Слайд 1Презентация “Физика дома”
Номинация “Тайны маминой кухни”
Автор: Хрулева Ирина, 16 лет, обучающаяся
11 кл, МБОУ СОШ
с. Б -Озёрки Балтайского района
Руководитель: Сидорова Ольга Николаевна учитель физики и математики.
Слайд 2Цель: ознакомить учеников с многообразием физико-химических процессов, встречающихся в быту, прививать
им любовь к близким людям, к чистоте и порядку в доме, укрепить интерес к учебным предметам, включить учащихся в активный познавательный процесс.
Слайд 3Мы маму знаем только дома,
Родные руки берегут
Домашний ласковый уют,
Такой привычный и
знакомый.
Но если мама иногда
придет усталая с работы,
Согрей ее своей заботой,
Во всем ей помоги тогда.
Слайд 4Сегодня мы приглашаем вас в волшебную лабораторию, где чародействует самая добрая-предобрая
волшебница, с которой каждый знаком давным –давно. Такая волшебная лаборатория есть у вас дома, а волшебница –это мама .В лаборатории –маминой кухне- происходит так много интересного и таинственного!!Открыть тайны нам помогут две науки-физика и химия.
Слайд 5Все предметы, что окружают нас с вами, называют физическими телами. Физика
изучает изменения, которые происходят с физическими телами. Эти изменения называются физическими явлениями.
Слайд 6А теперь отгадайте загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И
летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
Слайд 8Да, вода может быть и твердой- это лед, и жидкой- обыкновенная
вода, и как газ-водяной пар. Почему так?
Слайд 9Состояние воды(твердое, жидкое, газообразное)зависит от того, как ведут себя её молекулы.
В твердом теле царит ‘‘твердый’’ порядок. У каждой молекулы свое определенное место . Твердое тело (лед) трудно сжать, оно сохраняет свою форму и объем ,значит ,его молекулы ‘‘упакованы’’ очень плотно. Жидкости сохраняют объем, но не сохраняют форму (переливаем воду из стакана в колбу),в них нет такого порядка в расположении молекул, как твердом теле, хотя ‘‘упакованы” они тоже плотны. Газ (пар)не имеет определенного объема ;его молекулы разлетаются при молейшей возможности.
Слайд 10Загадка:
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите
в печь меня.
Слайд 12И комковато,
и пышновато,
и кисловато
и назревото,
а всех душистей
и вкусней!
А
вот такую загадку отгадаете?
Слайд 15А кто делает в хлебе дырочки?
Оказывается ,углекислый газ, который образуется в
тесте при брожении. Это химическое явление. Чем больше углекислого газа выделяется в тесте, тем больше образуется в нем пузырьков- тесто ‘‘вспухает’’, поднимается, ‘‘подходит’’,как говорят мамы. Ну а потом ,в жаркой печи или в духовке газ выходит ,а дырочки в душистом ,теплом хлебе остаются. Вот в чем тайна ноздреватого, пышного, вкусного хлеба.
Слайд 16А теперь откроем бутылку минеральной воды. Почему она шипит? Это выходит
углекислый газ!
Слайд 17Явление диффузии стоит на страже нашего здоровья и даже безопасности.
Оказывается,
в природный газ, которым мы пользуемся на кухнях, добавляют вещество с неприятным запахом. Если возникает утечка газа, то молекулы пахучего вещества, легко проникая между молекулами воздуха, промежутки между которыми велики - в несколько раз больше самих молекул, быстро распространяются в помещении и люди ощущают запах ‘‘газа’’ .
Слайд 18Открыв пробирки, закрытые красными пробками, поднесите их к носу. Что вы
чувствуете? Запах ванилина. Как дошел до вас этот запах? Вследствие диффузии.
Слайд 19Мама попросила Вас пожарить яичницу, но Вы знаете, что она сегодня
отварила яйца на салат. Все яйца лежат в холодильнике в одном лотке. Как определить какое яйцо сырое, а какое вареное?
Слайд 20Яйцо нужно положить на стол и вращать вокруг вертикальной оси. Варёное
яйцо будет вращаться дольше сырого.
Объяснить это можно следующим образом: варёное яйцо вращается как одно целое; сырое же состоит из отдельных частей: желтка и белка. При вращении сырого яйца эти части обладают различной скоростью (чем дальше от оси вращения, тем эта скорость больше, поэтому между частями яйца возникает внутреннее трение, тормозящее вращение.
Слайд 21Вопрос:
Почему не обжигает рук яйцо, вынутое из кипятка?
Слайд 22Ответ: Потому что оно покрыто тонким слоем горячей воды. Вода начинает
интенсивно испаряться, и поверхность яйца охлаждается.
Слайд 23При нагревании растворённый в молоке воздух расширяется и поднимается вверх в
виде пузырьков. Внутри каждого происходит испарение жидкости. С повышением температуры и по мере приближения её к температуре кипения давление внутри пузырька увеличивается на столько, что, оно становится равным внешнему (или чуть превышает его), пузырёк лопается и воздух выходит наружу. Маслянистая плёнка на поверхности для пара непроницаема, поэтому пар, вырвавшийся из пузырьков, заставляет её подниматься, молоко как бы разбухает, увеличивается в объёме и «убегает», переливаясь за край кастрюли
Молоко «Убежало».
Процесс кипения молока не отличается от процесса кипения воды. Вначале молоко, как и вода, нагревается в кастрюле благодаря теплопередаче и конвекции – перемещению тёплых и холодных масс. Наличие определённого количества жира в молоке приводит к образованию на поверхности молока маслянистой плёнки.
Слайд 24 Я люблю горячий чай , потому и кладу в
него кусочек сахара, только перед тем как пить. Разумнее это делать раньше, сразу, как вам налили его. Правда ли это?
Слайд 25Ответ : Да! Если сахар положить сразу в горячий чай, то
его температура сразу понизиться, а чем она ниже, т.е чем меньше отличается от комнатной, тем медленнее чай остывает.
Слайд 26Небольшая История
Была зима. Ольга вошла в комнату с улицы . Сквозь
замерзшие окна был виден лишь край дороги. “Хозяйка квартиры ленивая “ - подумала она., и сделала этот вывод? Почему она так решила?
Слайд 27Ответ: Окна в квартире хозяйки замерзли. Значит, в пространство, между рамами
проник из комнаты теплый влажный воздух и, соприкасаясь с холодным стеклом, замерз на нем. Следовательно, окна плохо утеплены.
Слайд 28
На маминой кухни почти все можно пробовать а в химической лаборатории
-нет.
Слайд 29Вот и завершилось наше путешествие в мир двух наук - физики
и химии . Теперь мы знаем, что эти науки очень нужны человеку. Как много Вы сможете понять и сделать, используя знания по физике и химии! Теперь наблюдая, за окружающим миром, сможете объяснить некоторые явления.
Всё, что вы узнали сегодня, вам пригодится.
Ведь впереди у Вас – ещё более важные и интересные открытия!
Добрый вам путь – к знаниям!