Презентация, доклад на тему Элективный курс по физике Физика элементарных частиц

Содержание

Элективность – предоставление слушателям максимальной возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов – элективных курсов, изучение которых направлено на дальнейшую специализацию образования, или на профессиональную ориентацию учащихся в выбранной сфере деятельности, или просто на расширение познавательных интересов школьников,

Слайд 1  
РЕФЕРАТ
на тему:
"Элективные курсы
по
физике"

  РЕФЕРАТна тему:

Слайд 2Элективность – предоставление слушателям максимальной возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов –

элективных курсов, изучение которых направлено на дальнейшую специализацию образования, или на профессиональную ориентацию учащихся в выбранной сфере деятельности, или просто на расширение познавательных интересов школьников, формирование их мировоззрения.
Элективность – предоставление слушателям максимальной возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов – элективных курсов, изучение которых направлено на

Слайд 3Элективный курс по физике в настоящих условиях часто пока единственная возможность

донести в полной мере до учащихся многие современные актуальные составляющие физического знания, например по теме «Физика элементарных частиц».
Элективный курс по физике в настоящих условиях часто пока единственная возможность донести в полной мере до учащихся

Слайд 4Элективные курсы выполняют следующие функции:
углубление, дополнение содержания профильного учебного предмета;
наращивание,

развитие содержания одного из базовых учебных предметов;
удовлетворение разнообразных познавательных потребностей учащихся в выбранной ими предметной области и за рамками выбранного ими предмета;
мотивация профессионального интереса к той или иной сфере человеческой деятельности.
Элективные курсы выполняют следующие функции:углубление, дополнение содержания профильного учебного предмета; наращивание, развитие содержания одного из базовых учебных

Слайд 5Элективные курсы по физике можно разделить на несколько групп:
1) элективные курсы

повышенного уровня, направленные на углубленное изучение физики, имеющие как тематическое, так и временное согласование с профильным курсом физики. Выбор такого курса позволит изучить физику на углубленном уровне.
2) элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы профильного курса физики. Следовательно, выбранная тема изучается более глубоко, чем при выборе курса повышенного уровня.
3) элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу курса физики;
4) прикладные элективные курсы, цель которых знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний по физике на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству;
5) элективные курсы изучения физических методов познания природы;
6) элективные курсы по истории физики и астрономии;
7) элективные курсы по решению задач, в том числе составлению и решению задач на основе эксперимента.
Элективные курсы по физике можно разделить на несколько групп:1) элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубленное изучение

Слайд 6Задачи элективных курсов:
1. Развивают содержание базовых курсов, изучение которых осуществляется на

минимальном общеобразовательном уровне.
2. Дополняют содержания определенного профильного курса, благодаря чему профильный курс становится в полной мере углубленным.
3. Удовлетворяют познавательные интересы отдельных школьников в областях деятельности человека, как бы выходящих за рамки школьного обучения, т.н. элективные курсы, носящие «внепредметный» или «надпредметный» характер.
4. Формируют у школьников некоторые элементарные знания и умения для успешного продвижения на рынке труда, т.н. элективные курсы профессиональной ориентации.
5. Способствуют социальной адаптации учащихся к объективным требованиям современной жизни. Данные элективные курсы прагматической направленности формируют актуальные знания и умения, необходимые в повседневной практической жизни человека.
6. Развивают у учащихся умения познавать, умения учиться, умения приобретать, организовывать и применять знания на практике, т.е. элективные курсы гносеологической, «собственно ученической» направленности.
Задачи элективных курсов:1. Развивают содержание базовых курсов, изучение которых осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне.2. Дополняют содержания определенного

Слайд 7Физика элементарных частиц
Элективный курс по физике:

Физика элементарных частицЭлективный курс по физике:

Слайд 8Задачи курса:
расширить информационно-смысловое поле ребенка;
создать условия для развития воображения, логического мышления

учащихся;
способствовать объединению процессов учебного и научного познания;
помочь учащимся обнаружить в окружающих явлениях новые смыслы;
способствовать укреплению положительной мотивации к учению через создание ситуаций успеха;
создать условия для овладения учащимися новой методики работы с текстом учебника, любым учебным текстом;
Задачи курса:расширить информационно-смысловое поле ребенка;создать условия для развития воображения, логического мышления учащихся;способствовать объединению процессов учебного и научного

Слайд 9Курс направлен на развитие у учащихся навыков:
1. Познавательной деятельности:
определять структуру

объекта познания, поиска и выделения значимых и функциональных связей и отношений между частями целого;
самостоятельно выполнять различные творческие задания, самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
2. Информационно-коммуникационной деятельности:
передавать содержание информации адекватно поставленной цели;
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создавать презентации;
участвовать в дискуссии, следовать этическим нормам и правилам ведения диалога.
3. Рефлексивной деятельности:
оценивать свою деятельность, предвидеть возможные результаты своих действий, учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценки;
осуществлять осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Курс направлен на развитие у учащихся навыков:1. Познавательной деятельности: определять структуру объекта познания, поиска и выделения значимых

Слайд 10Содержание программы:
Тема 1. Вводное лекционное занятие.
Тема 2. Что такое элементарная частица.
Тема

3. Урок-семинар «История открытия элементарных частиц».
Тема 4. Развитие теории элементарных частиц.
Тема 5. Классификация элементарных частиц.
Тема 6. Лептоны.
Тема 7. Мезоны.
Тема 8. Барионы.
Тема 9. Урок-викторина «Путешествие в прошлое».
Тема 10. Античастицы.
Тема 11. Превращение элементарных частиц.
Тема 12. Распады элементарных частиц.
Тема 13. Взаимодействие элементарных частиц.
Тема 14. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц: камера Вильсона.
Тема 15. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц: счетчики.
Тема 16. Итоговый урок.
Содержание программы:Тема 1. Вводное лекционное занятие.Тема 2. Что такое элементарная частица.Тема 3. Урок-семинар «История открытия элементарных частиц».Тема

Слайд 11Примерный план урока-викторины «Путешествие в прошлое».

Примерный план урока-викторины «Путешествие в прошлое».

Слайд 12Цели:
Познакомить учащихся с деятельностью того или иного ученого, показать наиболее примечательные

черты его мировоззрения, развивать умение использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создавать презентации, расширить кругозор учащихся, развивать коммуникативные способности.
Цели:Познакомить учащихся с деятельностью того или иного ученого, показать наиболее примечательные черты его мировоззрения, развивать умение использовать

Слайд 13Оформление:
Портреты ученых, выставка литературы для дополнительного чтения.

Оформление:Портреты ученых, выставка литературы для дополнительного чтения.

Слайд 14Подготовка к занятию:
Класс делится на пять команд. Каждая команда выбирает ученого,

о котором ей хотелось бы рассказать остальным.
Подготовка к занятию:Класс делится на пять команд. Каждая команда выбирает ученого, о котором ей хотелось бы рассказать

Слайд 15Счастлив в наш век, кому победа Далась не кровью, а умом, Счастлив, кто

точку Архимеда Сумел сыскать в себе самом.
Счастлив в наш век, кому победа Далась не кровью, а умом, Счастлив, кто точку Архимеда Сумел сыскать

Слайд 16Первая команда Гелл-Манн Мюррей
Родился 15.09.1929.
Выдающийся американский физик-теоретик, один из создателей современной

теории элементарных частиц.
Работы Гелл-Манна на протяжении нескольких десятилетий определяли развитие физики частиц. Его идеи всегда были фундаментальными и приводили к существенному прогрессу в физике частиц.
Основные достижения:
      1953 г. – метод дисперсионных соотношений в квантовой теории поля;
      1953 г. – формулировка (совместно с Ф. Лоу) уравнений ренормализационной группы, которые в настоящее время являются одним из важнейших методов исследования в физике высоких энергий;
      1955 г. – теория нейтральных К-мезонов;
      1956 г. – теория слабого взаимодействия;
      1961 г. – модель унитарной симметрии («восьмеричный путь»); предсказание W-частицы;
      1962 г. – модель кварков, являющаяся в настоящее время основой всей физики микромира;
      1970 г. – квантовая хромодинамика (теория взаимодействия цветных кварков и глюонов).
      Этот список можно продолжить. В 1969 г. М. Гелл-Манн получил Нобелевскую премию по физике. Он является одним из наиболее авторитетных во всем мире ученых – специалистов в области физики частиц.
      М. Гелл-Манн – очень живой, необычайно широко образованный, склонный к шутке человек. Интересна история слова «кварк», которое он выбрал для названия фундаментальных частиц, из которых устроен наш мир.
Это слово Гелл-Манн нашел в знаменитом романе Джеймса Джойса «Поминки по Финнегану». Роман Джойса полностью основан на словотворчестве и непереводим на другие языки. Если сам роман занимает
300 страниц, то изданные комментарии к нему, в которых объясняется возможный смысл почти каждого слова, вдвое больше. В единственном месте романа употребляется слово «кварк». Это происходит там, где главному герою снится сон, будто он – король Корнуэлла Марк, пославший своего рыцаря Тристана с поручением привезти королю его невесту Изольду.
Вокруг корабля, на котором Тристан с Изольдой возвращаются к Марку, вьются чайки и поют несколько двусмысленную песенку, начинающуюся словами: «Три кварка для мистера Марка!». Гелл-Манна, по-видимому, пленила загадочность слова и то, что упоминается именно о трех кварках (в 1961 г. список сортов кварков исчерпывался тремя). На немецком языке слово «кварк» имеет более прозаический смысл и означает «творог». Гете в «Фаусте» вложил его в уста Мефистофеля в смысле «чепуха», «ерунда».
      На одной из конференций, посвященных физике слабых взаимодействий, Гелл-Манну предложили сделать заключительный доклад. Он вышел к трибуне и показал на экране слайд, где были сфотографированы ноты начала «Неоконченной симфонии» Шуберта.
Первая команда  Гелл-Манн МюррейРодился 15.09.1929.Выдающийся американский физик-теоретик, один из создателей современной теории элементарных частиц.Работы Гелл-Манна на

Слайд 17Вторая команда Томсон Джозеф Джон
Выдающийся английский физик-экспериментатор.
      Дж. Дж. Томсон стал физиком

почти случайно. Его отец хотел, чтобы сын стал инженером, но выяснилось, что у семьи нет денег, чтобы оплатить учебу в инженерном колледже. Друг семьи предложил послать молодого человека учиться в Оуэнс-колледж вблизи Манчестера, где обучение было дешевле. В этом колледже оказались прекрасные учителя по математике и физике, которые пробудили у молодого Томсона тягу к занятиям физикой.
      В 1876 г. Джи-Джи (как его называли все, в том числе даже сын) перешел в Тринити-колледж в Кембриджском университете, чтобы завершить образование по физике, и последующие 64 года (!) провел в этом месте. В 1884 г. в возрасте 28-и лет Томсон получил должность профессора в Кембридже и стал директором Кавендишской лаборатории, самой лучшей физической лаборатории Англии, первым директором которой был Дж. К. Максвелл, а затем выдающийся специалист по акустике лорд Рэлей. В этой должности Томсон пробыл тридцать пять лет, уступив в 1919 г. место директора Кавендиша своему ученику Э. Резерфорду. В 1918г. Томсон был избран деканом Тринити-колледжа и находился на этом посту до самой смерти в 1940 г.
      Наиболее знаменитая работа Томсона в физике – выяснение природы катодных лучей и доказательство, что эти лучи являются потоком электронов. Томсон не был ни выдающимся теоретиком, ни сверхталантливым экспериментатором, но он был одарен способностью связывать воедино то, что сделали те и другие. В 1906 г. Томсон получил Нобелевскую премию по физике за теоретические и экспериментальные исследования проводимости газов. Двумя годами спустя он был возведен в рыцарское достоинство.
      Пожалуй, не менее важным было искусство Джи-Джи объединять вокруг
себя талантливых молодых людей. Он был выдающимся педагогом и наставником. Среди его учеников – восемь Нобелевских лауреатов (в том числе, его собственный сын), 27 членов Лондонского королевского общества. В 1920-е гг. говорили, что все профессора физики в США – либо ученики Томсона, либо ученики его учеников. Все ученики вспоминали с необычайной любовью годы общения с Джи-Джи.
Вторая команда  Томсон Джозеф ДжонВыдающийся английский физик-экспериментатор.      Дж. Дж. Томсон стал физиком почти случайно. Его отец хотел,

Слайд 18Третья команда Резерфорд Эрнест
Выдающийся английский физик-экспериментатор, установивший существование атомных ядер.
      Эрнест Резерфорд

родился в 1871 г. в деревне Брайтуотер, недалеко от г. Нельсоне в Новой Зеландии. Он был одним из двенадцати детей мелкого фермера, выходца из Шотландии. Проявив незаурядные способности, Эрнест после школы учился на стипендии сначала в колледже родного города, а затем в колледже Крайстчерча, одного из крупных городов Новой Зеландии. Уже в студенческие годы Резерфорд серьезно занялся наукой. Он выступил с докладом «Об эволюции материи» на заседании студенческого общества, где выдвинул идею о том, что все атомы состоят из одних и тех же составных частей. Идею Резерфорда приняли неодобрительно, и он должен был извиниться перед обществом. Правильность своих воззрений он доказал только через двадцать лет.
      Окончив колледж с отличием в 1894 г., Резерфорд некоторое время преподавал физику, пока в его судьбе не произошел неожиданный поворот, –
он был удостоен стипендии, присуждаемой одаренным выпускникам провинциальных университетов и позволяющей продолжить научную работу в Англии. Получив телеграмму, извещающую об этом радостном событии, Эрнест, работавший в поле, кинул лопату на землю и воскликнул: «Это последняя картошка, которую я выкопал!»
      Для стажировки Резерфорд выбрал знаменитую Кавендишскую лабораторию в Кембридже, которой руководил Дж. Дж. Томсон. В совместной работе по воздействию рентгеновских лучей на электрические разряды в газах Резерфорд и Томсон выдвинули идею, что при прохождении
через газ рентгеновские лучи разрушают его атомы, высвобождая одинаковое число положительно и отрицательно заряженных частиц, которые были ими названы ионами.
      По окончании стажировки Резерфорд переезжает в Канаду в университет Мак-Гилла в Монреале. Годы, проведенные в Канаде, были исключительно плодотворными. Резерфорд организовал прекрасную лабораторию, в которой проводил множество опытов. В основном проводились исследования радиоактивности. Резерфорд открыл два вида излучения урана: альфа-лучи,
проникающие только на короткое расстояние, и бета-лучи с большой проникающей способностью. С помощью простых и остроумных опытов он доказал, что бета-лучи представляют поток электронов, а альфа-лучи идентичны дважды ионизованным атомам гелия. Совместно с молодым химиком Ф. Содди Резерфорд создает теорию радиоактивности. Согласно ей,
радиоактивность – это самопроизвольный переход одних элементов в другие,
сопровождающийся выделением огромного количества энергии в виде излучений разного типа. Таким образом, эта теория отвергала взгляд на атомы как на неделимые и неизменяемые частицы.
      Имя Резерфорда приобрело известность. За исследования по радиоактивности ему в 1908 г. была присуждена Нобелевская премия по химии.
      В 1909 г. Резерфорд перебирается в Англию и получает место профессора
Манчестерского университета. Именно в Манчестере были проведены решающие эксперименты по рассеянию альфа-частиц, приведшие к открытию в 1911 г. атомного ядра и созданию планетарной модели атома. Через 30 лет в своей лекции Резерфорд так описывал события. «Однажды ко мне пришел Гейгер и спросил: «Не думаете ли вы, что молодой Марсден, которого я обучаю методам работы с радиоактивностью, должен начать небольшое исследование?» - «Теперь и я так думаю, – ответил я. – Почему бы ему не посмотреть, не рассеиваются ли альфа-частицы на большие углы?» Я могу сказать вам по секрету, что я не верил в это, потому что мы знали, что
альфа-частица – очень быстрая тяжелая частица с огромной энергией, и можно сказать, что если рассеяние обусловлено накоплением эффекта от последовательных рассеяний на малые углы, то вероятность рассеяния альфа-частиц назад должна быть очень мала». Большинство альфа-частиц в опытах Марсдена действительно проходило сквозь фольгу, лишь слабо отклоняясь. Однако примерно одна частица из 20 000 отклонялась на углы более 90° ... Это было почти неправдоподобно, как если бы выстрелили 15-фунтовым снарядом в кусок папиросной бумаги и он отскочил бы обратно и поразил вас...»
      Планетарная модель атома, предложенная Резерфордом, поначалу вызвала возражения, однако после работ Нильса Бора стала общепризнанной. Крупнейший астроном сэр Артур Эддингтон как-то сказал, что Резерфорд произвел самое значительное изменение в наших представлениях о строении вещества со времен Демокрита.
Третья команда  Резерфорд ЭрнестВыдающийся английский физик-экспериментатор, установивший существование атомных ядер.      Эрнест Резерфорд родился в 1871 г. в

Слайд 19Четвертая команда Дирак Поль Адриен Морис
Выдающийся английский физик-теоретик, один из самых

значительных физиков ХХ века.
      В 1925 г. Поль Дирак впервые познакомился с работами Гейзенберга по квантовой механике. Обладая блестящими математическими способностями, Дирак немедленно включился в активную работу в новой для себя области (до этого он после окончания университета работал инженером). В течение пяти лет он сделал несколько блистательных работ по квантовой механике. Главной его заслугой было создание теории, объединившей принципы квантовой механики и теории относительности – релятивистской квантовой теории (1928 г.). Она сейчас является основой физики элементарных частиц. Вторым непреходящим по своему значению достижением Дирака была формулировка волнового уравнения для электрона, которое носит теперь его имя, – уравнение Дирака. Как показал Дирак, это уравнение правильно описывало спин электрона. Анализируя решения этого уравнения, Дирак пришел к предсказанию о существовании античастиц. Это и многие другие следствия уравнения Дирака полностью подтвердились на опыте. Дирак вместе со Шредингером получил Нобелевскую премию по физике в 1933 г.
      В последующие годы Дирак выполнил немного работ, но все они касались фундаментальных проблем квантовой механики, квантовой теории
поля и теории тяготения. С 1932 г. Дирак был профессором той самой Люкасовской кафедры математики в Кембридже, которую когда-то занимал
И. Ньютон. Выйдя на пенсию по возрасту, он переехал в Америку, где и прожил последние годы своей долгой жизни.
Четвертая команда  Дирак Поль Адриен МорисВыдающийся английский физик-теоретик, один из самых значительных физиков ХХ века.      В 1925

Слайд 20Пятая команда Паули Вольфганг Эрнст
Один из самых выдающихся физиков ХХ в.

– создателей современной физики.
      Еще в возрасте 19-и лет, студентом Мюнхенского университета, Паули написал обзор по теории относительности, ставший классическим учебником для нескольких поколений физиков. Становление Паули как ученого происходило в переломные годы, когда создавалась новая физика. Ему повезло в том, что он успел вовремя – колоссальный талант Паули нашел поле для применения.
      В 1924 г. он предложил новую квантовую характеристику электрона, связанную со спином, и высказал знаменитый принцип исключения (принцип Паули), который дал возможность понять структуру атомов. В 1925-1929 гг. Паули, ставший профессором теоретической физики в Техническом университете в Цюрихе, активно занимался концептуальными проблемами квантовой теории. Вместе с Полем Дираком он опубликовал первую работу, в которой предложена схема квантовой электродинамики – теории взаимодействия света и заряженных частиц.
      В 1931 г., пытаясь спасти закон сохранения энергии, который кажущимся образом нарушался в бета-распаде нейтрона, Паули предположил, что в этом распаде вылетает, помимо остальных, еще и нейтральная частица очень малой массы и огромной проникающей способности, которую Паули назвал
нейтрино. Любопытна история этого предложения. Молодой Паули не хотел
ехать из Цюриха в Тюбинген, где была намечена конференция по актуальным проблемам радиоактивности, так как в это время в Цюрихе должен был состояться бал, который Паули не хотел пропустить. Он написал участникам конференции письмо, начинающееся словами: «Дорогие радиоактивные дамы и господа!», в котором изложил свою гипотезу о нейтрино, закончив извинениями, так как важные дела в Цюрихе не позволяют ему участвовать в конференции.
      Перед войной и в первые послевоенные годы Паули выполнил несколько фундаментальных работ по квантовой теории поля. Он вошел в число наиболее цитируемых и наиболее уважаемых теоретиков мира. В 1945 г. ему была присуждена Нобелевская премия. К сожалению, Паули безвременно погиб в автомобильной катастрофе.
      Авторитет Паули был очень высок. Однако друзья-физики любили и подшутить над некоторыми чертами его характера. Так, общеизвестен был
«эффект Паули», заключавшийся в том, что, когда Паули входил в какую-то
лабораторию, все приборы прекращали работать.
Пятая команда  Паули Вольфганг ЭрнстОдин из самых выдающихся физиков ХХ в. – создателей современной физики.      Еще в

Слайд 21Конкурс для зрителей

Конкурс для зрителей

Слайд 22Загадка первая:
Речь пойдет об ученом. О каком именно? Подсказки:
Стал физиком почти

случайно.
Отец послал молодого человека учиться в Оуэнс-колледж вблизи Манчестера.
Был избран деканом Тринити-колледжа и находился на этом посту до самой смерти в 1940 г.
Не был ни выдающимся теоретиком, ни сверхталантливым экспериментатором, но он был одарен способностью связывать воедино то, что сделали те и другие.
Получил Нобелевскую премию по физике за теоретические и экспериментальные исследования проводимости газов.
Загадка первая:Речь пойдет об ученом. О каком именно? Подсказки:Стал физиком почти случайно.Отец послал молодого человека учиться в

Слайд 23Томсон Джозеф Джон

Томсон Джозеф Джон

Слайд 24Загадка вторая:
О фамилии очень известного ученого. Подсказки:
Обладал блестящими математическими способностями.
В течение

пяти лет он сделал несколько блистательных работ по квантовой механике.
Главной его заслугой было создание теории, объединившей принципы квантовой механики и теории относительности – релятивистской квантовой теории.
Пришел к предсказанию о существовании античастиц.
Вместе со Шредингером получил Нобелевскую премию по физике в 1933 г.
Загадка вторая:О фамилии очень известного ученого. Подсказки:Обладал блестящими математическими способностями.В течение пяти лет он сделал несколько блистательных

Слайд 25Дирак Поль Адриен Морис

Дирак Поль Адриен Морис

Слайд 26Заключение
Анализ творчества великих физиков показывает, что основным мотивом их научного труда

была бескорыстная жажда постижения законов природы. Собственный упорный и тяжелый труд является для ученого радостью, источником счастья и смыслом жизни. Но нередко результаты труда, а порой и сама возможность заниматься им требовали от ученого мужества поступать в соответствии с высокими нравственными принципами.
ЗаключениеАнализ творчества великих физиков показывает, что основным мотивом их научного труда была бескорыстная жажда постижения законов природы.

Слайд 27Ожидаемые образовательные результаты курса:
успешная самореализация школьников;
умение решать исследовательские задачи, представлять полученные

результаты;
опыт дискуссии, проектирования, работы в коллективе;
умение искать, отбирать и оценивать информацию, систематизировать знания;
возможность обоснованного выбора профессиональной ориентации.
Ожидаемые образовательные результаты курса:успешная самореализация школьников;умение решать исследовательские задачи, представлять полученные результаты;опыт дискуссии, проектирования, работы в коллективе;умение

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть