Слайд 1Что изучает физика.
Некоторые физические термины.
Наблюдения и опыты.
Слайд 2
Физика как наука зародилась очень давно. Попытки объяснить
явления природы были в Китае, в Древней Греции и Индии. Первоначально физикой занимались философы, богословы, астрономы, мореплаватели, врачи. В IV веке до н.э. Аристотель ввел понятие «ФИЗИКА» ( от греческого слова «фюзис» - природа).
Слайд 3Аристотель - величайший ученый Древней Греции
(384-322 до н.э.)
Слайд 4
В русском языке слово «физика» появилось
в XVIII век, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову, ученому-энциклопедисту, основоположнику отечественной науки, философу-материалисту, поэту, заложившему основы современного русского языка, выдающемуся деятелю просвещения, который сделал перевод с немецкого первого учебника по физике.
Слайд 6Физика – это наука о наиболее простых и наиболее общих свойствах
мира.
Физика тесно связана с другими науками: географией, астрономией, химией, биологией.
Слайд 7Физические термины -
специальные слова, которыми пользуются в физике для
краткости, определенности и удобства.
Физическое тело
Вещество
Материя
Физические явления
Физическая величина
Физический прибор
Слайд 8Физическое тело - это каждый окружающий нас предмет.
Вещество - это всё
то, из чего состоят физические тела.
Материя - это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.)
Физические явления – это изменения, происходящие с физическими телами.
Физические величины - это измеряемые свойства тел или явлений.
Физические приборы – это специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов.
Слайд 9Отгадай загадку
1. Сначала - блеск.
За блеском – треск,
За треском –плеск.
2. Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал.
Без тела, а живет оно,
Без языка кричит.
3. На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает.
4. Что с земли не поднимешь?
5. Две сестры качались,
Правды добивались.
А когда добились.
То остановились.
6. Считает весь век,
А сам не человек.
7. Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать.
Слайд 10Источники физических знаний
Наблюдения
Окна в мир: зрение, слух,
осязание, обоняние,
вкус
Мысль
Гипотеза,
догадка,
фантазия, мечта,
интуиция
Опыт
Вопрос природе
на её языке
вещей и событий
Знания
Слайд 11Пословица гасит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А
почему народ так решил?
Случалось ли, что органы чувств вас обманули?
Проведите рукой по столу, рука ощущает сопротивление. Высказываем гипотезу: сопротивление объясняется зацеплением мельчайших зазубрин на поверхности тел.
Придумайте опыт, позволяющий проверить эту догадку.
Приходилось ли вам в повседневной жизни делать измерения? Какие?
Слайд 12Начальный уровень
1. Приведите примеры тел, изготовленных из следующих веществ: дерева, бумаги,
пластмассы.
2. Из каких веществ состоят следующие физические тела: книга, линейка, парта.
3. Назовите, какие физические тела могут быть сделаны из стекла, из резины, из пластмассы.
4. Какие из приведенных явлений являются механическими: движется автобус, плывет лодка, кипит вода.
5. Какие из приведенных явлений являются тепловыми: ученики греются у костра, Солнце нагревает крышу дома, летит мяч.
Слайд 13Средний уровень
1. Укажите, что относится к понятию «физическое тело», а что
к понятию «вещество»: автобус, трамвай, медь, мел, мед, очки.
2. Какое из приведенных ниже слов обозначает физическую величину: алюминий, длина, килограмм, термометр, Земля.
3. Какое из приведенных ниже слов обозначает единицу физической величины: объем, температура, плавление, метр, скорость.
4. Назовите из приведенных ниже явлений только физические: таяние снега, кипение воды, гниение картофеля, выпадение снега, почернение серебряной монеты.
5. Какими основными физическими явлениями сопровождается выстрел из пушки?
Слайд 14Достаточный уровень
1.В двух бидонах находилось молоко. В одном из них молоко
скисло, а в другом отстоялись сливки. В каком из бидонов произошло физическое явление? Какое?
2.Мальчики во время похода попали в грозу. Они обратили внимание на то, что гром слышен всегда после удара молнии. Какое предположение можно сделать на основе этих наблюдений?
3. Какие наблюдения вы проводили в природе? Какие физические явления наблюдали? Приходилось ли вам ставить опыты? Какие? Каков главный признак, отличающий опыт от наблюдения?
Слайд 15Высокий уровень
1.Молоко продают в различной упаковке: бутылках, полиэтиленовых пакетах и бумажных
коробках. Назовите достоинства и недостатки каждого из видов упаковки.
2. Влияет ли, по-вашему, функциональное назначение предмета(тела) на выбор вещества, из которого этот предмет (тело) изготовлен?
3. Обувь изготавливают из кожи, кожезаменителя, резины и специальных пластиков. Какие достоинства и недостатки имеет обувь каждого вида?
Слайд 16Домашнее задание
§ 1-3 читать, ответить на вопросы в конце
параграфов учебника.
В предлагаемые таблицы напишите по три примера.