Слайд 1Использование игровых технологии при решении физических задач на примере раздела механики
Слайд 2Даниил Борисович Эльконин
(1904—1984)
«Психология игры»
Признаки ритуальной игровой формы:
имитация реальной трудовой деятельности;
осуществление совместной
деятельности по поиску выхода из кризисной ситуации;
разыгрывание ролей;
наличие магического смысла.
Слайд 3Карл Гросс
(1861 - 1946)
«Душевная жизнь ребенка»
«Если развитие приспособлений для дальнейших жизненных задач составляет
главную цель нашего детства, то выдающееся место в этой целесообразной связи явлений принадлежит игре, так что мы вполне можем сказать, употребляя несколько парадоксальную форму, что мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть»
Слайд 4Зигмунд Фрейд
(1856 – 1938)
«Несправедливо думать, – отмечал он, – что ребенок
смотрит на созданный им мир в игре несерьезно; наоборот, он относится к игре очень серьезно, вносит в нее много одушевления. Противоположение игре не серьезность, но – действительность. Ребенок прекрасно отличает, не смотря на все увлечения, созданный им мир от действительного и охотно ищет опоры для воображаемых объектов и отношений в осязаемых и видимых предметах действительной жизни».
Слайд 5Йохан Хейзинг
(1872—1945)
«Игра старше культуры, ибо понятие культуры, сколь неудовлетворительно его ни
описывали бы, в любом случае предполагает человеческое сообщество, тогда как животные вовсе не дожидались появления человека, чтобы он научил их играть. Животные играют – точно так же, как люди. Все основные черты игры уже воплощены в играх животных».
Слайд 6Можно выделить утверждения из рассмотренных определений понятия игры:
Игры – это один
из инструментов, способствующих развитию интеллекта.
Для школьников игра – сфера их социального творчества, место его общественного и творческого самовыражения.
Игра – путь поиска ребенком своего места и своей роли в коллективе. Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина.
Игра – форма активности ребенка, благодаря которой он учится и приобретает опыт.
Слайд 7Методы и формы обучения
диалоги;
работа в группах;
информационные минутки;
эвристический подход.
Слайд 8В современной школе, уделяющей большее внимание активизации и повышению эффективности учебного
процесса, игровую деятельность необходимо использовать в следующих случаях:
в качестве самодеятельных технологий для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета;
в качестве элементов более обширной технологии;
в качестве урока или его части;
в качестве технологий внеклассной работы.
Слайд 9Согласно классификации Г.К. Селевко, педагогические технологии по преобладающему методу различаются на:
игровые;
догматические,
репродуктивные;
объяснительно–иллюстративные;
развивающее обучение;
проблемные, поисковые;
программированное обучение;
диалогические;
творческие;
саморазвивающее обучение;
информационные (компьютерные).
Слайд 10Игры решают следующие задачи
Образовательные:
способствуют усвоению учащимися учебного материала;
способствуют расширению кругозора учащихся
через использование дополнительных источников.
Развивающие:
развивают у учащихся творческое мышление;
способствуют практическому применению умений и навыков, полученных на уроке;
развивают коммуникативных качеств у детей;
развивают у детей образную память, внимания, речи.
Воспитательные:
воспитывают нравственные взгляды и убеждения;
способствуют воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.
Слайд 11Основные психолого–педагогические принципы организации игры:
Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей
в игру;
Принципы развития игровой динамики;
Принципы поддержания игровой атмосферы;
Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;
Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил – от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе, от локальных игр – к играм– комплексам, от возрастных игр – к без возрастным, вечным;
Слайд 12Более наглядным и интересным урок сделают средства обучения, применяемые на уроках,
таких как:
использование аппарата учебника;
работа с учебником;
иллюстрации учебного пособия;
учебные картины;
учебные презентации;
учебные фильмы, диафильмы, художественные альбомы и открытки;
творческие работы самих учащихся – рисунки, поделки, лепка, исторические справки.
Слайд 13В проведение занятий на основе игровых элементов важно знать и учитывать
технологию организации таких занятий, которая состоит из следующих этапов:
выбор игры;
предложение детям игры;
приглашение детей в игру;
разбивка на команды (группы), распределение ролей между участниками;
развитие игровой ситуации;
подведение итогов игры.
Слайд 14Чаще всего на уроках физики используют следующие игровые элементы:
интеллектуальная разминка;
анаграмма;
антианаграмма;
найди ответ;
кроссворд;
ребусы;
викторина.
Слайд 15Анаграмма – слово или фраза, получаемые из других осмысленных слов или
фраз посредством перестановки букв, либо просто слово, в котором переставлены буквы.
ТЕРЬСАОЛИТ – Аристотель
ИКЭАВР – Эврика
ХЕАДРИМ – Архимед
ЕЛАЙГЛИ – Галилей
Слайд 16Антианаграмма. Заданные слова получены из некоторого слова по правилам анаграммы. Необходимо
найти исходное слово.
Эту карликовую планету открыл в 1930 г. американский астроном Клайд Томбо. (Плутон)
Эта планета в отличие от других планет, вращается в направлении, обратном её движению вокруг Солнца, причём в 243 раза медленнее Земли. (Венера)
На этой планете находится самая большая гора в Солнечной системе – гора Олимп высотой 25 км. (Марс)
Слайд 17Найди ответ
Вася любит пить чай с кусковым сахаром. Однажды, положив уже
4 кусочка сахара и размешав сахар ложкой, он подумал: «Куда же делся сахар? Положил много, а жидкость в стакане осталась на прежнем уровне». Что же произошло?
А) молекулы сахара совсем распались;
б) молекулы сахара расположились между молекулами воды;
в) частицы сахара настолько маленькие, что не влияют на объем жидкости;
г) молекулы сахара проникли в молекулы воды.
Пес Барбос всегда бегал быстро, особенно, если догонял кота Мурзика. Последний раз расстояние до ближайшего дерева, что составляет 8 метров, Барбос пробежал за 2,5 секунды. Какую скорость пришлось развить Мурзику, чтобы спастись от Барбоса на дереве?
А) 20 м/с;
б) 0,3 м/с;
в) 3,2 м/с;
г) определить невозможно, так как недостаточно данных.
Слайд 18Кроссворд
Если вы правильно впишите угаданные слова в столбцы сверху вниз, то
в выделенной горизонтали прочитаете фамилию человека, который впервые «взвесил» Землю.
1. Часть механики, изучающая причины движения тел (Динамика);
2. Физическая величина, служащая мерой инертности (Масса);
3. Природное явление – проявление закона всемирного тяготения (Прилив);
4. Прибор для определения массы (Весы);
5. Планета Солнечной системы, открытая «на кончике пера» (Нептун);
6. Фамилия английского ученого, впервые вычислившего координаты планеты Нептун (Адамс);
7. Физическое явление (Инерция);
8. Фамилия ученого, создавшего механику больших (околосветовых) скоростей (Эйнштейн).