Слайд 1ТЕМА
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИКИ 7-11 КЛАСС»
Выполнил: Учитель МБОУ СОШ № 69
«Учитель физики
основной общеобразовательной старшей школы и в профильных классах»
Докучаева Евгения Александровна
Слайд 2Цель исследования: разработка дидактических игр по физике и рекомендаций по их
применению.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме следования;
- рассмотреть определение «дидактическая игра»;
- проанализировать роль дидактических игр в процессе изучения физики;
- разработать структуру и содержание ряда дидактических игр по физике 7- 11 классов;
- разработать рекомендации по применению предложенных дидактических игр;
- апробировать разработанные дидактические игры.
Слайд 3ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в
виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения
(В. Н. Кругликов, 1988).
Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. (В. Н. Кругликов, 1988).
Слайд 4КЛАССИФИКАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Слайд 5ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАЗРАБОТКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.
1. При подготовке к
игре на уроке необходимо:
в процессе разработки содержания и сценария игры следует учитывать необходимость связи практики с теорией;
разрабатывать правила желательно совместно с учащимися - участниками игры;
желательно сохранять постоянный состав команд при подготовке к следующим играм;
обеспечивать всех участников игры всеми необходимыми дидактическими и справочными материалами, технической и технологической документацией и др.;
не допускать несерьезного настроя учащихся к предстоящей игровой деятельности, создавать в группе атмосферу подлинного творческого энтузиазма.
Слайд 62. При проведении игры:
четко излагать правила игры, добиваться их понимания и
принятия участниками - это во многом определяет ее ход и успех;
быть непосредственным участником игры, предоставлять участникам игры максимальную самостоятельность, воздерживаться от мелочной опеки учащихся;
внимательно следить за игровым азартом и всегда быть готовым к разрешению сиюминутных конфликтов среди участников игры;
постоянно способствовать самоорганизации к самоуправлению учащихся в процессе игры;
строго следить за соблюдением правил игры; не сводить игру к очередному опросу и контролю знаний учащихся;
не спешить с упреками нерасторопных учащихся и с похвалами победителей;
не стремиться к снятию «игрового шума»; следить, чтобы он лишь не мешал процессу игры.
Слайд 7ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
Схема деловой игры обычно включает три этапа:
1.
этап подготовки - разработка сценария, в содержание которого входят определение учебной цели игры , описание изучаемой или отрабатываемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план игры и общее описание процедуры ее проведения, характеристики действующих лиц. На этом этапе также определяется режим игры, выдаются необходимые для игры пакеты материалов, инструкций, правил, установок, даются необходимые консультации участникам игры;
2. этап проведения - групповая работа над заданием: работа с источниками, тренинг, «мозговой штурм», а также межгрупповые дискуссии, защита результатов, работа экспертов и арбитров;
3. этап анализа - обсуждение и оценка результатов игры: выступления экспертов и арбитров, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение ведущий сообщает о достигнутых результатах, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог проведенной игры.
Слайд 8ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП
При оценке результатов игры:
добиваться, чтобы оценка результатов
игры судьями из числа ее участников всегда была справедливой и соответствовала принятым критериям;
давая собственную оценку результатов игры, сверять свое мнение с мнением играющих; если расходятся, то подумать - почему, и не спешить навязывать свое решение;
стараться замечать положительные черты у каждого играющего;
помнить, что в развитии способностей к самостоятельным, творческим решениям важен сам процесс, а не конечный результат;
широко использовать коллективную оценку результатов игры, уметь с нею соглашаться.
Слайд 9ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ.
Слайд 10РАЗРАБОТАННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Слайд 11РАЗРАБОТАННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ