Презентация, доклад на тему Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся второй ступени обучения через создание проблемных ситуаций на уроках физики

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,

Слайд 1Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся второй ступени обучения через создание проблемных ситуаций

на уроках физики.

Выполнила:
Лопатченко И.Д.
учитель физики
МОУ ООШ № 5

Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся второй ступени обучения через создание проблемных ситуаций на уроках физики.Выполнила:Лопатченко И.Д.учитель физикиМОУ ООШ

Слайд 2 Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в

которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Слайд 3Цель учебной ситуации на уроке состоит в построении такой среды, которая

бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества.
Цель учебной ситуации на уроке состоит в построении такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя

Слайд 4Типология учебных ситуаций:
ситуация-оценка
ситуация-иллюстрация
ситуация-тренинг
ситуация-проблема

Типология учебных ситуаций:ситуация-оценка ситуация-иллюстрацияситуация-тренингситуация-проблема

Слайд 5Учебная проблемная ситуация представляет собой «клеточку», форму личностно-ориентированной образовательной деятельности, которой

Учебная проблемная ситуация представляет собой «клеточку», форму личностно-ориентированной образовательной деятельности, которой присущи: содержательность, иерархичность, эвристичность, коммуникативность, рефлексивность.

Слайд 6Проблемное обучение— двусторонний процесс.

Сфера деятельности
учителя

Сфера
деятельности
ученика
Проблемное
преподавание
Проблемное
обучение

Проблемное обучение— двусторонний процесс. Сфера деятельностиучителя Сфера деятельностиученикаПроблемное преподавание Проблемное обучение

Слайд 7Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации проходят в следующей логической

последовательности:
анализ проблемной ситуации;
формулировка (постановка) проблемы или осознание и принятие формулировки учителя;
решение проблемы: выдвижение предположении; обоснование гипотезы (обоснованный выбор одного из предположений в качестве вероятного пути решения проблемы);
доказательство гипотезы (теоретическое или экспериментальное);
проверка правильности решения.
Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации проходят в следующей логической последовательности:анализ проблемной ситуации;формулировка (постановка) проблемы или

Слайд 8Несколько способов выдвижения проблем.
Выдвижение проблемы в связи с изучением новых явлений,

установлением новых экспериментальных фактов, не укладываю­щихся в рамки прежних представлений (или теорий).
Выдвижение проблемы на основе демонстрации опыта при изучении явления, которое может быть объяснено учащимися на основе ранее полученных знаний.

Несколько способов выдвижения проблем.Выдвижение проблемы в связи с изучением новых явлений, установлением новых экспериментальных фактов, не укладываю­щихся

Слайд 9Несколько способов выдвижения проблем.
3. Выдвижение проблемы в связи с поисками нового

метода измерения физической величины.
4. Постановка вопроса, требующего установления связи между явлениями или величинами, характеризующими явление.
5. Постановка проблемного вопроса с целью привлечения имеющихся у учащихся знаний к решению задач практического характера.
Несколько способов выдвижения проблем.3. Выдвижение проблемы в связи с поисками нового метода измерения физической величины.4. Постановка вопроса,

Слайд 10Структура обучения на основе проблемных ситуаций:
· актуализация опорных знаний;
· возникновение

проблемной ситуации;
· осознание сущности затруднения и постановка проблемы;
· нахождение способа решения путем догадки или выдвижения гипотезы;
· доказательство гипотезы или догадки;
· проверка правильности решения проблемы.
Структура обучения на основе проблемных ситуаций:· актуализация опорных знаний; · возникновение проблемной ситуации; · осознание сущности затруднения