Слайд 1ВСЁ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЁ ДЛЯ ПОБЕДЫ!
вклад советских учёных-физиков в
Великую Победу
УСТНЫЙ
ЖУРНАЛ
Слайд 3Товарищ, ты видишь-
над краем родимым
Распластанной свастики тень.
Товарищ, ты слышишь-
сквозь
гул орудийный
Надорванный стон деревень.
Смотри - под фашистской
пятою кровавой
Томятся, как узник в цепях,
И наши луга, и леса,
и дубравы,
И наш урожай на полях…
(из стихотворения: Киреенко К. Вперед. –
Газета Брянского фронта, 1941)
Слайд 4ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ
ВСТАВАЙ НА СМЕРТНЫЙ БОЙ!
Слайд 5С ФАШИСТКОЙ СИЛОЙ ТЕМНОЮ,
С ПРОКЛЯТОЮ ОРДОЙ.
Слайд 14 Академия наук получила задание немедленно пересмотреть тематику научных и
научно-технических работ, ускорить исследования. Вся научная деятельность теперь была подчинена трём целям:
конструирование новых средств обороны и наступления;
научная помощь промышленности, производящей оружие и боеприпасы;
изыскание новых сырьевых и энергетических ресурсов, замена дефицитных материалов более простыми.
Слайд 15К учёным всей страны
«В этот час решительного боя советские ученые
идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей Родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству»
А.Ф.Иоффе, П.Л.Капица,
А.Н.Крылов, С.А.Чаплыгин.
Слайд 16А.Ф.Иоффе
С.А.Чаплыгин
А.Н.Крылов
П.Л.Капица
Слайд 17Учителя физики в годы войны
В.Г.Зубов
Б.С.Зворыкин
Слайд 18Буховцев Б.Б. – автор учебника физики
Слайд 19Академик Кикоин И.К. – автор учебника физики
Под его руководством была разработана
противотранспортная мина
Слайд 20Во время ВОВ обучал молодых солдат как ориентироваться на местности, как
бросать гранаты, снаряды, мины, бутылки с зажигательной смесью. Скончался от голода 16 марта 1942 года.
Перельман Я.И. – автор книги
«Занимательная физика»
Слайд 21В период Великой Отечественной войны был научным руководителем оптического института в
г.Йошкар-Оле и физического института в г.Казани.
Сыграл большую роль в оптическом приборостроении, когда он был уполномоченным Государственного комитета обороны по оптической промышленности.
Вавилов Сергей Иванович
Слайд 22Специально для партизанских
отрядов им был разработан термоэлектрогенератор, служивший источником питания
для радиоприемников и передатчиков.
Партизанский котелок
Иоффе Абрам Федорович
Слайд 23Первая отечественная радиолокационная установка
Слайд 24Создатель первой отечественной радиолокационной установки.
Она позволяла обнаруживать и пеленговать вражеские самолеты
на расстояниях от 100 до 145 км.
Благодаря работе радиолокаторов, только над столицей враг потерял 1300 самолетов.
Кобзарев Юрий Борисович
Слайд 33РУС-2
РУС-2 «Редут». Первый серийный импульсный радиолокатор в СССР.
Выпускался серийно
1941 года.
Самый массовый радиолокатор советского производства
во Второй мировой войне.
В 1941-1945 годах произведено 607 штук
Слайд 34Броня крепка
и танки наши быстры
Слайд 40Тихомиров Н.И.
Артемьев В.А.
Клейменов И.Т.
Лангемак Г.Э.
Во всех военных операциях с лета 1944
года реактивная артиллерия уже выступала как мощное оружие подавления врага. И в этом – творческий подвиг создателей этого оружия.
Слайд 41Новое оружие впервые было применено в бою 14 июля 1941 года
батареей капитана И.А. Флерова вблизи русской границы Орша. Снаряды, выпущенные из установки, рвались с оглушительным ревом, свистом и скрежетом, все вокруг окутывали огромные клубы дыма. Горели не только танки и машины, горела земля, врага охватил ужас и паника. Наши очевидцы рассказывали, что сердце переполняли радость и гордость за творцов этого грозного оружия!
И.А. Флеров
Слайд 42Дегтярёв
Василий
Алексеевич
доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, лауреат четырех Государственных премий СССР,
награжден тремя орденами Ленина, орденами Суворова I и II степени, Трудового
Красного Знамени,
Красной Звезды
Слайд 44Спаренный авиационный
пулемёт ДА-2
Слайд 46Мы, пройдя через кровь и страданья,
Снова к прошлому взглядом приблизимся.
Но на
этом далеком свидании
До былой слепоты не унизимся.
(К. Симонов, 1941 г.)
Слайд 47В.П.Глушко
С.П. Королёв
А.Н. Туполев
Слайд 50Большую опасность для советских кораблей представляли магнитные мины. Их взрыватель действовал
как магнитная стрелка компаса, реагируя на изменение магнитного поля земли намагниченным в нем корпусом корабля. В короткий срок надо было найти средство борьбы с этим оружием.
Работу поручили
А.П.Александрову
и его лаборатории в ЛФТИ.
Слайд 51За 3 года была создана и испытана система размагничивания кораблей -
«система ЛФТИ».
Она компенсировала магнитное поле корабля за счет специального кабеля, который клали на палубу или подвешивали с наружной стороны бортов, пропускали по нему электрический ток, который создавал искусственное магнитное поле, противоположное полю корабля.
Ни один из кораблей
с действовавшей
«системой ЛФТИ»
не подорвался на
магнитной мине.
Слайд 52Участники работ по размагничиванию кораблей.
В первом ряду – А.Р. Регель,
Ю.С.
Лазуркин, В.Д. Панченко.
Во втором ряду – П.Г. Степанов, Д.М. Гительмахер.
В третьем – И.В. Курчатов. 1941 год
Слайд 53А.П. Александров, И.В.Курчатов, Б.А. Гаев
В.М. Тучкевич, В.Р.Регель, П.Г. Степанов
Памятник подвигу ученых
по спасению советских кораблей от мин
в годы Великой Отечественной войны
в городе Севастополе
Слайд 57Изучением этого явления занялся сотрудник ЛФТИ, ученый физик Павел Павлович Кобеко
- разработал методику регистрации колебаний льда в разных условиях.
Слайд 58Из деталей телефонов, приемников создали специальный прибор, способный регистрировать колебания льда
– «прогибограф». В 30 градусную стужу под обстрелом изучали ученые свойства льда.
Дело оказалось в резонансе при совпадении скоростей машины и волны подо льдом (35 км/час). Влияют также отраженная от берега и создаваемые другими машинами волны.
Слайд 591. Степень деформации зависит от скорости движения транспорта.
2. Критическая, опасная
скорость составляла примерно 35 км/час .
3. Большое значение имела интерференция волн сотрясения, возникающая при встрече двух машин или при обгоне:
Если скорость машины равна скорости ледяной волны ,то наступает резонанс.
4. Для водителей вывесили инструкцию по переправе через «Дорогу Жизни». Были разработаны ПДД: скорость, интервалы между машинами и колоннами.
Слайд 60Дорога функционировала без аварий до 24 апреля 1942 г. и толщины
льда 10 см!
Слайд 6227 января 1944 года жители блокадного Ленинграда впервые услышали победный салют
над Невой: прогремели 24 залпа из 324 орудий.