Презентация, доклад к лекции на тему Философия марксизма. Из цикла Идея - История - Искусство. Философские и художественно-эстетические аспекты Русской революции 1917 года.

Содержание

Вводная рефлексия: Что вам известно о марксизме? С какими явлениями/понятиями/событиями у вас ассоциируется марксизм?

Слайд 1Лекция 3. Философия марксизма

«Не сознание людей определят их бытие, на наоборот,

их общественное бытие определяет их сознание»
К. Маркс

Не шкодую, ні, що був марксистом, —
Я в житті шукав нової віри.
А без віри хто ж ми?..
Тільки звірі…
М. Руденко
Лекция 3. Философия марксизма«Не сознание людей определят их бытие, на наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»К.

Слайд 2Вводная рефлексия:
Что вам известно о марксизме?
С какими явлениями/понятиями/событиями у

вас ассоциируется марксизм?
Вводная рефлексия: Что вам известно о марксизме? С какими явлениями/понятиями/событиями у вас ассоциируется марксизм?

Слайд 3 Марксизм – философское, экономическое и политическое учение, созданное немецкими мыслителями и

общественными деятелями Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в середине 19 века. Важнейшие произведения марксизма – «Капитал» К. Маркса (1867 г.) и «Манифест коммунистической партии» 1848 г.

Основатели марксизма
Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895)

Марксизм – философское, экономическое и политическое учение, созданное немецкими мыслителями и общественными деятелями Карлом Марксом и Фридрихом

Слайд 4Гегельянство - один из источников марксизма
«ВСЁ РАЗУМНОЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ВСЁ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ

– РАЗУМНО»
Г. Гегель

Старогегельянцы
Консервативное понимание: если всё действительное – разумно, то любой этап в развитии общества закономерен

Младогегельянцы
Революционное понимание: если всё разумное – действительно, то право на существование имеет только то, то не противоречит разуму., а остальное – подлежит разрушению.

Гегельянство - один из источников марксизма «ВСЁ РАЗУМНОЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ВСЁ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ – РАЗУМНО»Г. ГегельСтарогегельянцы Консервативное понимание: если

Слайд 5Маркс начинает своё философское становление как гегельянец и идеалист.
Примыкает к младогегельянцам,

делая из философии Гегеля практические, революционные выводы.


«Философы лишь различным образом объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы изменить его» (к. Маркс).




Маркс начинает своё философское становление как гегельянец и идеалист.Примыкает к младогегельянцам, делая из философии Гегеля практические, революционные

Слайд 6Центральная тема в марксизме – проблема отчуждения.
В философии категория «отчуждение» выражает

такую объективацию качеств, результатов деятельности и отношений человека, которая противостоит ему как превосходящая сила и превращает его из субъекта в объект ее воздействия.

Описание отчуждения К. Марксом:
«...предмет, производимый трудом, его продукт, противостоит труду как некое чуждое существо, как сила, не зависящая от производителя».

Труд – специфически человеческая характеристика. Но в условиях, когда рабочему не принадлежат ни средства , ни результаты производства, труд становится принудительным, а человек отчуждается от своей человеческой сущности.

«Рабочий чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций: при еде, питье, у себя в жилище, украшая себя, а в своих человеческих функциях он чувствует себя животным»
(К. Маркс).

Центральная тема в марксизме – проблема отчуждения.В философии категория «отчуждение» выражает такую объективацию качеств, результатов деятельности и

Слайд 7Учение об истории и обществе
Маркс распространяет материалистическое понимание бытия с природы

на общество.
В фундаменте общественной жизни – экономические отношения, которые являются её «материей».
Законы истории – диалектические законы.

БАЗИС
Производительные силы + производственные отношения

НАДСТРОЙКА (право, мораль, семейные отношения, политика, культура и т.д.)

Учение об истории и обществе	Маркс распространяет материалистическое понимание бытия с природы на общество. 	В фундаменте общественной жизни

Слайд 8Совокупность базиса и надстройки даёт определённый тип общества – общественно-экономическую формацию.


В каждой формации существуют антагонистические (противоборствующие) классы – угнетающие (эксплуататоры) и угнетённые (эксплуатируемые).
Классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам и размерам получения той доли общественного богатства, которой они располагают.


КЛАССОВАЯ БОРЬБА – ЛОКОМОТИВ ИСТОРИИ


Совокупность базиса и надстройки даёт определённый тип общества – общественно-экономическую формацию. В каждой формации существуют антагонистические (противоборствующие)

Слайд 9Современная Марксу капиталистическая эпоха – борьба буржуазии и пролетариата – последний

этап развития классового общества. На этом этапе классовая борьба достигнет вершины, а победа пролетариата приведёт к установлению бесклассового – коммунистического – общества.
Современная Марксу капиталистическая эпоха – борьба буржуазии и пролетариата – последний этап развития классового общества. На этом

Слайд 10Коммунизм – тип общества, основанный на общественной собственности на средства

производства.
Социализм – первая стадия коммунистического общества, для которой характерно сохранение государства, ставшего орудием рабочего класса, а не буржуазии (диктатура пролетариата).
При полном построении коммунизма государство отмирает за ненадобностью.
Наступление коммунизма в марксизме считается закономерным и неизбежным итогом исторического развития.
Коммунизм – тип общества, основанный на общественной собственности на  средства производства. Социализм – первая стадия коммунистического

Слайд 11Заключительная рефлексия:
1. Как вы думаете, за что марксизм подвергался критике?
Абсолютизация

экономического фактора в развитии

Недооценка роли личности в истории

Неприменимость теории общественно-экономических формаций ко многим обществам

Марксизм лёг в основу идеологии авторитарных и тоталитарных режимов
в ХХ веке

Заключительная рефлексия: 1. Как вы думаете, за что марксизм подвергался критике?Абсолютизация экономического фактора в развитии Недооценка роли

Слайд 12Заключительная рефлексия:
2. Что привлекало и привлекает людей в марксистском учении?
Последовательная

и во многом справедливая критика капитализма

Гуманистическая направленность (особенно, в учении об отчуждении)

Системный взгляд на природу, общество, историю

Обращённость к лучшему в человеке, призыв изменить мир на справедливых и гуманных началах

Заключительная рефлексия: 2. Что привлекало и привлекает людей в марксистском учении?Последовательная и во многом справедливая критика капитализмаГуманистическая

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть