Слайд 1
Терехова Ю.Б.
Формирование интегративного естественно-научного знания при интеграции физики с другими
предметами
МБОУ СОШ № 25
(Из опыта работы учителя)
Слайд 2
Причины актуальности результатов интегративного познания естественных наук в современном обществе :
современные технологии опираются на комплексное использование достижений естественных наук;
дальнейшее развитие общества невозможно без решения экологических проблем, требующих коренного изменения всего естественно - научного образования;
наличие существенного разрыва между содержанием предметов естественного цикла в основной и средней школе и уровнем развития биологической науки;
Слайд 3Причины актуальности (продолжение)
перестройка курса биологии неизбежно привела к перестройке содержания и
структуры курсов физики и химии, а также изменению их места в учебном плане;
современное содержание предметов естественно - научного цикла не обеспечивает раскрытия перед учащимися взаимосвязи физических, химических и биологических форм материи, общности фундаментальных естественно - научных понятий, законов, теорий, общности методов исследования, формирование единой естественно-научной картины мира (далее – ЕНКМ).
Слайд 4Цель данной работы
Обобщение опыта работы учителя по формированию интегративного естественно -
научного знания при интеграции физики с другими школьными предметами.
Слайд 5Объект исследования:
Влияние интегративной технологии на результат школьного физического образования.
Слайд 6ПРЕДМЕт исследования:
Пути, средства, формы и методы,
позволяющие реализовать интегративную технологию обучения
в процессе преподавания школьного курса физики.
Слайд 7Основополагающие концепции ЕНО:
академика РАО Усовой А.В.;
академика Хрипковой А.Г.;
д.п.н. А. Р.
Камалеева:
КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ (СУН) И ОСНОВНЫХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ (ОЕК) УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2012)
Слайд 8Ядро концепции а.в. уСОВОЙ
Научное обоснование новой последовательности изучения предметов естественного цикла:
Вместо
традиционного:
Слайд 9
Гипотеза:
Опережающее преподавание физики и химии в основной школе позволит учителю-практику уже
сегодня воплощать в работе идеи новых концепций естественно - научного образования (в частности, концепции А.В.Усовой), а также обеспечит резерв времени для более углублённого изучения этих предметов основной школе в условиях сокращения часов на их изучение в учебном плане школе.
Слайд 10Мониторинг влияния интегративнЫХ КУРСОВ на результат школьного физического образования
Слайд 11Результаты сравнения качества образования в
7-Б, 8-Б и 9-Б экспериментальном классе
и контрольных классах (2000 – 2003 годы)
Слайд 12Результаты сравнения качества образования в
7-Х и 9-Б экспериментальнЫХ классАХ и
контрольных 7-Х И 9-А классах (2004 – 2009 годы)
2004-2005 учебный год:
9-А - качество образования 28,1%;
9-Б - качество образования 45,4%
2007-2008 учебный год:
7-ые классы (контрольные) - качество образования 49,1%
2008-2009 учебный год:
7-ые классы (экспериментальные) - качество образования 55,4%
Слайд 13Уровни формирования интегративного естественно - научного знания :
специализированных школ и других
видов ОУ;
специальных и профильных классов;
интегративных курсов;
элективных интегративных курсов;
интегрированных программ внеклассной работы по физике;
интегрированных программ дополнительного образования по физике;
интегрированных уроков и занятий.
Слайд 14Система работы учителя по формированию интегративного естественно - научного знания
интегративные курсы;
элективные
интегративные курсы;
интегрированные программы внеклассной работы по физике;
интегрированные программы дополнительного образования по физике;
интегрированные уроки и занятия.
Слайд 15Интегративный учебный курс (предмет, дисциплина)
«Учебный курс (предмет, дисциплина),
изучаемый учащимися для
углубления и расширения межпредметных (интегративных) знаний, формирования межпредметных (интегративных) знаний, формирования межпредметных интегративных умений, а также решающий другие образовательные проблемы, построенный на основе различных типов, форм, способов, объектов и т.п. межнаучной интеграции.»
(О. А. Яворук)
Слайд 17Программа апробировалась в условиях общеобразовательных школ г. Каменска-Уральского :
в 8-х и
9-х классах МОУ СОШ № 28, 25, 34 (учитель физики Терехова Ю.Б.);
в 9-х классах МОУ «Школа-интернат №27» (учитель физики Белькова Е.В.).
Слайд 18НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа данного элективного курса предназначена для учащихся 9-х классов, выпускников
основной школы, в целях реализации предпрофильного обучения на основной ступени обучения .
Слайд 19ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Социальная адаптация выпускников основной школы
в условиях:
ускоренного темпа социально-экономических преобразований в обществе;
перестройки технологических производственных процессов на современных промышленных предприятий;
востребованности технически грамотной,творчески мыслящей личности на рынке труда своего города и региона.
Слайд 20СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Представляет собой совокупность отдельных фрагментов из различных разделов ШКФ, ориентированных
на общий методологический подход решении изобретательских задач, задач межпредметного содержания, связанных с творчеством человека.
Отобрано в соответствии с познавательными возрастными особенностями учащихся 8 - 9 классов.
В то же время в процессе изучения курса учащиеся с повышенной мотивацией имеют возможность работы на более высоком уровне, развивать своё интегративное мышление и творческие качества.
Слайд 21Выпускники 9-х классов 2008 года на занятии элективного курса «физика в
профессии фотографа». Кабинет физики сош № 28
Слайд 23Зачётные работы учащихся 9-х классов
Слайд 24Первый успех – наша надежда
В 2006 году работа Меденковой Надежды заняла
II место на городском туре Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала».
В настоящее время девушка успешно закончила Уральскую медицинскую академию.
Слайд 25Кузьмин Илья,
выпускник СОШ № 25,
призёр городской
олимпиады по астрономии
в 2008-2009 учебном
году.
В настоящее время
успешно заканчивает
УГТУ – УПИ.
Считает курс «Физика
и творчество в твоей
профессии» очень
интересным и полезным.
Слайд 26Выпускник 2010 года СОШ № 25
Михайлов Виктор
(9 класс).
Призёр городского
Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» в 2010 году.
Создал несколько исследовательских проектов по физике.
Слайд 27Выпускница 2010 года СОШ № 25 Смольянинова Светлана (серебряная медаль).
Участник и
призёр городского тура Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» в 2008 2010 годах.
В настоящее время студентка Шадринского педагогического института (факультет информационных технологий).
Слайд 28Выпускница 2010 года СОШ № 25 Кожевникова Анна (серебряная медаль).
Участник городского
тура Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» в 2008 году и школьного тура в 2010 году.
В настоящее время студентка Уральской медицинской академии.
Слайд 29ГОРОДСКИЕ СЕТЕВЫЕ КУРСЫ 2010-2011
Выпускник 2013 года СОШ № 25 Ипатов Никита
(золотая медаль).
Участник городского тура Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» и научно-практической конференции УРФУ им. Б.Н. Ельцина в 2011 году.
В настоящее время студент УРФУ им. Б.Н. Ельцина
Слайд 30Открытая НПК по физике УРФУ имени Б.Н. ЕЛЬЦИНА
Благодарственное письмо ученика
Сертификат
участника открытой НПК, дающий ему преимущество при поступлении в УРФУ.
Слайд 31Открытая НПК по физике УРФУ имени Б.Н. ЕЛЬЦИНА
Благодарственное письмо учителя
Сборник
лучших докладов открытой научно-практической конференции
Слайд 32ГОРОДСКИЕ СЕТЕВЫЕ КУРСЫ 2010-2011
Кодаков Алексей 9 - в (2011) в настоящее
время студент КУПК, автор проекта «Технический прогресс в токарном деле»
Тушкова Екатерина, автор проекта «Физика в профессии фотографа»
Слайд 33ГОРОДСКИЕ СЕТЕВЫЕ КУРСЫ 2010-2011
Ученик 9 класса школы № 34 Чапайкин Иван
демонстрирует свои конструкторские задания – модели ветряных двигателей.
Слайд 34Конструкторские задания
Учащиеся 9 класса СОШ № 34 Казаков Алексей и Таскин
Роман на уроке защиты конструкторских заданий.
Конструкторское задание ученика 9 б класса СОШ № 25 Мещерягина Ивана.
Электрический звонок.
Слайд 35результаты анкетирования обучающихся на городском сетевом Элективном курсе «Физика и Творчество
в твоей Профессии»
Выпускники, обучающиеся по данной программе:
считают этот курс познавательным, интересным, развивающим практические навыки;
уверены, что знания, умения и информация, полученные во время изучения курса, пригодятся им в будущей профессии;
посоветовали бы выбрать данный элективный курс другим девятиклассникам.
Слайд 36Интегрированные программы внеклассной работы по физике
Слайд 40Содержание проекта
Разработки интегративных экскурсий и экскурсионных программ политехнического содержания по физике
и технологии, геологии, медицине и др..
Создание учащимися творческих проектов по интегративной, политехнической и профессионально-ориентированным тематикам.
Организация выставок технического творчества учеников с демонстрациями творческих достижений учащихся по физике и технике.
Создание хронометрического календаря знаменательных дат развития науки и техники на Урале.
Слайд 41ОТ ЭКСКУРСИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ - К ТВОРЧЕСКИМ ПРОЕКТАМ
Слайд 42Городской тур фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» 2013
Огурцова Инна, автор проекта
«Физика уральского самоцвета », I место
Результаты учебного творчества
Слайд 43Региональный конкурс исследовательских проектов им. академиков Кикоиных - 2014
В СУНЦ
г.
Екатеринбурга
Во время и после выступления
Слайд 44II общероссийская конференция научно-исследовательских работ обучающихся - 2014
Диплом победителя
Огурцовой
Инне
Благодарственное письмо учителю
Слайд 45Региональный тур всероссийской интеллектуальной олимпиады «Наше наследие» 2010
Дегтярёва Евгения, I место
Персональная
грамота ученицы
Слайд 46Региональный тур всероссийской интеллектуальной олимпиады «Наше наследие» (защита творческих проектных работ)
2010
Персональная грамота ученицы
Доможирова Мария, III место
Слайд 47общероссийский интернет-конкурс «организация проектной деятельности в работе с учащимися» 2013
Диплом за
II место в конкурсе
Доможировой Марии
Сертификат учителя за подготовку призёра
Слайд 48Региональный тур всероссийской интеллектуальной олимпиады «Наше наследие» (командная игра) 2010
Команда учеников
МБОУ СОШ № 25
Слайд 49Городской тур фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» - 2015
Призёр фестиваля учащийся
11 класса
Смольянов Евгений (II место)
Слайд 51Выставка радиоуправляемых авиамоделей семянникова василия (2011)
Слайд 52Школьная выставка технического творчества «техноспортоград»-2014
Слайд 53Во время презентации проектов по созданию действующих моделей и приборов
Слайд 54Участие в городских выставках технического творчества «техноспортоград» (2012-2014 годы)
Участницы школьной и
городской выставок технического творчества 2013-2014 учебного года
Воробьёва Юлия и Сажаева Яна, ученицы 7-а класса, со своими конструкторскими заданиями.
Кочнев Илья, учащийся 9-г класса – участник школьной и городской выставок технического творчества в 2012-2013 учебном году.
Слайд 55Участие в городских выставках технического творчества «техноспортоград»-2014
Участницы школьной и городской выставок
технического творчества 2013-2014 учебного года
Мухамедьярова Диана и Найдина Елизавета, ученицы 8-в класса, со своими конструкторскими заданиями.
Грамоты за участие в городской выставке
Слайд 56ГОРОДСКАЯ ВЫСТАВКА «ТЕХНОСПОРТОГРАД»
Павлюков Андрей, учащийся 8-б класса, победитель выставок в 2012-2013
и 2013-2014 учебных годах.
Диплом победителя выставки «ТехноСпортоГрад», выданный учащемуся.
Слайд 57Интегрированные уроки и занятия
Тематика интегративных уроков:
Интегрированный урок – семинар «График квадратичной
функции – парабола» (математика, физика, техника, астрономия);
«Графики плавления и отвердевания твёрдых кристаллических тел»;
Урок-диалог «В гостях у госпожи Электризации»;
Литературно – физическая гостиная по теме «Испарение и конденсация»;
Музыкально – физическая гостиная «А это звука волшебство».
Наука и нравственность.
Слайд 58Урок – мультимедийный проект
«Я И ЭНЕРГИЯ»
Интегрируемые предметы:
Физика;
География;
Обществознание;
Химия;
Информатика.
Форма урока: учебная конференция.
Слайд 59Единство наук определяется не требованиями стандартов, а проблемами глобального характера, особенностями
современного общества.
Знания связываются не ПРЕДМЕТОМ науки, а объектом социальной действительности.
Условием успеха социализации и интеграции естественно-научного знания являются:
1) кооперация и интеграция учителей-предметников вокруг одной проблемы;
2)профессиональная компетентность педагогов.
ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ КАК ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Слайд 60ЦЕЛИ:
Экологическое образование и воспитание, формирование экологического сознания учеников на уровне планетарного
масштаба.
В целях формирования интегративного мышления, естественно-научного знания и развития ключевых компетенций обучающихся продолжить внедрение в практику работы технологии интегрированного обучения и компьютерных технологий.
Слайд 63
Интегративные
формы и методы обучения:
решение задач межпредметного содержания;
решение задач профессионального и
политехнического содержания;
решение изобретательских задач с использованием элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ);
интегрированные творческие задания;
домашнее экспериментирование по физике.
Слайд 64Домашнее экспериментирование по физике с самодельными приборами
Слайд 65Результаты интегрированных дистанционных олимпиад
«Колосок весенний» и «Колосок осенний»
Слайд 67Использование интегративной технологии позволяет:
вовлечь в работу учащихся с повышенной мотивацией обучения,
проявляющих интерес не только к физике, но и другим предметам;
повысить уровень физического мышления учеников;
расширить и углубить теоретические и практические знания школьного курса физики;
успешно адаптировать учащихся в современном информационном поле;
ориентировать школьников на выбор профессии, освоение которых связано с изучением физики, техники и естественных наук.