писал русский педагог К.Д.Ушинский[1], и это
требование легко может быть удовлетворено средствами компьютерных технологий, незаменимых в создании и проведении нестандартных, интересных уроков.
[1] Зверева Н. М Активизация мышления учащихся на уроках физики.
М.: Просвещение, 1980, с.10
Слайд 19Достоинства компьютерных презентаций :
Увеличение темпа урока, они практически заменяют традиционные
мел и доску.
Все важные этапы урока зафиксированы учителем на слайдах заранее, поэтому ему не приходится отнимать от урока время для записей на доске.
Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а так же возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока. Таким образом, у учащихся сразу работают два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового материала, развитию познавательного интереса.
Уроки с использованием информационных технологий особенно нравятся детям, так как усвоение учебного материала происходит быстрее и легче.
Все этапы урока эмоционально переживаются учениками. Это способствует формированию положительного отношения к изучаемому предмету, учёбе, школе.
В течение урока учащиеся не только усваивают новый материал, но и переживают ситуации успеха. Ощущение успешности помогает учащимся впоследствии показать хорошие результаты при контроле знаний.
Слайд 20Презентации используются при объяснении нового материала
Слайд 21 Электронные уроки и тесты.
Имеется и теоретический материал,и превосходные видеоролики иллюстрирующие
разнообразные явления,компьютерные анимации, вопросы и задачи для закрепления материала.
Электронные уроки и тесты можно использовать на любом уроке.
Слайд 22Внеурочная деятельность
Учащиеся активно участвуют во внеклассной работе по физике. Они
готовят творческие работы, рефераты, проекты. Защита работ учащихся сопровождается демонстрацией мультимедийной презентацией. Выполнение работ требует хорошего владения компьютерной технологией: быстрый поиск информации в различных источниках, в том числе и по сайтам в Интернете, подготовка материала для публикации или презентации, создание публикации в Microsoft Office Publisher и презентации в Microsoft Power Point.
Слайд 23Вывод:
Применение информационно-коммуникационной технологии на уроках физики и во внеурочной
деятельности позволяет:
- учитывать индивидуальные особенности учащихся;
- развивать творческие и исследовательские способности;
- воспитывать интерес к самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
- обеспечивать качественное усвоение программного материала;
- обеспечивать повышение качества знаний учащихся при обучении физики.
Слайд 24Выводы:
Применение информационных компьютерных технологий способствует организации специальной стимулирующей среды для
изучения физики, повышает уровень усвоения учебного материала и влияет на качество знаний.
Среди множества способов повышения эффективности урока, использование информационных технологий на сегодня занимает одно из ведущих мест. Безусловно, будущее - за информационными технологиями. С их помощью уже сегодня мы можем решить множество дидактических, организационных и методических проблем. Именно компьютерные технологии, на мой взгляд, выходят сегодня на первое место при решении проблемы по организации работы со способными детьми, по самообразованию ученика.
Компьютер способствует индивидуализации и дифференциации обучения. А главное, на мой взгляд, используя информационные технологии, я развиваю способности и навыки обучения и самообучения.
Слайд 25
P.S.
… и последнее.
Компьютер – простой инструмент, который призван освободить Вас от рутинной работы по подбору дидактического материала, составления заданий, тестов, списков, отчетов, привнести в Вашу работу новые творческие возможности, удобство и комфорт. Компьютер в кабинете физики просто необходим.