Слайд 1Формирование экспериментально-исследовательских компетенций обучающихся по физике
Деревнина
Оксана Владимировна
Слайд 2 В основе своей физика — экспериментальная наука: все её законы
и теории основываются и опираются на опытные данные.
Слайд 4Простейшие
экспериментальные задачи
Задача 1. На катушках ниток пишут номера (№20, №40
и т.д.). Вычислить толщину ниток.
Задача 2. Как с помощью деревянной линейки измерить диаметр футбольного мяча?
Задача 3. Рассчитать количество теплоты при сгорании одной спички.
Слайд 5Задача 4. Определить содержание крахмала в картофеле в зависимости от его
плотности, и определить для каких целей его можно использовать.
Задача 5. Вычисление работы, совершаемой при подъеме с первого на второй этаж дома.
Задача 6. Сколько весит воздух в комнате.
Задача 7. Вычисление плотности куска мыла
Слайд 6Энергосбережение – новый «источник» энергии!
Кто не умеет беречь малого, не сохранит
и большого. П. Сир
Слайд 7Плюсы энергосберегающих ламп:
Большой срок службы: декларированное время 10-12 тыс. часов.
Низкое
потребление электроэнергии. Такие лампы потребляют в 5 раз меньше электричества. «Лампочкой Ильича» в 60Вт=энергосберегающей с мощностью в 12 Вт.
Потребляют меньше электроэнергии, это уменьшает нагрузку на сеть, риск перебоев, коротких замыканий.
Слайд 8Заводская гарантия на люминесцентные лампы.
Расположенная в цоколе аппаратура устраняется стробоскопический
эффект и обеспечивается стабильный световой поток при пульсациях напряжения питания, устраняя тем самым эффект усталости глаз при работе за компьютером;
Допускается использование энергосберегающих ламп там, где есть ограничения температуры, так как эти лампы практически не нагреваются.
Слайд 9Минусы:
Высокая стоимость: цена одной энергосберегающей лампы колеблется от 50-80 рублей за
экземпляры китайского и российского производства, и до 150-200 рублей за качественные импортные изделия.
В трубке содержатся пары ртути, поэтому разбивать такую лампу категорически не рекомендуется.
Слайд 10Реагирующая на движение лампочка поможет экономить:
Вкручиваемый адаптер «умный дом» с
датчиком движения вкручивается в обычный патрон для лампочки. Щелкните выключатель, и лампочка будет включаться как только вы входите в комнату – будет срабатывать датчик движения, а если он не зафиксирует движения в радиусе 4,9м, то лампочка автоматически выключится. Время работы лампочки настраивается – от 5 до 100 секунд. Продается такой гаджет по цене в 750р.
Слайд 12 «Уходя, гасите свет» - это стоит делать только в том случаи,
если Вы уходите на долго (более 10 -15 минут). Дело в том, что лампы накаливания перегорают именно в момент включения. А на изготовление новой лампы требуется гораздо больше энергии, чем вы сэкономите, часто выключая её на короткое время.
Слайд 13Двойной тариф выгоден не всем:
Ночной тариф значительно ниже дневного. Действует он
с 23 ч. до 7 ч. утра. Ночью электричество стоит 1,2 руб.
Чтобы перейти на двух тарифную систему, абонентам необходимо иметь средства коммерческого учета электрической энергии по зонам суток - электронные двух тарифные счетчики.
Стоимость однофазного двух тарифного счетчика варьируется от 1,5 до 2,5 тыс. руб., трехфазного - от 4 тыс. руб. и выше.
Слайд 14 После перехода на двухтарифную систему абоненту начинают ежемесячно приходить сразу две
квитанции за электроэнергию. В первой выставляется сумма, начисленная по "дневному" тарифу, а во второй - по "ночному".
Слайд 16После установки двух тарифного счетчика:
Слайд 18 Вывод
Вывод: Возможность для энергосбережения есть в каждом доме,
в каждой квартире в каждой семье.
Энергосберегающие мероприятия действительно позволяют экономить энергию, энергетические ресурсы, являются ключом к повышению уровня жизни, сохранению окружающей среды. Эти мероприятия не требуют материальных затрат и зависят только от личной осведомленности и заинтересованности людей.
Энергосбережение можно считать новым источником энергии.
Слайд 19Ученики – это " УЧЕНЫЕ", открывающие новые
(для них) знания,
а
учитель – организатор их деятельности
Слайд 20Этапы экспериментальной деятельности
Слайд 21В качестве примера заданий экспериментального физического практикума можно привести следующие задачи
по теме «Электричество» с использованием электронного конструктора, который сам по себе уже является средством привлечения обучающихся к занятиям физикой. Конечно, можно в нижеприведенных задачах в качестве оборудования использовать и лабораторные физические приборы, которые имеются практически в каждом кабинете физики.
Слайд 23Для начала решим задания для тренировки, позволяющие обучающимся вспомнить практические навыки
сборки электрических цепей.
Задача 1. Соберите схему соединения батарейки, лампочки и одного ключа, в которой при замыкании ключа загорается лампочка.
Слайд 24Задача 2. Соберите схему соединения батарейки, двух лампочек и одного ключа,
в которой при замыкании ключа загораются обе лампочки. Решите данную задачу двумя способами (во втором способе лампочки горят другим накалом, отличающимся от первого способа подключения). Объясните разницу в накалах лампочек при их работе в первом и втором способах подключения. Имеются в виду способы подключения – последовательный и параллельный.
Слайд 25Теперь усложняем задания.
Задача 3. Соберите схему цепи, содержащей одну батарейку и
два электрических звонка (две лампочки), каждый из которых можно включать и выключать независимо друг от друга.
Слайд 26Задача 4. Имеется электрический звонок и лампочка (можно заменить на две
лампочки), выключатели и батарейка. Придумайте и соберите схему подключения, чтобы одним выключателем включался звонок (первая лампочка), другим – лампочка (вторая лампочка), третьим – одновременно звонок и лампочка.
Слайд 27Задача 5. Соберите схему соединения батарейки, двух лампочек и трех ключей,
в которой каждой из лампочек управляет свой ключ, а размыкание третьего ключа приводит к выключению обеих лампочек.
Слайд 28Задача 6. Соберите схему подключения к батарейке двух лампочек и ключей,
чтобы при замыкании одного ключа загоралась бы одна лампочка, а при замыкании второго ключа одновременно загорались обе лампочки?
Слайд 29Задача 7. Соберите схему соединения батарейки, лампочки, звонка (можно использовать вторую
лампочку) и двух ключей. Лампочка включается всякий раз, когда звенит звонок, но может работать и при выключенном звонке.
Слайд 30Задача 8. Соберите схему подключения к батарейке двух лампочек и двух
ключей, чтобы при замыкании хотя бы одного ключа одновременно загорались обе лампочки?
Слайд 31Задача 9. Имеется длинный коридор, в середине которого есть лампочка. Требуется
сконструировать схему подключения батарейки, лампочки и двух выключателей в коридоре так, чтобы было можно в любом его конце осуществлять ее включение и выключение. Соберите схему подключения.
Упрощение задачи: Соберите схему соединения батарейки, двух кнопок (выключателей) и одной лампочки так, чтобы включить ее можно было бы из двух разных мест.
Слайд 32Задача 10. Собери схему управления двигателем. Схема должна позволять запускать его
на вращение по часовой или против часовой стрелки.
Слайд 33Интересен конструктор в виде программного приложения для компьютера «Начала электроники» -
обучающая система для школьников и студентов по курсу электричества. Данное мультимедийное приложение представляет из себя электронный конструктор, в котором учащийся может "собирать" различные электрические схемы и наблюдать за установившимся режимом их работы, подключая различные источники постоянного или переменного тока.
В процессе своих исследований учащийся может пользоваться современными измерительными приборами в число которых входят цифровой мультиметр и двухканальный осциллограф.
Слайд 34Если подготовка экспериментальных задач для учителя не представляется на данный момент
возможным, то можно воспользоваться и готовыми экспериментальными видеозадачами по физике.
Увиденное на экране необходимо будет объяснить с физической точки зрения, приведя необходимые формулы для решения данных задач.
Слайд 35Один из наиболее интересных на данный момент сборник видеозадач по физике
подготовлен ведущими преподавателями Казанского государственного университета (один из авторов Фишман А.И., докт. физ.-мат. наук).
Слайд 36Решение экспериментальных задач позволит учащимся сделать отдельные шаги в познании природы,
неожиданные открытия, научит пользоваться физическим оборудованием, составлять схемы, применять полученные знания на практике при решении жизненных задач, а это и есть метапредметный результат обучения. Один из необходимых результатов введения новых ФГОС второго поколения.