Слайд 1Использование методических приемов для повышения интереса к изучению физики
Выполнил: Жанагизов А.Ә.
Слайд 2Метод – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные
на достижение целей образования
Слайд 3Методический прием - это деталь метода, частное понятие по отношению к
методу.
Слайд 4Если учитель объясняет принцип работы прибора (например, амперметра) и в этом
состоит дидактическая задача урока, то он пользуется методом демонстрации, а сопровождающий демонстрацию рассказ учителя - лишь методический прием.
Слайд 5С целью вызвать интерес к изучению конкретной темы автор известных книг
"Занимательная физика" и др. Я. И. Перельман рекомендовал следующие приёмы:
Положения науки иллюстрируются событиями современности.
Привлекаются примеры из техники.
Используются художественная литература, легенды, сказания.
Делаются неожиданные сопоставления.
Рассматриваются примеры, взятые из повседневной жизни.
Анализируются математические фокусы, подвижные и настольные игры.
Приводятся примеры использования физических закономерностей на сцене, на эстраде, в цирке и кино.
Делаются экскурсы в область истории науки.
Слайд 6Приемы, развивающие интерес к решению задач
Слайд 7Прием первый – задача без вопроса
Предлагается расчетные задачи, в которых не
указано, какие величины надо определить, а написано «найти все, что можно».
Например: «Масса кирпича 4 кг. Определите все, что можно». Семиклассники определяют объем, силу тяжести, вес кирпича, выталкивающую силу, действующую на него в воде, силу, которую нужно приложить, чтобы удержать кирпич в воде.
Слайд 8Прием второй – сочини сам
Учащимся предлагаю: пользуясь справочником, составить задачу и
записать ее в тетрадь. Затем ученики сидящие на одной парте, меняются тетрадями и решают задачу соседа. После решения вновь обмениваются тетрадями: «сочинитель» проверяет решение своей задачи.
По каждой задаче ставиться три оценки: первая за условие (насколько она соответствует реальности происходящих явлений), вторая — за правильность решения и расчетов; третья — за проверку решения.
Слайд 9Прием третий – задачи в виде таблицы
При рассмотрении однотипных явлений составляется
таблица, в часть «клеток» которой вписываются известные значения величин, а в другой части ставятся знаки вопроса (соответствующие им величины нужно найти).
Например, на тему «Электромагнитное излучение» задачу можно предложить в следующем виде:
Слайд 10Прием четвертый – прочти пословицу
Например, по теме: «Архимедова сила» можно предложить
следующую таблицу:
Слайд 11Прием четвертый – прочти пословицу
Вывешивается еще одна таблица, которая называется «Ключ»
и содержит ответы к задачам, соответствующие каждой букве.
Слайд 12Прием четвертый – прочти пословицу
Каждый ученик, пользуясь «Ключом», определяет, какой букве
соответствует полученный им числовой ответ и вписывает эту букву в третью колонку таблицы III, заполняя «свою» строку. Если все учащиеся решили задачи верно, то в этой колонке можно прочесть пословицу:
«Больше науки — умнее руки».
Слайд 13Методические приемы, пробуждающие интерес учащихся при изучении формул
Слайд 14Прием «Лесенка»
Особенно эффективен при выводе формул, так как наглядно иллюстрирует каждую
очередную математическую операцию. Например, при выводе в VII классе формулы давления жидкости поступают так.
Слайд 15Для запоминания формул можно использовать «скороговорки»:
E=3/2 kT – это просто полтора
кота
m=kIt – масса кита
F=BIl sin α – сила била сына
F=q Bʋ sinα – сила кубовидного сына
nkt=p – никто не знал, что р - давление, я вспомнил всем на удивление.
Слайд 16Прием «Предложи способ запоминания»
Слайд 17«Предложи способ запоминания»
В физике очень много материала, который надо просто запомнить
наизусть: физические величины, их буквенные обозначения, единицы измерения, формулы и др.
Например, цвета спектра, «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан» или «Как Однажды Жак Звонарь Головой Сломал Фонарь»
Слайд 18«Предложи способ запоминания»
Для запоминания основной последовательности гарвардской спектральной классификации звезд существуют
мнемонические формулы:
О, Борис Александрович! Физики Ждут Конца Мучений
Один Бритый Англичанин Финики Жевал Как Морковь
Слайд 19План урока с использованием методических приемов для повышения интереса к изучению
физики
Слайд 20Тема: «Тепловые явления вокруг нас»
Цель урока:
Образовательная: обобщение и повторение знаний
учащихся по теме: “Тепловые явления”, проверить умения применять полученные знания на практике, правильно высказывать мысли, опираясь на изученный материал.
Развивающая: расширение кругозора, развитие познавательного и прикладного интереса, развитие логического и критического мышления, развитие монологической речи с применением физических терминов; развитие умения видеть физические явления в окружающем мире.
Воспитательная: развитие интереса к предмету, воспитание ответственного отношения к выполняемой работе, развитие коммуникационных компетенций.
Слайд 21План урока:
І. Организационный момент (3 мин)
ІІ. Повторение пройденного материала (8 мин)
ІІІ.
Игра «Тепловые явления в литературе» (16 мин)
ІV. Игра «Интересные факты» (16 мин)
V. Подведение итогов урока (2 мин)
Слайд 22“Физическое домино”
Ответы: 1-7, 2-5, 3-1, 4-9, 5-2, 6-10, 7-3, 8-4, 9-6,
10-8
Слайд 23Этот прибор называется………и предназначен для измерения………….
Ответ: Этот прибор называется термометр
и предназначен для измерения температуры тела.
Этот прибор называется………
и предназначен для измерения………….
Ответ: Этот прибор называется жидкостный манометр и предназначен для измерения разности давлений атмосферного и давления в данном сосуде.
Слайд 24Этот прибор измеряет……..,
Показания прибора………..
Этот прибор измеряет атмосферное давление. Показания прибора
762 мм.рт.ст.
На рисунке изображен опыт по определению……
Эта величина равна…….
На рисунке изображен опыт по определению объема тела. Эта величина равна 15 мл.
Слайд 25ІІІ. Игра «Тепловые явления в литературе»
Первая часть – тепловые явления
в сказках
3. «Зимовье зверей» - русская народная сказка.
Пришли к быку в хлев гусь и петух хором говорят: «Пусти брат к себе погреться». Бык отвечает: «Нет, не пущу. У вас по два крыла: одно постелешь – другим оденешься, так и позимуете».
«Не пустишь, - говорит гусь, - так я весь мох из твоих стен повыщиплю. Тебе же холоднее будет».
«Не пустишь, - говорит петух, - так я взлечу на чердак и всю землю с потолка сгребу тебе. Тебе же холоднее будет».
Чем с точки рения физики были согласны угрозы гуся и петуха?
Ответ: Они оба увеличивают выход тепла и дома
4. «Два Ивана – солдатских сына» - русская народная сказка.»
Начали они биться смертным боем; Иван – солдатский сын так быстро и сильно махал своей саблею, что она до красна раскалилась, нельзя в руках держать! Взмолился он царевне:
- Спаси меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море и дай обернуть саблю.
Почему сабля раскалилась? Благодаря какому явлению ее горячо держать?
Ответ: Из-за трения об воздух. Теплопроводность железа высокая.
1. «Лиса и заяц» - русская народная сказка.
Жили-были лиса и заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца – лубяная.
Пришла весна красна – у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по- старому.
О каких явления природы идет речь?
Ответ: Тепловое
2. «Лисичка – сестричка и серый волк» - русская народная сказка.
Волк на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать:
- Ловись, рыбка, и мала и велика!
Ловись, рыбка, и мала и велика!
Вслед а ним и лиса явилась; ходит около волка да причитает:
- Ясни, ясни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост!»
Почему лисица повторяла «Ясни, ясни на небе звезды»?
Ответ: Если небо ясное, то погода холодная
Слайд 26Вторая часть – тепловые явления в загадках
Зимой нет теплее,
Летом нет холоднее.
(Погреб)
Почему?
Под окошком гармонь
Горяча, как огонь. (Батарея отопления.)
Почему батареи отопления в помещении располагают внизу?
Искры небо прожигают,
А до нас не долетают. (Метеоры)
Почему при движении космического тела в атмосфере Земли оно нагревается?
Два арапа – родные братья,
Ростом по колено,
Везде с нами гуляют,
От мороза защищают. (Сапоги)
Какие сапоги защищают от мороза лучше: тесные или просторные?
Слайд 27Третья часть – тепловые явления в стихах
Дым от костра восходит ввысь
И
тает, уходя во тьму.
Ты у костра, ты приглядись:
Уходит ввысь… А почему?
Ответ: Дым от костра плотный, его плотность меньше, чем плотность более холодного воздуха, и он поднимается вверх под действием архимедовой силы.
Если взять два разных тела
И в жидкость опустить.
Почему одно всплывает,
А другое вмиг ко дну?
Ответ: Если у тела плотность меньше, чем у жидкости, то оно всплывает, а если больше, чем у жидкости, то тело тонет.
Во дворе мороз стоит,
Под ногами снег скрипит.
Ты подумай, расскажи,
Почему скрипит, скажи?
Ответ: Снежинки имеют кристаллическую структуру, и поэтому под ногами снег скрипит, так как ломаются сотни тысяч снежинок-кристалликов.
Жарче день – обильней росы
Серебрят ночную тьму.
Осаждаются повсюду.
Кто ответит, почему?
Ответ: В жаркий день испаряется больше воды, чем в обыкновенный день, и абсолютная влажность воздуха возрастает, поэтому под утро при охлаждении воздуха конденсируется больше пара, и будет обильней роса.
Слайд 28В четвертой части на интерактивной доске будет кроссворд
Сильнее солнца, слабее ветра,
ног нет, а идет, глаз нет, а плачет (Туча).
Бело покрывало на земле лежало, лето пришло, оно все сошло (Снег)
Как можно пронести воду в решете? (Заморозив воду)
Без рук, без ног, не мал клочок - кверху ползет (Пар).
В печь положить – вымокнет, в воду положить – высохнет (Свеча).
Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает (Роса).
По синему морю белые гуси плывут (Облака).
Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала (Туча).
Белая морковка зимой растет (Сосулька).
Что за художник окно разрисовал? (Мороз).
Внутри горит, кругом бурлит, вода кипит, пить чай велит, вверх пар валит (Самовар).
Слайд 29ІV. Игра «Интересные факты»
Это игра состоит из трех частей. То есть
первая – «Интересный факт», вторая – «Обычное вещество», третья – «Физика на кухне» и четвертая «Составление условий задачи по картине»
Слайд 31Объясните причину того, что удар молнии часто расщепляет дерево.
Слайд 32При ударе молнии вода, находящаяся
в клетках дерева, моментально закипает.
Пар разрывает
ткани дерева.
Слайд 33С какой целью стоматологи используют зеркальце, нагретое выше 370С?
Слайд 34Стоматологи нагревают зеркальце, чтобы выдыхаемый пар не конденсировался на нем.
Слайд 35В каком случае туман опускается,
а в каком - поднимается?
Слайд 36Если плотность тумана меньше плотности окружающего воздуха, то он поднимается, в
обратном случае - опускается.
Слайд 37Почему ожоги кипящим маслом
всегда сильнее, чем кипящей водой?
Слайд 38Удельная теплоемкость растительного масла меньше, чем у воды, но масло создаёт
термическую плёнку, которая после воздействия тепла не даёт остыть поражённым тканям и ожог сильнее за счёт более долгого термического воздействия. Кипяток же такой плёнки не создаёт, и ткань остывает быстрее.
Слайд 40Верно ли, что снег «греет» землю?
Ответ: Снег «грет» землю благодаря своей
низкой теплопроводности.
Слайд 41Почему вода применяется в системах охлаждения машин?
Ответ: Потому, что вода имеет
исключительно высокую теплопроводность.
Слайд 42"Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На
отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.
(А.С.Пушкин)
Какое физическое явление происходило, когда Татьяна дышала «на стекла хладные»?
Ответ: Конденсация водяного пара.
Слайд 43Почему зимой в сильные морозы реки не промерзают до дна?
Ответ: Вода
при температуре +4С имеет наибольшую плотность и находится у дна реки. Благодаря этому прекращается конвективное перемещение воды в вертикальном направлении и дальнейшее остывание воды не происходит.
Слайд 45Свежеиспеченный хлеб весит больше, чем тот же хлеб, но остывший. Почему?
Слайд 46Свежеиспечённый хлеб содержит больше влаги. В остывшем хлебе часть воды уже
испарилась.
Слайд 47Почему опытные повара предпочитают использовать чугунные сковородки и кастрюли,
а не стальные?
Слайд 48 У толстых, массивных чугунных сковородок и кастрюль дно прогревается
более равномерно, чем у сделанных из тонкой стали.
Те участки дна стальных сковородок, которые располагаются непосредственно над огнем, прогреваются особенно сильно, и на них пища часто пригорает.
Слайд 493
Почему вода, налитая на мерзлую клюкву, замерзает?
Ответ: Температура клюквы значительно
ниже 0С. Вода отдает тепло клюкве, охлаждается и замерзает.
Слайд 505
В кастрюле бурно кипит вода, и в ней варятся макароны.
Кипит ли вода в трубках макарон?
Ответ: Нет. Чтобы вода в макаронах кипела, ей необходимо сообщать тепло от более нагретого тела. Вода в кастрюле не может быть нагретой выше температуры кипения. Поэтому температура воды в полости макарон может лишь сравняться с температурой воды в кастрюле
Слайд 51ІV. Составление условий задачи по картине
Слайд 52Сколько березовых дров надо сжечь, чтобы нагреть в алюминиевом котелке массой
1,5 кг до кипения 5 л воды, взятой при температуре 20°С ?
Слайд 53Заключение
Использование методических приемов на уроках физики влияет на повышение интереса к
изучению физики, то есть вызывает у учеников радость, удовлетворение, увлеченность познанием.
Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь
М.Монтень